Дело № 2-16784/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2024 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Зинченко С.В.,
при секретаре судебного заседания Кальницкой Е.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каплиной Елены Викторовны к ООО "Надежда" Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ о признании права на обращение за выплатой пособия по уходу за ребенком до 1,6 лет, об обязании работодателя передать сведения для назначения выплаты,
установил:
Истец Каплина Е.В. обратилась в суд к ООО "Надежда" с требованиями о признании права на обращение за выплатой пособия по уходу за ребенком до 1,6 лет, об обязании работодателя передать сведения для назначения выплаты.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и МО был привлечен в качестве соответчика.
В обоснование своих требований истец указал, что истец работает в ООО «Надежда» с 01.03.2019 г. по настоящее время в должности менеджера по развитию.
С 20.09.2023 г. по 17.07.2024 г. по совместительству работала у ИП Гребенчук А.А. в должности старшего менеджера по продажам.
10.07.2023 г. родилась дочь Каплина С.И., с 20.09.2023 г. по настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.
В период с 20.09.2023 г. по 17.07.2024 г. пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачивалось на основании сведений предоставленных работодателем ИП Гребенчук А.А.
ИП Гребенчук А.А. прекратила свою деятельности 17.07.2024г.
Поскольку ИП Гребенчук А.А. прекратила свою деятельность, истец обратилась по основному месту работы в ООО «Надежда» с заявлением о назначении пособия по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет.
ООО «Надежда» в лице генерального директора было отказано в оформлении документов на выплату пособия в связи с отсутствием ЭЦП у организации.
Поскольку непредоставление работодателем сведений о застрахованном лице в Фонд социального и пенсионного страхования нарушает ее права как матери на своевременное получение государственных пособий, в связи с чем она находится в тяжелом материалом положении.
На основании изложенного истец просила обязать ООО «Надежда» передать сведения для выплаты истцу с 18.07.2024 г. пособия по уходу за ребенком до полутора лет в Отделение фонда социального и пенсионного страхования РФ по г. Москве и Московской области.
Признать право на обращение в Отделение фонда социального и пенсионного страхования РФ по г. Москве и Московской области напрямую за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 18.07.2024 г. и до достижения ей полутора лет.
Истец Каплина Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в своем ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик ООО "Надежда" в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ в судебном заседании в лице представителя по доверенности Манцевой Н.В. полагал, что в обязанность фонда не входит проверка хозяйственной деятельности организации, фонд назначает напрямую выплаты только в случае ликвидации организации, поскольку из выписки усматривается, что организация действующая, то сведения должна предоставлять организация.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, извещавшихся о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По смыслу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Каплина Е.В. состоит в трудовых отношения с ООО «Надежда» в должности менеджера по продажам, на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ трудового договора № (л.д. 20-24)
Также, по совместительству Каплина Е.В. состояла в трудовых отношениях с ИП Гребенчук (Мартынова) А.А. с 20.09.2023 г. по 16.07.2024 г.
ИП Гребенчук (Мартынова) А.А. прекратила свою деятельность в связи с ликвидацией.
Как указывает истец и не оспаривается ответчиками, что с 20.09.2023 г. по 17.07.2024 г. пособие по уходу за ребенком до полутора лет она оформляла через ИП Гребенчук (Мартынову) А.А. и получала его до момента увольнения.
После увольнения, она обратилась в ООО «Надежда» с просьбой назначить ей выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет.
Работодатель уклонился от своей обязанности не предоставил сведения в Фонд социального и пенсионного страхования по г. Москве и МО, при самостоятельном обращении ей был дан отказ. (л.д. 46-47)
В своем письменном отзыве на исковое заявление Фонд социального и пенсионного страхования по г. Москве и МО подтвердил, что Каплина получала пособие по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплаты прекращены в связи с прекращением деятельности работодателя.
От страхователя ООО «Надежда» до настоящего времени не получен электронный реестр сведений для назначения истцу пособия по уходу за ребенком, в связи с чем страховщик не может ей назначить и выплатить ей данное пособие за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 17 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и порядок их получения страховщиком, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 г. N 2010.
В силу пункта 3 Правил N 2010 назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Согласно пункту 5 Правил при наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя.
Застрахованное лицо представляет страхователю по месту работы (службы, иной деятельности) сведения о себе, необходимые для выплаты пособия, по форме, утверждаемой страховщиком. Сведения о застрахованном лице представляются страхователю при трудоустройстве застрахованного лица или в период осуществления им трудовой, служебной и иной деятельности, а также при их изменении (пункт 6 Правил).
В силу пункта 7 Правил страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения.
В случае прекращения страхователем деятельности либо в случае невозможности установления его фактического места нахождения на день обращения застрахованного лица за получением пособий застрахованное лицо вправе самостоятельно обратиться, в том числе в электронной форме с использованием единого портала, в территориальный орган страховщика по месту регистрации его работодателя в качестве страхователя за получением пособий, представив сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, и сведения о застрахованном лице (пункт 8 Правил).
В силу пункта 12 Правил в целях назначения и выплаты пособий страховщик вправе запросить с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения, подтверждающие наличие оснований для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Застрахованные лица в целях получения пособий вправе представить сведения и документы, подлежащие представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, страхователю либо в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, страховщику по собственной инициативе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "N 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию возникает у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, что и осуществлялось страхователем истца. В то же время, у застрахованного лица такие отношения возникают с момента заключения трудового договора (пункт 4 статьи 9 ФЗ N 165-ФЗ).
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
В силу части 8 указанной статьи страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователь назначает ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" финансовое обеспечение расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Как усматривается из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Надежда» 10.07.2023 г. было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, такое же решение было принято и 28.10.2024 г., но было подано заявление, чьи интересы затрагиваются предстоящим исключением.
При этом, предложенная Отделом Фонда социального и пенсионного страхования по г. Москве и Московской области схема получения вначале исполнительного листа по требованиям об обязании организации предоставить сведения для назначения пособий, а в случае не исполнения данного требования или не установлении местонахождении организации, взыскатель может обратиться напрямую в Фонд, не отвечает требованиям справедливости и интересам застрахованного лица, которое не может влиять на деятельность работодателя, кроме того поддержка материнства в виде пособий по уходу за ребенком обусловлено приоритетом интересов и благосостояния детей, отражает признание общественной значимости осуществления материнской функции, направлено на защиту семьи и материнства.
В соответствии со статьей 3 Закона N 165-ФЗ и пунктом 2 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ страховой случай - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Поскольку, ООО «Надежда» фактически прекратило свою хозяйственную деятельность, о чем свидетельствует решение налогового органа о предстоящем исключении ЮЛ, истица имеет право на обращение за назначением выплат самостоятельно.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела, ответчиком не доказан факт отсутствия права истца на получение пособия, не указано на невозможность расчета пособия, имеющихся в распоряжении ответчика, не доказан факт отсутствия у истца дохода, отсутствие отчислений взносов в Фонд, таким образом требование о признании права на самостоятельное обращение в Фонд подлежит удовлетворению, а в требованиях об обязании ООО «Надежда» предоставить сведения для назначении пособий следует отказать, как не отвечающим интересам застрахованного лица на своевременное получение поддержки в виде пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Каплиной Елены Викторовны к ООО «Надежда», Фонду пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о признании права на обращение за выплатой пособия по уходу за ребенком до 1,6 лет, об обязании работодателя передать сведения для назначения выплаты – удовлетворить частично.
Признать право Каплиной Елены Викторовны ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженки с АДРЕС (СНИЛС №) на обращение в Фонд пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 18.07.2024 г. до достижения ею полутора лет.
Взыскать с ООО "Надежда" в пользу бюджета Одинцовского городского округа судебные расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб., от уплаты которой при подаче иска был освобожден истец.
Исковое заявление в части иных заявленных требований – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | С.В. Зинченко |
В окончательной форме решение суда принято 18 ноября 2024 года