Дело № 2-1689/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2024 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Мазлоевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по исковому заявлению Гилевой Т.А. к Лыковой Л.А., Третьяковой М.Е. о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Гилева Т.А. обратилась в суд с иском к Лыковой Л.А., Третьяковой М.Е. о признании права собственности на 1/3 долю в праве на квартиру по адресу<адрес>.
В обоснование заявленного требования указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла бабушка истца Б. После ее смерти открылось наследство, состоящее из 1/3 доли в праве собственности на квартиру по <адрес>. Данная квартира была передана 20 марта 1999 года по договору безвозмездной передачи квартиры в совместную собственность Б., Б.1., Гилевой Т.А.
Наследниками первой очереди после смерти Б. являлись дочери Б.1. и Лыкова Л.А. Юридически принятие наследство никем из наследников оформлено не было, однако фактически наследство было принято Б.1.
Лыкова Л.А. 14 сентября 2012 года отказалась от вступления в наследство после смерти своей матери в пользу наследника Б.1.
Б.1. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками первой очереди после ее смерти являются ее дочери: Гилева Т.А., Третьякова М.Е. Истцу была завещана 1/3 доля в праве собственности на квартиру по <адрес>, принадлежащая Б.1., свидетельство о праве на наследство было получено истцом 08 ноября 2023 года.
Истец постоянно проживала в квартире по <адрес> сначала с бабушкой и матерью, затем со своей семьей и проживает в ней по настоящее время. Полагает, что доля в квартире, принадлежащая на праве собственности бабушке истца - Б. и фактически принятая матерью истца Б.1. перешла к ней по праву наследования.
В судебном заседании истец участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Ответчик Третьякова М.Е. в суде не участвовала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в суде заявленные требования признала, изложенные в иске обстоятельства подтвердила.
Ответчик Лыкова Л.А. в судебном заседании не участвовала, о дате и времени судебного заседания извещена в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом (ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (пункт 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с п.2 ст.1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники одной очереди наследуют в равных долях.
Согласно пункту 1 статьи 1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), а также в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления (статья 1146) или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 и статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Исходя из положений статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято как путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), так и путем осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В соответствии с разъяснениями, содержащиеся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержались и в разделе 7 "Наследственное право" Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2002 года, когда была введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая наследственное право.
Так, согласно частям 1, 2 статьи 527, статье 528 Гражданского кодекса РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В силу положений статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
В соответствии со статьей 546 Гражданского кодекса РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства (ч. 2). Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ч. 3).
Согласно части 3 статьи 546 Гражданского кодекса РСФСР наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что 20 марта 1999 года Гилевой Т.А. администрацией Кировского района г.Перми на основании договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Указанная квартира передана в совместную собственность Б., Б.1., Гилевой Т.А. (том 1 л.д.11).
Право собственности Б., Б.1., Гилевой Т.А. на указанную квартиру зарегистрировано 29 марта 1995 года в равных долях, что подтверждается справкой ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» (том 1 л.д.24).
По информации Кировского отдела управления записи актов гражданского состояния администрации города Перми Б. приходится матерью Б.1.; Б.1. – матерью Гилевой Т.А. (том 1 л.д.25-28)
Также Б. приходится матерью Лыковой Л.А..
ДД.ММ.ГГГГ умерла Б.
Наследниками первой очереди по закону являлись дочери Б.1., Лыкова Л.А.
Наследственное дело к имуществу Б., умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
14 сентября 2012 года Лыковой Л.А. подано заявление нотариусу Пермского городского нотариального округа Ш., в котором она указала, что в шестимесячный срок во владение и управление наследственным имуществом не вступала, меры по его сохранению не принимала, на наследство не претендует, оформлять наследственные права не желает, против выдачи свидетельства о праве на наследство на имя дочери наследодателя Б.1. не возражает.
По утверждению истца, подтвержденных ответчиком Третьяковой М.Е., после смерти наследодателя Б. ее дочь Б.1. фактически приняла наследство, поскольку проживала с умершей по одному адресу. При этом, так как Б.1. за открытием наследства после смерти Б. не обращалась, то в установленном законом порядке право собственности на 1/3 долю зарегистрировано за ней не было.
Иного суду в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.
Проанализировав изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что в связи со смертью Б. и отказом Лыковой Л.А. от причитающейся ей доли наследственного имущества в пользу Б.1., наследником по закону являлась ее дочь Б.1., которая фактическими действиями приняла наследство в виде 1/3 доли в праве собственности на квартиру по <адрес>, принадлежащей Б. Следовательно, приходящаяся на Б.1. доля в праве собственности на спорную квартиру составила 2/3.
ДД.ММ.ГГГГ Б.1. умерла.
При жизни 02 марта 2005 года Б.1. оформила завещание, которым завещала Гилевой Т.А. принадлежащую ей долю в праве собственности на квартиру, находящуюся по <адрес>.
Нотариусом Пермского городского нотариального округа К. заведено наследственное дело №, наследником по завещанию является дочь Гилева Т.А., по закону - дочери Гилева Т.А. и Третьякова М.Е.
Гилева Т.А. отказалась от причитающейся ей по закону доли в наследственном имуществе, оставшемся после смерти ее матери Б.1., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
08 ноября 2023 года Гилевой Т.А. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на 1/3 доли в праве общей собственности на квартиру по <адрес>; Третьяковой М.Е. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные средства в ........
В силу 5 ст. 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В данном случае текст завещания Б.1. не содержит сведения о размере доли в праве собственности в спорном жилом помещении, завещанной дочери Гилевой Т.А.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд считает установленным, что волеизъявление Б.1. при жизни было направлено на передачу Гилевой Т.А. по завещанию всей принадлежащей ей доли в праве собственности на квартиру по <адрес>, в том числе принадлежащей наследодателю на праве собственности после смерти ее матери Б., в отношении которой права надлежащим образом оформлены и зарегистрированы не были.
Доказательств иного суду в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и признании за Гилевой Т.А. права собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес>
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
Следовательно, решение является основанием для прекращения права собственности на 1/3 доли в праве на указанный объект недвижимости за Б. и регистрации соответствующего права за Гилевой Т.А.
Руководствуясь ст.ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать за Гилевой Т.А. право собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес>
Решение суда является основанием для прекращения права собственности Б. на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес> и регистрации права собственности на указанный объект за Гилевой Т.А..
Решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья Н.М.Швец
Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2024 года