№ 2а-225/2022
УИД-02RS0№-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Онгудай 28 апреля 2022 года
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иркитова Е.В.
при секретаре Тойляшевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по Республике Алтай к Дибакову С.К. в лице законного представителя Дибакова К.А. о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки и пени по транспортному налогу в общей сумме 3 083 рубля 87 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС России по Республике Алтай обратилось в суд с административным иском к Дибакову С.К. в лице законного представителя Дибакова К.А.о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки и пени по транспортному налогу в общей сумме 3 083 рубля 87 копеек.
Ссылаясь на ст.ст. 23, 48, 75, 432 НК РФ, административный истец указал, что согласно сведениям ГИБДД Республики Алтай у Дибакова С.К. имеется зарегистрированное на его имя транспортное средство Тойота Корона Премио, с государственным регистрационным знаком № год выпуска 1989, дата регистрации права 22.07.2015 года, который является объектом налогообложения. УФНС России по Республике Алтай в его адрес было направлено налоговое уведомление, в котором в соответствии с п.3 ст.52 НК РФ указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Сумма транспортного налога составила 3 045 рублей 00 копеек. В связи с неуплатой транспортного налога, начислены пени в соответствии со ст.75 НК РФ в сумме 38 рублей 87 копеек. В адрес ответчика в соответствии с п.1 ст.45 НК РФ направлено требование, которое до настоящего времени им не исполнено.
В судебное заседание административный истец Управления ФНС России по Республике Алтай, административный ответчик не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Административный истец в административном исковом заявлении просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, в соответствии со ст.150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям
В соответствии с ч. 5 ст.15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В п. п. 1 и 2 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
В силу положений ст. 48 НК РФ ( действовавшей в период спорных отношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзацы первый - третий п. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога. В связи с несвоевременной оплатой вышеуказанного налога ответчику было выставлено требование.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц. В связи с несвоевременной оплатой вышеуказанных налогов ответчику были выставлены требования.
Из самого раннего требования № 3827 от 13.12.2016 года об уплате транспортного налога следует, что за Дибаковым С.К. рассчитана недоимка в сумме 1015 рублей и пени 3 рублей 72 копеек, срок уплаты данной задолженности установлен до 10 февраля 2017 года.
По второму требованию № 2066 от 06.02.2018 года рассчитана задолженность по транспортному налогу в сумме 2 030 рублей и пенни в сумме 35 рублей 15 копеек со сроком погашения до 21 марта 2018 года.
Исходя из положений ст. 48 НК РФ, шестимесячный срок для обращения налогового органа начинает исчисляться со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Поскольку на 10 февраля 2017 года (истечение срока самого раннего требования № 3827) общая сумма недоимки превысила 3000 рублей, следовательно, шестимесячный срок на предъявления иска следует исчислять с 11.02.2017 года по 11.08.2017 года. В то время как настоящее административное исковое заявление подано в суд 30 марта 2022 года, то есть по истечении шестимесячного срока.
Ходатайство административного истца о восстановлении срока для взыскания задолженности удовлетворению не подлежит в виду нижеследующего.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности, может быть восстановлен судом.
По смыслу закона, только наличие уважительных причин пропуска срока является основанием к его восстановлению.
При этом в административном исковом заявлении не указано, какие уважительные причины привели к пропуску срока подачи административного искового заявления, не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока для подачи административного иска.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для восстановления срока для подачи административного искового заявления не имеется.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает удовлетворении требований налогового органа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Управления ФНС России по Республике Алтай к Дибакову С.К. в лице законного представителя Дибакова К.А. о восстановлении срока для взыскания задолженности, взыскании недоимки и пени по транспортному налогу в общей сумме 3 083 рубля 87 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Онгудайский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.В.Иркитов