Дело № 2-1121/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2014 года, г. Пермь,
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Заниной М.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Мотовилихинского района г. Перми – Меньтиной А.С., на основании служебного удостоверения,
представителя ответчика Барняковой М.Г., на основании доверенности от 01.01.2014г.
третьего лица Михеевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мотовилихинского района города Перми в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО к Департаменту образования Администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
У с т а н о в и л:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить ФИО место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту, также – детский сад, МДОУ) по месту жительства на территории г. Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований прокурор указал, что Департамент образования администрации г. Перми является органом, основной целью деятельности которого, является организация предоставления общедоступного и бесплатного в т.ч., дошкольного образования, а одной из задач деятельности, является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Михеева Т.С. – законный представитель ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р. неоднократно обращалась в отдел образования Мотовилихинского района г. Перми – структурное подразделение Департамента образования администрации г. Перми с заявлением о предоставлении её дочери места в дошкольном образовательном учреждении, однако, до настоящего времени место в детском саду не предоставлено. Орган местного самоуправления администрации г. Перми в лице Департамента образования обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Возраст ФИО позволяет ей быть принятой в дошкольное образовательное учреждение. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. Принятие мер для появления мест в будущем не может свидетельствовать о принятии мер по обеспечению местом конкретного ребенка. На основании Конституции РФ, Закона РФ от 29.12.2012 г. № 278-ФЗ «Об образовании», прокурор просит требования удовлетворить.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.1/, на основании ст. 43 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Михеева Т.С.
В судебном заседании прокурор на иске настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента образования администрации г. Перми, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление /л.д.15-18/, в котором указала, что с иском не согласна, поскольку законодатель закрепляет за органами местного самоуправления организацию предоставления образовательных услуг и создания сети, как муниципальных, так и негосударственных образовательных учреждений. Согласно п.2.3, п.2.9 положения «О порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», утвержденного постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 г. № 112, формой реализации полномочий является ведение регистра детей дошкольного возраста и предоставление мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях по дате рождения на основании заявления родителя; комплектование осуществляется ежегодно на учебный год; дети направляются на основании путевки, которая выдается согласно списков детей, составленных по дате рождения с учётом льгот, имеющихся у родителей. ФИО состоит в регистре для определения в МДОУ по Мотовилихинскому району г. Перми и перед ней в регистре стоит 1073 детей равного с ней возраста и старше. На момент обращения, ребенку временно не предоставлено место в МДОУ, поскольку, в группах возрастной категории 3-4 года места отсутствуют, а доказательств того, что несовершеннолетняя обладает такой льготой, не имеется. Таким образом, предоставление путевки ФИО приведет к нарушению прав других лиц; к нарушению порядка определения детей в МДОУ; к нарушению «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13». Михеевой Т.С. не было отказано в предоставлении путевки в МДОУ, а сообщено о ходе оказания муниципальной услуги в соответствии в п.2.12.2. Постановления администрации г. Перми от 23.03.2012 г. №113. Кроме того, в адрес законного представителя несовершеннолетней также направлено письмо с предложением места в МДОУ № <Адрес>, соответственно, предложение путевки является выполнением обязанности по обеспечению доступа к дошкольному образованию. Со стороны Департамента образования Администрации г. Перми предпринимаются всевозможные меры в части создания сети дошкольных учреждений на территории г. Перми.
Третье лицо Михеева Т.С. доводы прокурора подержала в полном указала, что обратилась в районный отдел образования для предоставления путевки в МДОУ, однако, до настоящего времени путевка не предоставлена, чем нарушены права, гарантированные Конституцией РФ. При разрешении спора просила учесть те обстоятельства, что несовершеннолетняя проживает на территории Мотовилихинского района г. Перми и место в дошкольном учреждении должно быть предоставлено с учётом этого. Письмо от ДД.ММ.ГГГГ она (Михеева Т.С.) не получала. МДОУ № находится в Свердловском районе г. Перми и далеко от места жительства несовершеннолетней.
Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, в силу следующего.
Согласно ст. 18; ст. 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).
В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).
Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).
Согласно п.6,7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6).
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.7).
Как установлено в судебном заседании, Михеева Т.С. является матерью ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, данные лица зарегистрированы по месту жительства <Адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении /л.д.6/, исковым заявлением и сторонами не оспаривается (ст. 56 ГПК РФ).
Михеева Т.С. неоднократно обращалась в отдел Мотовилихинского района Департамента образования администрации г. Перми с заявлением о направлении ФИО в дошкольное образовательное учреждение по месту жительства, однако, Михеевой Т.С. сообщено, что места в детских садах комплектуются с датой рождения, в связи с чем, место будет предоставлено в порядке очередности, т.к. свободные места в дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют, что подтверждается письмами из отдела образования Мотовилихинского района Департамента образования администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, /л.д.7-8,9-10,11-12/.
Как следует из пояснений третьего лица Михеевой Т.С., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в дошкольном образовательном учреждении ФИО не предоставлено.
Департаментом образования администрации г. Перми представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о предложении места в МАДОУ «Детский суд №» /л.д.21/.
Доказательств иного на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку Конституцией РФ и федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам, как саму возможность получения образования, так общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя ФИО имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, её законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получила.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиками нарушено право несовершеннолетней ФИО на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, при этом, по смыслу положений ст., ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенное право подлежит судебной защите.
Ссылка представителя Департамента образования администрации г. Перми на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.
Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.
Сторонами не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетней ФИО возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Не является таким доказательством и письмо отдела образования Мотовилихинского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.21/, согласно которому, несовершеннолетней будет предоставлено место в детском саду № <Адрес>, поскольку доказательств того, что на указанное место ФИО выдана путевка не представлено, а из пояснений третьего лица Михеевой Т.С. следует, что данное письмо она не получала.
Разрешая требования прокурора, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), согласно которым, истец просит предоставить место несовершеннолетней в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г. Перми, в связи с чем, а также в силу действующего законодательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку ФИО проживает на территории муниципального городского округа - г. Пермь, при этом, суд считает, что при предоставлении путевки в детский сад, ответчику следует принимать во внимание принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).
Также, разрешая требования по правилам ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок для предоставления места несовершеннолетней – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, при этом, суд, принимая во внимание сроки, установленные для исполнения решений судов (в т.ч., добровольного) федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», считает, что данный срок является разумным, позволяющим исполнить судебный акт.
В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми (далее - Департамент).
При названых обстоятельствах, на ответчика – Департамент образования администрации г. Перми – как, на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, при этом, Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако, Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
С учётом изложенного, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд считает необходимым исковые требования Прокурора Мотовилихинского района города Перми удовлетворить: возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р. место в муниципальном дошкольном учреждении по месту жительства на территории города Перми в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории города Перми в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья: Копылов-Прилипко Д.А.