Решение по делу № 2а-621/2020 от 01.09.2020

Дело №2а-621/2020

УИД 11RS0016-01-2020-001226-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,

с участием прокурора Закидальской Д.И., представителя административного ответчика Сёминой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт

24 ноября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Сыктывдинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Заместитель прокурора Сыктывдинского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности в срок до 01.09.2021 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства по источникам водоснабжения, расположенным по адресу: <данные изъяты>

Определением от 01.10.2020 суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены администрации сельских поселений «Лэзым», «Нювчим», «Озел».

В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал, указал, что, исходя из закрепленных законодательством полномочий, именно администрация района обязана устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении источников водоснабжения, расположенных на территории сельских поселений.

Представитель административного ответчика возражала удовлетворению заявленных требований, указала, что требования могут быть удовлетворены лишь в отношении источника водоснабжения, расположенного в с.Озел, по двум остальным источникам водоснабжения обязанности по содержанию несут администрации сельских поселений, поскольку источник водоснабжения в п. Нювчим находится на балансе сельского поселения «Нювчим», а на источник водоснабжения в с.Лэзым признано право муниципальной собственности администрации сельского поселения «Лэзым».

Заинтересованные лица администрации сельских поселений «Лэзым», «Нювчим», «Озел», Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Администрация сельского поселения «Лэзым» представила письменные пояснения, согласно которым, на скважину, расположенную <данные изъяты> признано право собственности муниципального образования сельского поселения «Лэзым», в настоящее время проводится работа по государственной регистрации данного права.

Администрация сельского поселения «Нювчим» просила рассмотреть дело без участия представителя, указала, что водоколонка <данные изъяты> состоит на балансе сельского поселения.

Администрация сельского поселения «Озел» просила рассмотреть дело без участия представителя, указала, что имеющаяся на территории сельского поселения скважина нуждается в устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Управление Роспотребнадзора по Республике Коми представила отзыв на иск, в котором поддержала исковые требования в полном объеме.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела <данные изъяты>, материалы дел об административных правонарушениях <данные изъяты> Сыктывдинского районного суда Республики Коми, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд действий (или бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий (или бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В силу ч. 9 ст. 7 названного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий (п.72).

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам (п. 74).

Согласно положениям ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу норм ст. 18, 19 названного Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Сыктывдинского района совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Коми проведено обследование источников хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в сельских поселениях «Озел», «Нювчим», «Лэзым», по результатам которого установлено, что на территории сельских поселений «Озел», «Нювчим», «Лэзым» имеются источники водоснабжения (скважины), которыми пользуется население поселения в целях получения питьевой воды.

Водоснабжение жителей п. Озел осуществляется из источника водоснабжения в виде трубчатого колодца, расположенного на территории недействующего водозаборного сооружения по адресу: <данные изъяты> Колодец оборудован бревенчатым павильоном, кровля односкатная, покрыта шифером. Подъем воды из трубчатого колодца производится с помощью погружного электрического насоса напрямую из водозаборного сооружения. Внутри павильона находится оголовок колодца, негерметичен, не оснащен с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок (частично закрыт полиэтиленовой пленкой, имеется доступ к внутренней поверхности и во внутреннее пространство обсадной трубы).

Согласно п. 3.4.4 СанПиН 2.14.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» оголовок трубчатого колодца должен быть выше поверхности земли на 0,8 - 1,0 м, герметично закрыт, иметь кожух и сливную трубу, снабженную крючком для подвешивания ведра. Вокруг оголовка колодца устраиваются отмостки и скамья для ведер.

В нарушение вышеуказанных требований, оголовок трубчатого колодца негерметичен, не оснащен с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок (частично закрыт полиэтиленовой пленкой, имеется доступ к внутренней поверхности и во внутреннее пространство обсадной трубы).

Водоснабжение жителей п. Нювчим осуществляется из источника водоснабжения в виде трубчатого колодца, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Данный источник оборудован деревянным павильоном (брус), обшит пластмассовым сайдингом цвета, кровля двухскатная, покрыта металлическим профнастилом. Внутри павильона находится оголовок колодца, высотой около 0,8 м. Вокруг оголовка имеется бетонная отмостка. Оголовок инженерно-технического сооружения негерметичен, не оснащен с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок (имеются сквозное отверстие на поверхности башмака, отсутствует резиновая прокладка, имеется доступ к внутренней поверхности и во внутреннее пространство обсадной трубы). Скамья для ведер отсутствует. Подъем воды из трубчатого колодца производится с помощью электрического насоса.

В нарушение требований п. 3.4.4 СанПиН 2.14.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» оголовок трубчатого колодца негерметичен, не оснащен с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок (имеются сквозное отверстие на поверхности башмака, отсутствует резиновая прокладка, имеется доступ к внутренней поверхности и во внутреннее пространство обсадной трубы). Скамья для ведер отсутствует.

Водоснабжение жителей с. Лэзым осуществляется из источника централизованного водоснабжения в виде скважины, расположенной по адресу: <данные изъяты> Гидротехническое сооружение не оборудовано павильоном. Устье скважины находится над землей, герметично (башмак прикручен к кондуктору). К скважине подведено электричество, имеется погружной насос для подъема и транспортирования воды по воздушной линии трубопровода в резервуар чистой, воды деревянной водобашни, расположенной в пяти метрах от водозаборного сооружения. Отсутствует аппаратура для систематического контроля потребления воды. Ограждение отсутствует. Дорожка к скважине отсутствует. Территория первого пояса не спланирована для отвода поверхностных вод за пределы участка, отмечены многочисленности низменности и возвышения рельефа с порослью растительности и борщевика.

В силу п. 3.2.1.1 СанПиН 2.14.1110-02 «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения» территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно п. 3.2.1.5 данных СанПиН на водозаборном сооружении должна быть установлена аппаратура для систематического контроля количества воды, которое можно поднять за определенную единицу времени (контроля фактического дебета).

В нарушение вышеуказанных требований, ограждение первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения сельского поселения «Лэзым» отсутствует. Дорожка к сооружению в пределах территории первого пояса не имеет твердого покрытия, отсутствует. Первый пояс источника централизованного водоснабжения не обеспечен охраной. Территория первого пояса не спланирована, для отвода поверхностных вод за пределы отмечены многочисленные низменности и возвышенности рельефа с порослью борщевика. На водозаборном сооружении не установлена аппаратура для систематического контроля количества воды, которое можно поднять за определенную единицу времени (контроля фактического дебета).

Вышеуказанные нарушения зафиксированы справкой обследования указанных объектов от 31.07.2020.

Санитарно-эпидемиологический надзор в отношении данных скважин в 2020 году не проводился и администрацией муниципального района не инициировался. Вопрос подвоза населению соответствующей санитарным нормам питьевой воды администрацией не рассматривался.

Аналогичные нарушения были выявлены и при проведении соответствующих осмотров в 2019 году, что зафиксировано справкой от 19.08.2019.    

По выявленным нарушениям законодательства руководитель администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми <данные изъяты>), ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми <данные изъяты>) ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми <данные изъяты>), ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского района от <данные изъяты>).

Согласно ст.ст. 215, 294 и 296 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу положений п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», начиная с 2014 года, полномочия по организации водоснабжения населения в районе отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

При этом частью 1.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу приведенных норм права органы местного самоуправления муниципального района обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 1.1 ст. 8 Устава муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к иным вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления муниципального района «Сыктывдинский» на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом, в пределах установленных законодательством полномочий.     

Таким образом, обязанность по исполнению полномочий по решению вопросов местного значения в части организации водоснабжения на территории муниципального образования и установке необходимых для нужд граждан скважин и обеспечению их надлежащей эксплуатации, возложена в силу закона на администрацию муниципального района.

Доказательств выполнения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» суду не представлено.

Превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в питьевой воде может привести к развитию различных заболеваний, ненадлежащее качество воды представляет реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения.

Доводы стороны административного ответчика о том, что обязанности по содержанию источников водоснабжения, расположенных в сельских поселениях Нювчим и Лэзым, возложены на администрации данных сельских поселений, поскольку источники находятся на их балансе и являются их собственностью, несостоятельны, поскольку эти обстоятельства не снимают с администрации района установленной законом, в частности п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников водоснабжения на территории района.

При таких обстоятельствах, на основании вышеприведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Сыктывдинского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» надлежащим образом не исполняются полномочия по решению вопросов местного значения в части организации водоснабжения на территориях сельских поселений «Лэзым», «Нювчим», «Озел», приведения источников водоснабжения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц на безопасное пользование объектами питьевого водоснабжения.

Оценивая требование прокурора о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 01.09.2021, суд полагает данный срок недостаточным для выполнения указанных мероприятий, требующих значительных временных и финансовых затрат, и считает разумным установить административному ответчику срок для исполнения решения суда до 31.12.2021, полагая данный срок разумным и достаточным для совершения ответчиком возложенных на него действий.

Учитывая изложенное и, руководствуясь ст. 218, 219, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в срок до 31.12.2021 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:

- по источнику водоснабжения, расположенному <данные изъяты>: обустроить ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны; обустроить дорожку с твердым покрытием к источнику в пределах территории первого пояса зоны санитарной охраны; спланировать территорию для отвода поверхностных вод за пределы источника; произвести очистку территории от растительной поросли; обеспечить охрану объекта; установить аппаратуру для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации; обеспечить проведение санитарно-эпидемиологического исследования воды.

- по источнику водоснабжения, расположенному по адресу: <данные изъяты>: провести ремонт оголовка трубчатого колодца, обеспечив его герметичность и предотвращение возможности загрязнения питьевой воды через оголовок; обустроить скамью для ведер; обеспечить проведение санитарно-эпидемиологического исследования воды.

- по источнику водоснабжения, расположенному по адресу: с<данные изъяты> провести ремонт оголовка трубчатого колодца, обеспечив его герметичность и предотвращение возможности загрязнения питьевой воды через оголовок.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.А. Сурнина

Решение в окончательной форме изготовлено 07.12.2020.

2а-621/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Сыктывдинского района
Ответчики
АМО МР "Сыктывдинский"
Другие
Администрация СП "Нювчим"
Администрация СП "Лэзым"
Управление Роспоребнадзора по Республике Коми
Администарция СП "Озел"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сурнина Татьяна Александровна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
01.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2020Передача материалов судье
02.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2020[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
01.10.2020Судебное заседание
10.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее