Дело №16-716/20
Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР” ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
ПОСТАНОВЛЕНРР•
г. Москва 12 марта 2020 г.
РЎСѓРґСЊСЏ Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Денисов Р®.Рђ., рассмотрев жалобу защитников Еремеева Рђ.Р“. Рё Катунькина Р•.Р’., действующих РїРѕ ордерам РІ интересах РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ., РЅР° вступившие РІ законную силу постановление СЃСѓРґСЊРё Бутырского районного СЃСѓРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 14 августа 2019 РіРѕРґР° Рё решение СЃСѓРґСЊРё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 24 октября 2019 РіРѕРґР°, вынесенные РІ отношении РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
постановлением СЃСѓРґСЊРё Бутырского районного СЃСѓРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 14 августа 2019 РіРѕРґР°, оставленным без изменения решением СЃСѓРґСЊРё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 24 октября 2019 РіРѕРґР°, РРјРєРёРЅ Р’.Рњ. признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё подвергнут административному наказанию РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 15 000 рублей.
Р’ жалобе, поданной РІРѕ Второй кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции, защитники Еремеев Рђ.Р“. Рё Катунькин Р•.Р’., действующие РїРѕ ордерам РІ интересах РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ., РїСЂРѕСЃСЏС‚ отменить постановления, вынесенные РІ отношении последнего РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, считая РёС… незаконными.
Рзучение материалов дела РѕР± административном правонарушении Рё РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы заявителей позволяет прийти Рє следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ). Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Как усматривается РёР· материалов дела РѕР± административном правонарушении, основанием для привлечения РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ. Рє административной ответственности РЅР° основании части 5 статьи 20.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях послужили изложенные РІ обжалуемых судебных актах выводы Рѕ том, что 3 августа 2019 РіРѕРґР° РІ 16 часов 05 РјРёРЅСѓС‚ РІ районе РґРѕРјР° 19 РїРѕ СѓР». Тверской РІ Рі. РњРѕСЃРєРІРµ РѕРЅ РїСЂРёРЅСЏР» участие РІ публичном мероприятии, имеющем признаки митинга, проведение которого РЅРµ было согласовано СЃ органом исполнительной власти РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹, несмотря РЅР° требования сотрудников органов внутренних дел Рѕ прекращении участия РІ данном публичном мероприятии.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1); рапортами сотрудников полиции (л.д. 3-4); письменными объяснениями Устинова С.В., Широкова М.А. (л.д. 5-8); протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (л.д. 11); видеозаписью, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ. квалифицированы РїРѕ части 5 статьи 20.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ соответствии СЃ установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса Рё подлежащего применению законодательства.
Согласно части 1 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Каких-либо ограничений круга указанных лиц, связанных с их должностными обязанностями, данная статья не содержит. Таким образом, письменные показания сотрудников полиции Устинова С.В. и Широкова М.А. не могут быть признаны недопустимыми в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Письменные показания указанных лиц отвечают требованиям допустимости доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку они были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и им были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.6 данного кодекса.
Доказательств, свидетельствующих Рѕ превышении сотрудниками полиции СЃРІРѕРёС… полномочий РїСЂРё возбуждении РІ отношении РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ. дела РѕР± административном правонарушении, РІ материалах дела РЅРµ имеется.
Протокол РѕР± административном правонарушении составлен должностным лицом РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ району Биберево Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ СЃ соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, событие вмененного РРјРєРёРЅСѓ Р’.Рњ. административного правонарушения описано РІ данном протоколе надлежащим образом СЃ учетом диспозиции части 5 статьи 20.2 названного Кодекса.
Вопреки РґРѕРІРѕРґСѓ жалобы, РёР· протокола РѕР± административном правонарушении РЅРµ усматривается, что РІ него вносились какие-либо изменения после подписания Рё вручении его РєРѕРїРёРё лицу, РІ отношении которого РѕРЅ был составлен (Р».Рґ. 1). РРЅРѕР№ протокол РѕР± административном правонарушении РІ отношении РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ. РЅРµ составлялся.
Дело РѕР± административном правонарушении рассмотрено судьей районного СЃСѓРґР° РІ отсутствии РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ., извещенного надлежащим образом Рѕ времени Рё месте судебного заседания, просившего рассматривать дело РІ его отсутствие (Р».Рґ. 37).
РР· РґРѕРІРѕРґРѕРІ поданной РІРѕ Второй кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции жалобы, РЅРµ содержащей правовых аргументов, свидетельствующих Рѕ незаконности обжалуемых актов, РЅРµ следует, что РїСЂРё рассмотрении настоящего дела допущены нарушения Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Рё (или) предусмотренные РёРј процессуальные требования, РЅРµ позволившие всесторонне, полно Рё объективно рассмотреть дело. РџРѕСЂСЏРґРѕРє Рё СЃСЂРѕРє привлечения РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ. Рє административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере, предусмотренном санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РџРћРЎРўРђРќРћР’РР›:
постановление СЃСѓРґСЊРё Бутырского районного СЃСѓРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 14 августа 2019 РіРѕРґР° Рё решение СЃСѓРґСЊРё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 24 октября 2019 РіРѕРґР°, вынесенные РІ отношении РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитников Еремеева Рђ.Р“. Рё Катунькина Р•.Р’., действующих РїРѕ ордерам РІ интересах РРјРєРёРЅР° Р’.Рњ., - без удовлетворения.
РЎСѓРґСЊСЏ
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов