Дело № 5-57/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 сентября 2018 года с. Тоора-Хем
Судья Тоджинского районного суда Республики Тыва Сат А. К.,
при секретаре судебного заседания Ачиты Е. С.,
защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Ондар Ш. О., участвующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в отношении
юридического лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Тоджинская центральная кожуунная больница», находящегося по адресу: ул. Дружбы, д. 8, с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва, 668530, ОГРН 1021700552785, ИНН 1703001232 (далее – Тоджинская ЦКБ),
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Тыва (далее – Росздравнадзор) направил в суд протокол об административном правонарушении № 43/18-АД от 06 сентября 2018 года по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица - Тоджинская ЦКБ для рассмотрения по существу.
В период времени с 06 по 31 августа 2018 года Территориальным органом Росздравнадзора была проведена внеплановая документарная проверка деятельности Тоджинской ЦКБ по лицензионному контролю медицинской деятельности. Тоджинская ЦКБ имеет лицензию ЛО-17-01-000451 от 13.07.2018 на осуществление медицинской деятельности. Комиссией в ходе проверки и изучения документов установлено, что в нарушение п. 4 «а», п. 4 «д», п. 5 «а» Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании), не предоставлены правоустанавливающие документы о праве собственности на объекты недвижимости (здания), принадлежащие Тоджинской ЦКБ; в больнице отсутствуют медработники, имеющие высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста, в частности врача-неонатолога, врача-рентгенолога; оснащения дневного хирургического, терапевтического, педиатрического, неврологического, родильного отделений, группы анестезиологии-реанимации не соответствует требованиям.
Указанные нарушения подтверждаются Актом проверки № 16п от 31.08.2018, правонарушение носит длящийся характер. Тоджинская ЦКБ не соблюдаются порядки оказания медицинской помощи по профилям: терапия, педиатрия, хирургия, неврология, акушерство-гинекология, анестезиология-реаниматология в части недостаточного оснащения медицинскими изделиями. Допущенные нарушения могли привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, так как отсутствие правоустанавливающих документов, отсутствие врача-неонатолога, врача-рентгенолога, отсутствие необходимых медицинских изделий может привести к возникновению угрозы вреда жизни и здоровью граждан. Указанные нарушения носят грубый характер, поскольку нарушены подпункты «а», «д» пункта 4 и подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании.
Защитник Ондар Ш. О. вину юридического лица признала, пояснив, что допущенные нарушения по предписанию частично устранены, просила назначить штраф ниже минимального размера в порядке ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель Тоджинской ЦКБ – и. о. главного врача Суурлай Ш. Д. не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств не заявила, в связи с чем дело рассмотрено без её участия на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Врио руководителя Росздравнадзора о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив все представленные доказательства, судья приходит к следующему.
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежат лицензированию.
В силу п.п. «а», «д» п. 4, п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям; наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Приказами Минздрава России: от 15.11.2012 N 922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"; от 15.11.2012 N 923н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия"; от 15.11.2012 N 926н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы"; от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)"; от 15.11.2012 N 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", а также Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи" установлены стандарты оснащения хирургическим отделения, терапевтического отделения, педиатрического отделения, неврологического отделения, родильного отделения, группы анестезиологии-реанимации больницы.
Как видно из лицензии, Тоджинская ЦКБ имеет лицензию ЛО-17-01-000451 от 13.07.2018 на осуществление медицинской деятельности. Согласно сведениям о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц, Тоджинская ЦКБ является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него имуществом, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и обязанности, оказывает первичную врачебную медико-санитарную помощь, первичную специализированную медико-санитарную помощь, и им управляет главный врач.
Ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно примечанию ст. 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
На основании п. 6 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и п. п. «а», «б» п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу п. 1 ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Так, несоблюдение указанных выше требований является грубым нарушением, при этом влекущим за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Факт совершения административного правонарушения Тоджинской ЦКБ полностью подтверждается:
- приказом органа государственного контроля (надзора) № 110-Пр/18 от 11.07.2018 о проведении плановой выездной проверки юридического лица;
- уведомлением о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 11.07.2018, уведомлением о вручении заказного письма;
- актом проверки № 16вп от 31.08.2018, которым выявлены нарушения п.п. «а», «д» п. 4, п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291;
- предписанием об устранении нарушений № 15-16вп от 31.08.2018, которым ГБУЗ РТ «Тоджинская ЦКБ» предписано устранить выявленные нарушения до 01.04.2019;
- актом об устранении нарушений по предписанию № 15-16вп от 31.08.2018, согласно которому какие-либо нарушения не устранены;
- копиями технических паспортов на здания ГБУЗ РТ «Тоджинская ЦКБ»;
- качественным и количественным составом врачей по состоянию на 01.08.2018;
- выпиской из оборотной ведомости ГБУЗ РТ «Тоджинская ЦКБ» по состоянию на 08.08.2018;
- копиями лицензий ГБУЗ РТ «Тоджинская ЦКБ» на осуществление медицинской деятельности от 13.07.2018;
- уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении от 31.08.2018.
Таким образом, изложенными выше доказательствами полностью подтверждается вина юридического лица в грубом нарушении требований и условий лицензии, являющейся обязательной, выразившегося в отсутствии правоустанавливающих документов, отсутствии врача-неонатолога, врача-рентгенолога, имеющих высшее медицинское образование, отсутствии необходимых медицинских изделий для оказания медицинской помощи населению по профилям терапия, педиатрия, хирургия, неврология, акушерство-гинекология, анестезиология-реаниматология, допущенные нарушения могли привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Собранные по делу доказательства соответствуют требованиям КоАП РФ, в связи с чем суд считает их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения дела.
При обстоятельствах изложенных выше, судья приходит к выводу, что в действиях Тоджинской ЦКБ содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Так как Тоджинской ЦКБ допущено несоблюдение требований п.п. «а», «д» п. 4, п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, выразившееся в отсутствии правоустанавливающих документов, отсутствии врача-неонатолога, врача-рентгенолога, имеющих высшее медицинское образование, отсутствии необходимых медицинских изделий для оказания медицинской помощи населению по профилям терапия, педиатрия, хирургия, неврология, акушерство-гинекология, анестезиология-реаниматология, которые могли привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, обращающихся за медицинской помощью в Тоджинскую ЦКБ.
Ходатайство ГБУЗ РТ «Тоджинская ЦКБ» о замене административного штрафа предупреждением со ссылкой на ст. 4.1.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит, поскольку последствием указанных правонарушений могла возникнуть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
При назначении административного наказания юридическому лицу судья учитывает: характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Смягчающими административную ответственность Тоджинской ЦКБ обстоятельствами в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ судья признает: признание вины, привлечение к административной ответственности впервые, частичное принятие мер к устранению выявленных нарушений.
Отягчающих административную ответственность Тоджинской ЦКБ обстоятельств судья не нашел.
При назначении наказания суд также учитывает следующее.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Таким образом, с учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественного и финансового положения ГБУЗ РТ «Тоджинская ЦКБ», у которого в настоящее время в бюджете денежные средства, предусмотренные на судебные штрафы исчерпаны, дотационность Республики Тыва, из бюджета которой финансируется деятельность больницы, принимая во внимание отсутствие вредных последствий, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья приходит в выводу о возможности снижения размера административного штрафа до половины минимального размера административного штрафа, то есть до 75 000 рублей.
Оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
На основании изложенного, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения Тоджинской ЦКБ, смягчающих административную ответственность обстоятельств и отсутствия отягчающих обстоятельств, для достижения целей административного наказания, предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва «Тоджинская центральная кожуунная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению: УФК по Республике Тыва (Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Тыва), р/с 40101810900000010001, отделение НБ Республики Тыва, БИК 049304001, ИНН 1701039135, КПП 170101001, л/с 04121822250, ОКТМО 93701000, УИН 1200, КБК 06011690010016000140.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
За неуплату административного штрафа в указанный срок предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Тоджинский районный суд Республики Тыва. Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Тыва.
Судья А. К. Сат