Решение по делу № 33-11129/2024 от 26.08.2024

Судья – Сероваева Т.Т.

Дело № 33-11129/2024, 2-1980/2024

УИД 59RS0004-01-2024-001524-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Новоселовой Д.В.,

судей Ивановой Е.В., Владыкиной О.В.,

при секретаре Дьяковой М.С.,

с участием прокурора Левыкиной Л.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 03.10.2024 гражданское дело по иску Демченко Ольги Евгеньевны к муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации города Перми об изъятии аварийного жилого помещения,

по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 20.06.2024.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Владыкиной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Демченко О.Е. обратилась в суд с уточненным иском (л.д. 4 т.2) к муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о взыскании выкупной стоимости в размере 3006 000 рублей за жилое помещение по адресу: г. Пермь, ул. ****, прекращении прав на него, указав, что является собственником названной квартиры. В связи с аварийным состоянием дома срок для отселения из него граждан установлен до 01.06.2024, истекает, однако, меры по расселению граждан из аварийного жилого дома не принимаются, несмотря на его опасное аварийное состояние.

Ответчик иск не признал, указав на преждевременный характер обращения.

Судом первой инстанции постановлено решение об удовлетворении иска в полном объеме.

С апелляционной жалобой обратился ответчик, указывая на преждевременное обращение с иском, поскольку земельный участок не изъят, срок для отселения и сноса не истек, процедура изъятия не выполнена, аварийный многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы. Истец за предоставлением жилого помещения из маневренного фонда к ответчику не обращался.

В судебном заседании представитель истца просила оставить решение суда без изменения, прокурор дал заключение об отсутствии оснований для отмены решения суда, остальные лица участие не принимали.

Судебная коллегия в порядке ст. 167, 327 ГПК РФ нашла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Жилое помещение по адресу: г. Пермь, ул. **** принадлежит на праве собственности истцу Демченко О.Е. с 25.09.2018 (л.д. 11-12 т.1, л.д. 11-17 т.2).

Аварийное состояние и необходимость сноса многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Перми установлены заключением межведомственной комиссии от 15.11.2023 (л.д. 156 оборот -157 т.1) и распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 30.11.2023 (л.д. 156 т.1), срок расселения установлен до 01.06.2024.

Обращение с иском о досрочном изъятии спорной квартиры (обращение с иском в суд 27.02.2024) обусловлено аварийным состоянием, дома, исключающим возможность проживания в нем до установленного срока расселения, то есть до 01.06.2024, бездействием ответчика по расселению.

Удовлетворение иска судом первой инстанции явилось основанием для обращения с апелляционной жалобой по приведенным доводам.

Все доводы апелляционной жалобы относительно преждевременного характера иска, несоблюдении процедуры изъятия аварийной квартиры, нереализованной возможности обращения за маневренным жильем отклоняются по следующим основаниям.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, что следует из подпункта «и» пункта 20 Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Пленум № 14).

Если лицо является собственником жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и непригодным для проживания, то разрешение вопроса о выплате возмещения за жилое помещение в виде выкупной цены возможно только с одновременным разрешением вопроса о судьбе данного жилого помещения и земельного участка, на котором расположено жилое помещение, то есть при решении вопроса об изъятии жилого помещения и земельного участка.

В подпункте «г» пункта 20 Пленума № 14 разъяснено, что соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Постановление Правительства РФ № 47) утверждено Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу пункта 7, абзаца 2 пункта 49 названного Постановления Правительства РФ № 47 на основании полученного заключения о техническом состоянии многоквартирного дома … орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение (абз. 7 п. 7), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу приведенных выше норм, право на определение срока отселения граждан из многоквартирного дома, а также определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, с учетом технического состояния дома, определенного на основании заключения межведомственной комиссии, в пределах своей компетенции администрация г. Перми определила сроки отселения граждан из дома (до 01.06.2024). Такой срок наступил, проживать в доме небезопасно, пользоваться жилым помещением невозможно, однако, органом местного самоуправления с 01.06.2024 не принимается решение об изъятии земельного участка и жилых помещений дома.

С учетом названных обстоятельств истец заявляет о бездействии ответчика и неопределенности судьбы дома, а ответчик заявляет о невозможности изъятия аварийного жилого помещения в связи с несоблюдением процедуры по принятию решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений дома.

В соответствии с пунктом 22 Пленума № 14 судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Администрацией г. Перми процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушена, по истечении установленного срока для расселения дома и его сноса, решений об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд не принималось.

В соответствии с приведенными положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации о порядке изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в данном случае усматривается бездействие органа местного самоуправления по соблюдению процедуры, принятию решения об изъятия аварийного жилого помещения.

Несоблюдение органом местного самоуправления установленной законом процедуры, что имело место по данному делу, не должно умалять права истца и препятствовать их восстановлению, что судом было учтено.

Суд установил отсутствие у истца и детей иного жилого помещения. Вместе с тем, значимым по данному делу является обстоятельство, что срок расселения спорного аварийного дома наступил 01.06.2024 в соответствии с распоряжением ответчика, иного срока для расселения не установлено, а администрация города с 01.06.2024 не принимает должных мер для изъятия у истца аварийного жилого помещения. Наличие в собственности иного жилого помещения имеет значение лишь по вопросу изъятия аварийного жилого помещения до наступления срока расселения, что к данной ситуации не относится.

Таким образом, судебная коллегия, принимая во внимание названные обстоятельства, нормы права и разъяснения по их применению приходит к выводу, что, несмотря на наступление срока для расселения граждан и сноса ими аварийного дома (01.06.2024), администрация г. Перми бездействует, не принимает установленные законом меры для расселения граждан. В силу опасного аварийного состояния дома (л.д. 32 т. 2, л.д. 186 т. 1) и неопределенности его дальнейшей судьбы истец не имеет возможности в полном объеме реализовать право собственности.

В остальной части решение суда не обжалуется, не проверяется.

Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 20.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.

(мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.10.2024)

Председательствующий судья: подпись

Судьи: подписи

Судья – Сероваева Т.Т.

Дело № 33-11129/2024, 2-1980/2024

УИД 59RS0004-01-2024-001524-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Новоселовой Д.В.,

судей Ивановой Е.В., Владыкиной О.В.,

при секретаре Дьяковой М.С.,

с участием прокурора Левыкиной Л.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 03.10.2024 гражданское дело по иску Демченко Ольги Евгеньевны к муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации города Перми об изъятии аварийного жилого помещения,

по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 20.06.2024.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Владыкиной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Демченко О.Е. обратилась в суд с уточненным иском (л.д. 4 т.2) к муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о взыскании выкупной стоимости в размере 3006 000 рублей за жилое помещение по адресу: г. Пермь, ул. ****, прекращении прав на него, указав, что является собственником названной квартиры. В связи с аварийным состоянием дома срок для отселения из него граждан установлен до 01.06.2024, истекает, однако, меры по расселению граждан из аварийного жилого дома не принимаются, несмотря на его опасное аварийное состояние.

Ответчик иск не признал, указав на преждевременный характер обращения.

Судом первой инстанции постановлено решение об удовлетворении иска в полном объеме.

С апелляционной жалобой обратился ответчик, указывая на преждевременное обращение с иском, поскольку земельный участок не изъят, срок для отселения и сноса не истек, процедура изъятия не выполнена, аварийный многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы. Истец за предоставлением жилого помещения из маневренного фонда к ответчику не обращался.

В судебном заседании представитель истца просила оставить решение суда без изменения, прокурор дал заключение об отсутствии оснований для отмены решения суда, остальные лица участие не принимали.

Судебная коллегия в порядке ст. 167, 327 ГПК РФ нашла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Жилое помещение по адресу: г. Пермь, ул. **** принадлежит на праве собственности истцу Демченко О.Е. с 25.09.2018 (л.д. 11-12 т.1, л.д. 11-17 т.2).

Аварийное состояние и необходимость сноса многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Перми установлены заключением межведомственной комиссии от 15.11.2023 (л.д. 156 оборот -157 т.1) и распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 30.11.2023 (л.д. 156 т.1), срок расселения установлен до 01.06.2024.

Обращение с иском о досрочном изъятии спорной квартиры (обращение с иском в суд 27.02.2024) обусловлено аварийным состоянием, дома, исключающим возможность проживания в нем до установленного срока расселения, то есть до 01.06.2024, бездействием ответчика по расселению.

Удовлетворение иска судом первой инстанции явилось основанием для обращения с апелляционной жалобой по приведенным доводам.

Все доводы апелляционной жалобы относительно преждевременного характера иска, несоблюдении процедуры изъятия аварийной квартиры, нереализованной возможности обращения за маневренным жильем отклоняются по следующим основаниям.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, что следует из подпункта «и» пункта 20 Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Пленум № 14).

Если лицо является собственником жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и непригодным для проживания, то разрешение вопроса о выплате возмещения за жилое помещение в виде выкупной цены возможно только с одновременным разрешением вопроса о судьбе данного жилого помещения и земельного участка, на котором расположено жилое помещение, то есть при решении вопроса об изъятии жилого помещения и земельного участка.

В подпункте «г» пункта 20 Пленума № 14 разъяснено, что соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Постановление Правительства РФ № 47) утверждено Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу пункта 7, абзаца 2 пункта 49 названного Постановления Правительства РФ № 47 на основании полученного заключения о техническом состоянии многоквартирного дома … орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение (абз. 7 п. 7), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу приведенных выше норм, право на определение срока отселения граждан из многоквартирного дома, а также определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, с учетом технического состояния дома, определенного на основании заключения межведомственной комиссии, в пределах своей компетенции администрация г. Перми определила сроки отселения граждан из дома (до 01.06.2024). Такой срок наступил, проживать в доме небезопасно, пользоваться жилым помещением невозможно, однако, органом местного самоуправления с 01.06.2024 не принимается решение об изъятии земельного участка и жилых помещений дома.

С учетом названных обстоятельств истец заявляет о бездействии ответчика и неопределенности судьбы дома, а ответчик заявляет о невозможности изъятия аварийного жилого помещения в связи с несоблюдением процедуры по принятию решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений дома.

В соответствии с пунктом 22 Пленума № 14 судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Администрацией г. Перми процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушена, по истечении установленного срока для расселения дома и его сноса, решений об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд не принималось.

В соответствии с приведенными положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации о порядке изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в данном случае усматривается бездействие органа местного самоуправления по соблюдению процедуры, принятию решения об изъятия аварийного жилого помещения.

Несоблюдение органом местного самоуправления установленной законом процедуры, что имело место по данному делу, не должно умалять права истца и препятствовать их восстановлению, что судом было учтено.

Суд установил отсутствие у истца и детей иного жилого помещения. Вместе с тем, значимым по данному делу является обстоятельство, что срок расселения спорного аварийного дома наступил 01.06.2024 в соответствии с распоряжением ответчика, иного срока для расселения не установлено, а администрация города с 01.06.2024 не принимает должных мер для изъятия у истца аварийного жилого помещения. Наличие в собственности иного жилого помещения имеет значение лишь по вопросу изъятия аварийного жилого помещения до наступления срока расселения, что к данной ситуации не относится.

Таким образом, судебная коллегия, принимая во внимание названные обстоятельства, нормы права и разъяснения по их применению приходит к выводу, что, несмотря на наступление срока для расселения граждан и сноса ими аварийного дома (01.06.2024), администрация г. Перми бездействует, не принимает установленные законом меры для расселения граждан. В силу опасного аварийного состояния дома (л.д. 32 т. 2, л.д. 186 т. 1) и неопределенности его дальнейшей судьбы истец не имеет возможности в полном объеме реализовать право собственности.

В остальной части решение суда не обжалуется, не проверяется.

Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 20.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.

(мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.10.2024)

Председательствующий судья: подпись

Судьи: подписи

33-11129/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Демченко Ольга Евгеньевна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Демченко Романа Борисовича, 08.11.2012 г.р., Рожневой Виктории Григорьевны, 08.09.2015 г.р.
Информация скрыта
Прокуратура Ленинского района города Перми
Ответчики
Администрация города Перми
Другие
Территориальное управление Министерства труда и социального развития Пермского края по городу Перми
Управление жилищных отношений администрации города Перми
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
26.08.2024Передача дела судье
03.10.2024Судебное заседание
04.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2024Передано в экспедицию
03.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее