Дело № 12-209/2023
УИД: 39RS0001-01-2022-005847-56
РЕШЕНИЕ
13 июня 2023 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С., при секретаре Швецовой О.В., рассмотрев жалобу СНТ «Октябрьское» (ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>) на постановление Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области по делу об административном правонарушении № 173-4-5-7 от 22 августа 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области по делу об административном правонарушении № 173-4-5-7 от 22 августа 2022 года СНТ «Октябрьское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе СНТ «Октябрьское» просит указанное постановление отменить, ссылаясь на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения.
Председатель СНТ «Октябрьское» Воронцова С.Ф. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, кроме довода о замене административного штрафа на предупреждение. Пояснила, что они ставят вопрос об отмене обжалуемого постановления. На сегодняшний день на публичных слушаниях рассматривается вопрос о внесении изменений в Проект изменений в Генеральный план г. Калининграда и если эти изменения будут утверждены, пожарного водоема существовать не будет. Тогда треть СНТ попадает под изъятие и перевод в зону транспортной инфраструктуры, в том числе водоем, около 150 участков и земли общего пользования. СНТ принадлежат только территории общего пользования.
Защитник СНТ «Октябрьское» по доверенности Чернокоз М.Г. поддержала доводы, изложенные в жалобе и письменных пояснениях по делу. Указала, что в настоящее время членам СНТ принадлежат 295 земельных участков, остальные собственники земельных участков – так называемые «индивидуалы».
Представитель Главного управления МЧС России по Калининградской области по доверенности Андреев Д.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на жалобу. Пояснил, что на момент выявления административного правонарушения членам СНТ принадлежало более 301 земельных участков и действовал особый противопожарный режим. Часть 2 ст. 20.4 не содержит такую меру профилактического воздействия, как предупреждение, поэтому назначение административного наказания в виде штрафа является обоснованным. Указатели заменены только в октябре 2022 года, протокол и постановление вынесены ранее. Нарушения могут повлечь пожар и дальнейшее его распространение. Пожарный автомобиль не сможет проехать и развернуться на данных земельных участках. Существует угроза жизни, здоровью, имуществу и окружающей среде. Сотрудники МЧС привлекались к проверке как специалисты, проверка проводилась прокуратурой. В каком конкретном месте проводились замеры, он не может сказать, так как не участвовал в проверке, проверка была по <адрес> в соответствии с юридическим адресом СНТ. Нарушения выявлены прокуратурой по результатам проведенной проверки. Срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным. СНТ должно исполнить требования в порядке согласования с администрацией, членами товарищества и другими собственниками земельных участков. Данный вопрос надо прорабатывать. И в СП-4 2009 года, и в СНиП 2020 года требования одинаковые. Разрешения на строительство дает администрация, но ответственность несет юридическое лицо, которое владеет, управляет и пользуется землей. Территория СНТ принадлежит юридическому лицу, ответственность на руководителе организации. СП, на который он ссылается, не относится ни к проектированию, ни к планированию, а содержит в себе требования о мотопомпе в зависимости от количества запланированных земельных участков.
Выслушав пояснения законного представителя и защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В силу ч. 2 указанной статьи те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно абзацам 5, 6 ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов дела, 27.04.2022 в 10 часов 00 минут в ходе проведенной прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда проверки исполнения СНТ «Октябрьское» требований действующего законодательства, в том числе соблюдения законодательства о пожарной безопасности, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые послужили основанием для составления в отношении товарищества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и вынесения обжалуемого постановления.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам нарушения совершены СНТ «Октябрьское» в период действия особого противопожарного режима, установленного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 25.03.2022 № 16/05, и заключаются в следующем:
1. В нарушение ст. 90 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-Ф3; п. 8.13 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288; п. 5.7 СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.10.2019 № 618/пр, тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размерами не менее 15x15 м;
2. В нарушение ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-Ф3; п. 5.8 СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.10.2019 № 618/пр, в противопожарных целях СНТ не имеет одну прицепную мотопомпу, при числе участков от 301 до 1000;
3. В нарушение ст. 90 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-Ф3; п. 8.18 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, ширина проездов для пожарной техники составляет менее 3,5 метра;
4. В нарушение п. 48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, направления движения к источнику противопожарного водоснабжения не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Факт совершения СНТ «Октябрьское» вменяемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- информационным сообщением ОНДиПР по городскому округу «Город Калининград» УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области от 12.05.2022 с указанием перечня нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении 27.04.2022 проверки СНТ «Октябрьское» на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, проводимой сотрудником прокуратуры Ленинградского района г. Калининграда с привлечением в качестве специалиста инспектора отдела;
- информационным сообщением прокуратуры Ленинградского района г. Калининграда от 23.05.2022, в котором отражены выявленные в ходе проведенной 27.04.2022 проверки исполнения требований действующего законодательства в деятельности СНТ «Октябрьское» нарушения требований пожарной безопасности;
- представлением ОНДиПР по городскому округу «Город Калининград» УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 173-4-5-7 от 22.08.2022;
- представлением прокуратуры Ленинградского района г. Калининграда об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности № 7-06-2022/870-22 от 23.05.2022, которое никем в установленном порядке не оспорено и не отменено;
- протоколом об административном правонарушении № 182/4-5-7 от 02.08.2022, составленным по результатам проведенной проверки, в котором Председатель СНТ «Октябрьское» Воронцова С.Ф. указала на свое несогласие с протоколом без указания мотивов такого несогласия, а также другими материалами дела.
Вывод должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в совершении вменяемого административного правонарушения объективно подтверждается собранными в деле доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Все обстоятельства по делу при назначении административного наказания были исследованы, а взятые за основу при вынесении постановления по делу об административном правонарушении доказательства собраны и оценены в соответствии с главой 26 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что в ходе производства по делу существенных процессуальных нарушений допущено не было.
В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в абз. 3 п. 4 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Таким образом, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, составлением протокола об административном правонарушении после окончания проверки и фиксации ее результатов не были нарушены.
СНТ «Октябрьское» является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, мнение товарищества об обратном представляется основанным на ошибочном толковании положений ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с которой ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Иные доводы, изложенные в жалобе и приведенные стороной защиты в судебном заседании, не влекут отмену обжалуемого постановления, не ставят под сомнение наличие состава административного правонарушения и доказанность вины юридического лица в его совершении.
Доказательств того, что лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, не представлено.
Оценка целесообразности отдельных требований в области пожарной безопасности в компетенцию судьи при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не входит.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка для выполнения обязанностей в области пожарной безопасности не требуется.
Исходя из приведенных положений законодательства, регулирующего правоотношения в области пожарной безопасности, при количестве участков более 300, но менее 1000 товарищество должно обеспечить наличие одной переносной мотопомпы и предусмотреть для ее хранения помещение площадью не менее 10 м2. Требования к обеспечению тупиковых проездов разворотными площадками с определенными характеристиками и к обозначениям направления движения к источникам противопожарного водоснабжения носят императивный характер и не поставлены в зависимость от момента образования товарищества.
Отсутствие на момент проведения проверки в СНТ «Октябрьское» прицепной мотопомпы при числе участков от 301 до 1000, разворотных площадок во всех тупиковых проездах размерами не менее 15x15 м и несоответствие указателей направления движения к источнику противопожарного водоснабжения установленным требованиям по существу не отрицалось товариществом. Такие нарушения обязательных требований указывают на наличие в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Последующее устранение допущенных нарушений в части обеспечения указателей направления движения к источнику противопожарного водоснабжения не влечет освобождения юридического лица от административной ответственности.
Вместе с тем, учитывая, что ширина проездов для пожарной техники на территории СНТ не измерялась, нарушение п. 8.18 СП 4.13130.2013 ничем объективно не подтверждено и вменено товариществу излишне.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, совершенное административное правонарушение с учетом объема и характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности не может быть признано малозначительным.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Нахожу, что административное наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи, с учетом его снижения в два раза, за совершение СНТ «Октябрьское» данного административного правонарушения, учитывая положения ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, соответствует указанным целям. Применение более мягкого наказания не будет отвечать целям административного наказания.
При таких обстоятельствах, поскольку жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, и правовые основания для его отмены либо изменения отсутствуют, постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области по делу об административном правонарушении № 173-4-5-7 от 22 августа 2022 года, вынесенное в отношении СНТ «Октябрьское», оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: