№ 7 - 2551/2024
№ 12 - 400/2024 Судья Никитина Я.А.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 10 сентября 2024 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Епифановой Н.А., дело об административном правонарушении по жалобе на решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 5 марта 2024 года в отношении
Садоводческого некоммерческого товарищества «Вишневское» (далее – СНТ «Вишневское», Товарищество), ИНН 4704035913, ОГРН 1034700887484, юридический адрес: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Вишневка, Луговая улица
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды – ведущего специалиста Северо-Западного межрайонного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Медешкина М.М. №... от 12 января 2022 года СНТ «Вишневское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 175 000 (ста семидесяти пяти тысяч) рублей.
Решением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды – начальника Северо-Западного межрайонного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Стародубцева М.Ю. от 31 августа 2023 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 5 марта 2024 года постановление по делу об административном правонарушении изменено, размер административного штрафа снижен до 100 000 (ста тысяч) рублей, в остальной части постановление по делу об административном правонарушении, решение вышестоящего должностного лица оставлены без изменения.
Защитник СНТ «Вишневское» Джеломанова Н.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене вынесенных по делу процессуальных актов.
В жалобе выразила несогласие с привлечением СНТ «Вишневское» к административной ответственности, указала, что виновность Товарищества в совершении административного правонарушения не доказана, при этом СНТ «Вишневское» не является хозяйствующим субъектом, не обладает земельными участками и не извлекает прибыль из осуществляемой деятельности, в связи с чем не должно осуществлять организацию обращения с отходами потребления, которые образованы в результате хозяйственной деятельности граждан – членов Товарищества. Расчетный счет СНТ «Вишневское» обнулен в 2022 году, возможность оплаты назначенного административного штрафа отсутствует. В ходе производства по делу СНТ «Вишневское» было лишено возможности подать возражения на протокол об административном правонарушении, принимать участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, ввиду отсутствия надлежащего извещения.
Законный представитель СНТ «Вишневское», защитник Джеломанова Н.В. извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не явились, ходатайств об отложении заседания не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении, решения вышестоящего должностного лица и решения судьи районного суда по следующим основаниям.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»).
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В пункте 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, в том числе с целью создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.
В силу пунктов 3,4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Подпунктами 5,6 части 7 статьи 18 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В соответствии с Дополнительным соглашением № 2 между Ленинградской областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) от 5 марта 2019 года региональный оператор - АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» - приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Выборгского района с 1 июня 2019 года.
Предложение АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в установленном порядке, размещено на Интернет- странице регионального оператора.
Как следует из материалов дела, установлено должностным лицом и судьей районного суда, 5 июля 2021 года в Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области поступило письмо председателя Комитета Ленинградской области по обращению с отходами № К-01-215/2021-3-0 от 5 июля 2021 года, содержащее информацию об отсутствии действующих договоров между садоводствами, расположенными на территории Выборгского и других районов Ленинградской области. Из письма установлено, что между СНТ «Вишневское» и Региональным оператором («АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области») договор на обращение с твердыми коммунальными отходами отсутствует, что является нарушением требований, установленных пунктами 1 и 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 6 части 7 статьи 18 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, СНТ «Вишневское» совершено административное правонарушение, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения СНТ «Вишневское» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, а также виновность в его совершении подтверждаются достаточной совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом №... от 9 декабря 2021 года об административном правонарушении; ответом генерального директора АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» Бучнева А.Г. № УК-2602712/21 от 16 декабря 2021 года; письмом председателя Комитета Ленинградской области по обращению с отходами Пименова А.А. от 2 июля 2021 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Вишневское».
Кроме того, отсутствие договора по обращению с твердыми коммунальными отходами между СНТ «Вишневское» и Региональным оператором по обращению с отходами, не оспаривается непосредственно СНТ «Вишневское» и стороной защиты. Напротив, в ходе производства по делу СНТ «Вишневское» указало, что такой договор отсутствует. Вместе с тем, стороной защиты оспаривается правовая квалификация действий СНТ «Вишневское» в качестве административного правонарушения.
Обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности СНТ «Вишневское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и получившими правильную юридическую оценку, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Не доверять указанным доказательствам оснований не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Постановление по делу об административном правонарушении, решение вышестоящего должностного лица и решение суда районного суда составлены в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ. Решение судьи районного суда, решение вышестоящего должностного лица составлены по правилам части 2 статьи 30.7 КоАП РФ, и являются мотивированными.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Вопреки доводам жалобы, право СНТ «Вишневское» на защиту в ходе производства по делу должностным лицом не нарушено. Так, в СНТ «Вишневское» по адресу места нахождения (Ленинградская область, Выборгский район, пос. Вишневка, Луговая ул.), указанному в ЕГРЮЛ, должностным лицом направлялись уведомление и определение о назначении даты рассмотрения дела, которые представителем СНТ «Вишневское» не получены. При наличии сведений о направлении извещений в адрес СНТ «Вишневское», должностное лицо было вправе составить протокол и вынести постановление в отсутствие законного представителя юридического лица.
То обстоятельство, что в ЕГРЮЛ непосредственно юридическим лицом были внесены недостоверные сведения о месте нахождения СНТ «Вишневское», основанием для признания состоявшегося постановления не является. Более того, необходимо обратить внимание, что в настоящее время сведения об адресе месте нахождения СНТ «Вишневское» в ЕГРЮЛ не актуализированы, содержат юридический адрес: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Вишневка, Луговая ул.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы об отсутствии у СНТ «Вишневское» обязанности по заключению договора, равно как и о невозможности привлечения Товарищества к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права.
Так, положения статьи 7 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прямо установлено, что Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, в том числе с целью создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Иными нормативными правовыми актами, приведенными в настоящем решении, равно как и в процессуальных актах должностного лица, суда первой инстанции, прямо указывают на необходимость заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе СНТ, от имени которых действует правление.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа и судебной инстанцией норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Административное наказание СНТ «Вишневское», с учетом изменений, внесенных в постановление судьей районного суда, назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в минимальном размере.
Согласно абзацу четвертому пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В абзаце пятом пункта 6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2016 № 5-П отмечалось, что такой способ обеспечения справедливости административного наказания (применение статьи 2.9 КоАП РФ) и его соразмерности правонарушающему деянию можно считать оправданным лишь при условии, что это деяние с учетом его характера, личности правонарушителя и тяжести наступивших последствий хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не причиняет существенного ущерба охраняемым общественным отношениям.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, которое обусловлено угрозой причинения вреда как окружающему миру, так и здоровью человека, даже при условии отсутствия опасных последствий - оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица или решения судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 5 марта 2024 года, решение старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды – начальника Северо-Западного межрайонного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Стародубцева М.Ю. от 31 августа 2023 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды – ведущего специалиста Северо-Западного межрайонного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Медешкина М.М. №... от 12 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении СНТ «Вишневское», оставить без изменения, жалобу защитника Джеломанова Н.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.Н. Русанова