Дело № 2-7657/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Рейш В.А.,
с участием представителя истца Зотовой Н.А.,
представителя ответчика Потапова И.А.,
третьего лица Герасимовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 сентября 2017 года гражданское дело по искам ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании незаконными решений о сохранении Герасимовой Юлии Анатольевне средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения,
у с т а н о в и л:
ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» обратилось в суд с исками к
ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» о признании незаконными решений о сохранении Герасимовой Ю.А. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, указав в обоснование, что в силу п. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ основанием для сохранения за работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника, а поскольку исключительность случая в решении центра занятости населения не указана, Общество полагает, что решение вынесено незаконно. Принятые, ответчиком оспариваемые решения, являются основанием для обращения уволенного работника к истцу с требованием произвести выплату пособия по сокращению, что возлагает необоснованные расходы на Общество, тем самым нарушает его права.
В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена Герасимова Ю.А.
Определением суда от 05 сентября 2017 года по ходатайству представителя ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» гражданские дела по вышеуказанным исковым заявлениям объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснил, что не согласен с решениями Центра занятости населения о сохранении Герасимовой Ю.А. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, так как доказательств исключительных обстоятельств для сохранения указанных выплат Герасимовой Ю.А. в материалах личного дела не имеется; при вынесении решений о сохранении Герасимовой Ю.А. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения Центром учтены только два критерия, а именно обращение Герасимовой Ю.А. в ЦЗН в месячный срок со дня увольнения и её не трудоустройство в течение указанных месяцев, что следует из ответов ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» на обращение Общества. Также представитель пояснила, что Герасимовой Ю.А. не была предоставлена надлежащая услуга по содействию в поиске подходящей работы: третьему лицу были предложены подходящие вакансии, однако направления не выписывались, результаты рассмотрения данных вакансий отсутствуют, необоснованно повторно предлагались вакансия инженера в ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» и инженера в Управлении ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар». Также представитель истца полагает, что устные пояснения Герасимовой Ю.А. об отсутствии средств к существованию нельзя расценивать в качестве доказательства, очевидно подтверждающего данный факт.
Представитель ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснил, что согласно пояснительной записке курирующего инспектора, все обстоятельства, предусмотренные ст. 318 ТК РФ, при принятии решения были учтены, в том числе, и наличие исключительного случая; право на получение пособия по сокращению принадлежит гражданину, данное право наступает вне зависимости от мнения работодателя, не может быть оспорено работодателем и само по себе не влияет на права работодателя; истцом ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании не указано в чём заключается его нарушенное право и чем подтверждается нарушение этого права Центром, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо Герасимова Ю.А. не согласилась с заявленными требованиями, пояснила, что регулярно ходила на регистрацию в центр занятости населения, работу искала по направлениям, выдаваемым Центром, а также самостоятельно (направляла резюме). В период четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения не была трудоустроена ввиду отсутствия подходящей работы, вакансий; на её иждивении находится несовершеннолетний ребенок, в период поиска работы средства к существованию отсутствовали, ей приходилось занимать деньги у знакомых на проживание, в связи с отсутствием дохода у неё образовалась задолженность по кредиту, а также по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Судом установлено, что Герасимова Ю.А. работала в ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат», ** ** ** уволена по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников организации.
Также установлено, что решением Арбитражного Суда Республики Коми от
29 сентября 2016 года по делу № А29-1348/2016 ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» признано банкротом, в отношении Общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Елькин В.М.
** ** ** Герасимова Ю.А. обратилась в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» и была поставлен на регистрационный учет в качестве гражданина, ищущего работу.
Решениями ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» от ** ** ** №.. ., от ** ** ** №.. ., от ** ** ** №.. . за Герасимовой Ю.А. сохранен средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения соответственно; указано, что решение принято на основании ст. 318 Трудового кодекса РФ, так как гражданин в месячный срок со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен в течение 4 – 6 месяцев со дня увольнения.
Согласно пояснительной записке курирующего инспектора от ** ** ** в качестве исключительных обстоятельств сохранения за Герасимовой Ю.А. средней заработной платы за 4 месяц со дня увольнения Центром учтены следующие обстоятельства: увольнение из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обращение в ЦЗН в месячный срок после увольнения, нетрудоустройство (в т.ч. самостоятельно) на дату обращения, отсутствие средств к существованию, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на содержании. Аналогичные обстоятельства учитывались при принятии решений ** ** **, что отражено в пояснительных записках от ** ** **.
В соответствии с ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
Согласно разъяснениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2, утвержденного 26 апреля 2017 года, по смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
В силу п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно п. 1. ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 утверждены Требования к подбору подходящей работы.
В соответствии с Требованиями к подбору подходящей работы подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей (п. 2).
Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях (п. 3).
Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы (п. 11).
При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не более 2 направлений на работу одновременно (п. 12).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 N 524н утвержден Стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
В соответствии с п. 15 Стандарта государственная услуга в части содействия гражданам в поиске подходящей работы включает следующие административные процедуры (действия): 1) анализ сведений о гражданине; 2) информирование гражданина о положениях статьи 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и требованиях к подбору подходящей работы; правовых последствиях в случае отказа гражданина от подходящей работы; положениях трудового законодательства, устанавливающих право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; 3) подбор гражданину подходящей работы, исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 4) согласование с гражданином вариантов подходящей работы; 5) согласование с работодателем кандидатуры гражданина; 6) оформление и выдача гражданину не более 2 направлений на работу; 7) информирование гражданина о необходимости представления выданного направления на работу с отметкой работодателя; 8) оформление в случае несогласия гражданина отказа от варианта подходящей работы; 9) предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы гражданину: направления на работу по смежной профессии (специальности); вариантов оплачиваемой работы, включая работу временного характера, требующей либо не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, для самостоятельного посещения работодателей; 10) предложение пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению органов службы занятости женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 11) оформление и выдача гражданину при его согласии: направления на работу по смежной профессии (специальности); перечня вариантов работы; предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 12) внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Пунктом 19 Стандарта предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину: 1) направления на работу; 2) перечня вариантов работы; 3) предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; 4) предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Судом установлено, что Герасимова Ю.А. в браке не состоит, имеет малолетнего ребенка, по образованию является инженером по специальности «промышленное и гражданское строительство».
В спорный период с даты постановки на регистрационный учет ** ** ** Герасимова Ю.А. регулярно обращалась в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» за сведениями о наличии вакансий, что подтверждается листом учета посещений, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием вакансий и подходящей работы.
Герасимовой Ю.А. выдавались выписки перечня вариантов подходящей работы из банка вакансий работодателей, имеющихся в базе ЦЗН, для самостоятельного поиска работы, а также направления на работу.
За период с ** ** ** (день принятия решения о сохранении среднего заработка за шестой месяц) Герасимовой Ю.А. Центром занятости населения города Сыктывкара применительно к статье 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» было выдано два направления на работу: ** ** ** в ООО «Центр домостроения» по специальности инженера проектировщика; ** ** ** в АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми» по специальности инженер-проектировщик и инженер-проектировщик по архитектурным решениям. По всем направлениям кандидатура Герасимовой Ю.А. отклонена в связи с отсутствием опыта работы в сфере производства оцилиндрованного бревна и отсутствием 5-летнего стажа в проектной организации соответственно.
Согласно плану самостоятельного поиска работы (по перечню вариантов работы) Герасимова Ю.А. обращалась к 9 работодателям, однако по причине отсутствия подходящей работы (с учетом профессии, опыта работы и вида деятельности) трудоустроена не была.
Таким образом, Центру занятости населения не удалось трудоустроить Герасимову Ю.А. в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
При этом нарушений Герасимовой Ю.А. сроков обращения в службу занятости населения и нарушений, связанных с поиском работы, а также необоснованных отказов в трудоустройстве по предлагаемым вакансиям, судом не установлено и сторонами не представлено.
Как пояснила Герасимова Ю.А., она самостоятельно предпринимала попытки трудоустроиться, направляла в организации своё резюме. В подтверждение указанных обстоятельств Герасимовой Ю.А. представлены скринтошы с электронной почты.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о добросовестности уволенного работника, его желании трудоустроиться, и вопреки доводов истца, не дают оснований суду полагать о незаинтересованности Герасимовой Ю.А. в получении работы.
При этом, нарушение порядка предоставления услуг по содействию в поиске подходящей работы: выдача двух направлений на работу за весь спорный период, при наличии добросовестности третьего лица и его нетрудоустройства Центром, не должно лишать Герасимову Ю.А. права на выплату среднего месячного заработка.
Также третьим лицом в подтверждение своего семейного и материального положения суду представлены: копия свидетельства о рождении ребенка, справка о наличии задолженности по кредитному договору и по оплате жилищно-коммунальных услуг. Как пояснила, Герасимова Ю.А. источник дохода у неё отсутствовал, денежные средства на проживание она занимала у знакомых, либо пользовалась кредитной картой.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что отсутствие у Герасимовой Ю.А. средств к существованию, нахождение на иждивении несовершеннолетней дочери, подтверждают наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми Герасимова Ю.А. могла претендовать на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства.
При таких обстоятельствах, у ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» имелись основания для признания Герасимовой Ю.А. лицом, оставшимся в результате увольнения без средств к существованию, и наличия исключительных обстоятельств для получения заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяц трудоустройства. Доказательств обратного истцом суду не представлено.
Доводы истца о том, что свидетельство о рождении ребенка подтверждает лишь факт наличия ребенка, а не нахождение его на содержании Герасимовой Ю.А., суд не может принять во внимание, поскольку согласно справке о составе семьи совместно с третьим лицом по месту жительства зарегистрирована её несовершеннолетняя дочь; факт не взыскания алиментов на содержание дочери при рассмотрении настоящего спора правового значения не имеет.
Доводы истца о признании недопустимым доказательством по делу скриншотов резюме, не удостоверенных нотариально, необоснованны, поскольку Федеральными законами не предусмотрено каких-либо ограничений в способах доказывания факта поиска работы через телекоммуникационные сети, в том числе, через сайты в сети «Интернет», поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу ст.ст. 55 и 60 ГПК РФ, вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.
Также суд не принимает во внимание доводы истца о нарушении ответчиком пункта 19 Приказа Минтруда России от 13.11.2012 № 524 н, поскольку данные нарушения не могут ограничить право уволенного на сохранение за ним среднего заработка при наличии исключительных обстоятельств.
Доводы истца об отсутствии в решениях Центра занятости оснований исключительности случая также не могут служить основанием для отмены оспариваемых решений, поскольку форма и структура решения законом не определена.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании незаконными решений о сохранении Герасимовой Юлии Анатольевне средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Чаркова