Решение по делу № 33-1384/2019 от 13.05.2019

Судья Смирнова А.А. Дело № 33-1384

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 июня 2019 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего судьи Галактионовой Р.А.,

судей Копнышевой И.Ю., Щегловой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Поповой Е.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Галактионовой Р.А.,

дело по апелляционной жалобе Администрации Фурмановского муниципального района

на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 апреля 2019 года

по иску Фурмановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах Петрова Сергея Александровича, к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л а:

Фурмановский межрайонный прокурор Ивановской области, действуя в интересах Петрова С.А., обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, мотивировав его тем, что в результате прокурорской проверки по заявлению Петрова С.А. о нарушении его жилищных прав было установлено, что Петров С.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец умер, а мать лишена в отношении его родительских прав, он в установленном порядке принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. С 2005 г. по 2011 г. Петров С.А. проживал в детском доме, потом получал образование, находился на полном государственном обеспечении. Жилое помещение, в котором зарегистрирован Петров С.А., находится в неудовлетворительном состоянии, не пригодно для проживания. Жилое помещение на праве собственности у Петрова С.А. отсутствует. Петров С.А. обращался в Администрацию Фурмановского муниципального района с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения, в чем истцу было отказано. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе при обращении к нему граждан обратиться в суд с заявлением о защите свобод и законных интересов граждан в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде. Просит возложить на Администрацию Фурмановского муниципального района Ивановской области обязанность предоставить Петрову С.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения.

Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 апреля 2019 года исковые требования прокурора удовлетворены, на ответчика возложена обязанность в срок до 31 октября 2020 года, предоставить Петрову Сергею Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однократно, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее 20 кв.м., на территории Фурмановского муниципального района. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта РФ и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Не согласившись с решением суда, Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.

До начала судебного заседания от представителей третьих лиц - Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Правительства Ивановской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие истца Петрова С.А., представителя ответчика Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, представителей третьих лиц - Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Правительства Ивановской области, надлежащим образом извещенных о слушании дела по рассмотрению апелляционной жалобы, в том числе, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Ивановского областного суда.

Судебная коллегия, выслушав прокурора Родионову О.В., возражавшую на жалобу, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Петров С.А. является лицом, оставшемся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО11, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101), а мать ФИО2 лишена родительских прав в отношении сына решением Фурмановского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-20, 49-50).

Согласно сообщению ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Фурмановский детский дом» Петров С.А. поступил в Фурмановский детский дом 16.02.2005, выбыл 31.08.2011 после окончания 9 класса (л.д. 21, 77).

Согласно сообщению ОГБПОУ «Родниковский политехнический колледж» Петров С.А. обучался на первом курсе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОГБПОУ «Родниковский политехнический колледж», во время обучения проживал в общежитии, находился на полном государственном обеспечении, ДД.ММ.ГГГГ был отчислен из числа обучающихся в связи с переводов в профессиональное училище <адрес> (л.д. 13, 63).

Согласно сообщению ОГБПО «Волгореченский промышленный техникум Костромской области» Петров С.А. обучался в ОГБОУ ОГБПО «Волгореченский промышленный техникум Костромской области» по очной форме обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был отчислен за невыполнение учебного плана, непосещение занятий, невыполнении обязанностей, предусмотренных Уставом техникума. В период обучения Петров С.А. находился на полном государственном обеспечении, проживал в общежитии (л.д. 64-65, 105).

Постановлением Главы администрации г. Фурманова и Фурмановского района от 25.07.2008 № 738 за Петровым С.А. закреплено право регистрации и право проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 15-16), которое признано непригодным для проживания (л.д. 17, 68, 69).

Постановлением Администрации Панинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области от 21.01.2013 № 12 утверждены акт и заключении о признании квартиры по адресу: <адрес>, непригодной для постоянного проживания (л.д. 194-198).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Ивановской области № 7-ОЗ от 14 марта 1997 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», регулирующих правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц и пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Фурмановского района, действующего в интересах Петрова С.А.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права и основаны на всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии соответствующего финансирования при исполнении обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств местного бюджета, исполнение которой органом местного самоуправления должно осуществляться исключительно за счет целевых денежных средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета Ивановской области, в соответствии с очередностью предоставления жилья по сформированному Департаментом социальной защиты населения Ивановской области списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных образований Ивановской области являются несостоятельными в силу следующего.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Аналогичные положения содержатся и в статье 8 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 г. № 7-ОЗ (ред. от 29 ноября 2016 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области».

Частями 1 и 2 статьи 8.1 указанного закона предусмотрено, что Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

В связи с чем, довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения возложенной судом обязанности в установленный срок до 31 октября 2020 года, не может являться основанием для отмены решения суда.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, то оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 2 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1384/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Петров Сергей Александрович
Фурмановская межрайонная прокуратура в интересах Петрова Сергея Александровича
Ответчики
Администрация Фурмановского муниципального района
Другие
Диндарова Анна Владимировна
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Галактионова Римма Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
22.07.2020Передача дела судье
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
30.07.2020Передача дела судье
30.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2020Передано в экспедицию
03.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее