Дело № 2-88/2024 №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2024 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.,
при секретаре Болотиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской, Калужской областям к Васильеву В.П. о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Россельхознадзора по Брянской, Смоленской, Калужской областям обратилось в суд с иском к Васильеву В.П. о понуждении к совершению действий указав, что в адрес Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской Калужской областям из Управления ветеринарии Брянской области поступило обращение, содержащее сведения о нарушениях ветеринарного законодательства при осуществлении деятельности по содержанию животных в личном подсобном хозяйстве Васильевым В.П., расположенном по <адрес>.
Согласно информации Управления ветеринарии Брянской области от 22.05.2023 №УФС-7939 Васильевым В.П. не представлены все имеющиеся животные содержащиеся в его ЛПХ для осмотра и проведения вакцинации.
Таким образом, информация содержит данные о нарушении ветеринарного законодательства РФ при осуществлении деятельности по содержанию животных Васильевым В.П., а именно:
- при осуществлении противоэпизоотических мероприятий в 2023 году в соответствии с планом диагностических исследований, ветеринарно- профилактических и противоэпизоотических мероприятий органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, гражданин Васильев В.П. отказался предоставить для осмотра и проведения противоэпизоотических мероприятий (исследований на лейкоз, бруцеллез, идентификации и профилактической вакцинации против сибирской язвы, бешенства), принадлежащее ему поголовье восприимчивых животных (крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, птица 15 голов, собаки, кошки).
Согласно информации управления ветеринарии Брянской области представленной ГБУ Брянской области «Севская межрайветстанция» от 17.10.2023 №УФС-16792, Васильевым В.П. в личном подсобном хозяйстве осуществляется содержание крупного рогатого скота (далее - КРС) в количестве 2 голов, МРС 12 голов, птица 15 голов, собаки 2 головы, кошки 1 голова, при этом собственник отказывается от предоставления восприимчивых животных.
Ранее управлением ветеринарии Брянской области по информации представленной ГБУ Брянской области «Севская межрайветстанция» от 21.08.2023 №УФС-13454, поступали сведения о том, что животные и птица в ЛИХ Васильева В.П. в госветучреждении не зарегистрированы.
Вышеописанные действия (бездействия) свидетельствуют о грубом нарушении Васильевым В.П. требований ветеринарного законодательства РФ при содержании восприимчивых животных в ЛПХ, что создает угрозу причинения вреда здоровью людям и животным и может явиться причиной возникновения и распространения особо опасных заразных заболеваний, в том числе общих для человека и животных.
С учётом соблюдения установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ограничений по проведению проверок, Управлением Васильеву В.П. неоднократно объявлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено принять меры по их соблюдению, которые были проигнорированы.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», ветеринарное законодательство РФ состоит из данного закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Ветеринарное законодательство РФ регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими в том числе обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, которые разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно- правового регулирования в ветеринарии (пункты 1, 2 ст. 2.1 Закона о ветеринарии).
Вышеуказанные ветеринарные правила устанавливают требования к условиям содержания животных в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию, обязательных
профилактических мероприятий и диагностических исследований, содержащихся гражданами являющимися собственниками (владельцами) восприимчивы животных, в том числе в личных подсобных хозяйствах.
Таким образом обязательные для исполнения физическими лицами юридическими лицами требования при осуществлении профилактически диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, определяются, в силу статьи 2.1 Закона о ветеринара ветеринарными правилами.
Согласно данных Регионализации Российской Федерации по заразным болезням животных Брянская область являете неблагополучным регионом по особо опасным заболеваниям - бруцеллёзу КРС туберкулёзу КРС, лейкозу КРС, бешенству плотоядных животных и бешенству КРС.
Просит обязать Васильева В.П. совершить действия по исполнению требований, установленных Ветеринарным законодательством РФ, а именно предоставлять по требованию специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации животных для осмотра в соответствии с требованиями: пункта 37 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21.10.2020 №622 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства выращивания и реализации», пункта 31 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 11.11.2022 №774 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания овец и коз в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», пункта 7 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 25.11.2020 №705.
В ходе судебного заседания 03.04.2024г. представитель истца Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям Сузиков Е.Е. (по доверенности), с учетом данных от 29.03.2024г. № 01-16-56и полученных от Троебортновской сельской администрации уточнил исковые требования, просил: обязать Васильева В.П. совершить действия по исполнению статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 « О ветеринарии», в соответствии с которой владельцы животных обязаны предоставлять специалистам в области ветеринарии, по их требованию животных для осмотра; пункта 7 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 25.11.2020 №705, подав заявление об уточнении исковых требований (т. 1 л.д. 76).
Также представителем истца Сузиковым Е.Е. подано заявление о частичном отказе от исковых требований в части: предоставлять по требованию специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации животных для осмотра в соответствии с требованиями: пункта 37 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21.10.2020 №622 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства выращивания и реализации», пункта 31 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 11.11.2022 №774 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания овец и коз в целях его воспроизводства, выращивания и реализации» (т.1 л.д. 80).
Представитель истца Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям, представитель третьего лица ГБУ БО «Севская межрайонная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представитель истца Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям просит рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Васильев В.П. не возражал против рассмотрения дела в отсутствии представителя истца и представителя третьего лица, при таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ответчик Васильев В.П. в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что в настоящее время крупного и мелкого рогатого скота он не имеет, в хозяйстве у него только куры, собака и кошка.
Суд, выслушав Васильева В.П., изучив материалы дела, огласив их, пришел к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 137 ГК РФ, к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон), ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими в том числе обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, которые разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (пункты 1 и 2 статьи 2.1 Закона).
Согласно пункту 2 статьи 2.2 названного Закона, ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, утверждаются по отдельным болезням животных.
Реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства отнесены к числу основных задач ветеринарии в Российской Федерации (статья 1 Закона).
Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии», владельцы животных обязаны предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систем Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, также об их необычном поведении.
В соответствии с пунктом 7 Ветеринарных правил осуществления профилактических диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов бешенства, приказ Минсельхоза РФ от 25.11.2020 №705, в целях предотвращения возникновения и распространения бешенства физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) восприимчивых животных, обязаны: выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, в котором содержатся восприимчивые животные, противоэпизоотических и других мероприятий.
Как видно из материалов дела, заместителем начальника Управления ветеринарии Брянской области19.05.2023г. в адрес руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям направлена о информация о том, что Васильевым В.П., проживающим по <адрес> не предоставлены все имеющиеся животные для осмотра и проведения противоэпизоотических мероприятий, что является нарушением требований ст. 18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979 - 1 «О ветеринарии» и требований раздела III Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных (т.1 л.д. 3).
Согласно информации ГБУ Брянской области «Севская межрайонная ветеринарная стация по борьбе с болезнями животных» от 17.05.2023г. исх. № 127 в адрес начальника ветеринарии Брянской области, в нарушение требований ветеринарного законодательства, от предоставления восприимчивых животных для осмотра и проведения отбора проб крови для исследования на лейкоз, бруцеллез, идентификации и профилактической вакцинации против сибирской язвы КРС отказался Васильев В.П. - <адрес> (т.1 л.д.4).
Согласно сообщению Управления ветеринарии Брянской области в адрес Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от 18.08.2023г., по предоставленной информации от ГБУ Брянской области «Севская межрайветстанция» от 17.08.2023 № 182 сообщает, что животных и птицы по <адрес>, в госветучреждении не зарегистрировано.
Профилактические и противоэпизоотические мероприятия не проводились, факты падежа животных и птицы не регистрировались.
Ранее, в адрес Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям, письмом управления от 19.05.2023 № 17-2537 направлялась информация о владельцах личных подсобных хозяйств, расположенных по вышеуказанным адресам для принятия мер административного реагирования.
По результатам рассмотрения данным гражданам объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (т.1 л.д.9).
Также по информации Управления ветеринарии Брянской области от 17.10.2023г. в личном подсобном хозяйстве Васильева В.П., расположенном по <адрес>, содержатся: крупный рогатый скот - 2 головы, мелкий рогатый скот - 12 голов, птица 15 голов, собака - 2 головы, кошка - 1 голова.
С 01.01.2023г. по настоящее время в ЛПХ Васильева В.П., противоэпизоотические мероприятия не проводились по причине отказа владельца от предоставления восприимчивых животных. По данному факту в адрес Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям направлена информация № 17-2537 от 19.05.2023 о привлечении Васильева В.П., к административной ответственности.
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация по указанному адресу не проводилась, фактов падежа животных не зарегистрировано. Идентификация животных не проводилась (т.1 л.д. 10).
В связи с вышеуказанными нарушениями ветеринарного законодательства, Управлением Россельхознадзора по Брянской, Смоленской, Калужской областям в адрес Васильева В.П. 07.06.2023г., 23.08.2023г., 19.10.2023г., направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (т.1 л.д. 11-16).
Согласно информации Троебортновской сельской администрации Севского района Брянской области от 18.03.2024г. №01-16-46и население <адрес> было извещено о проведении ГБУ Брянской области «Севская межрайветстанция» забора крови от КРС для исследования 10.05.2023г. и 11.05.2023г. Также дополнительно население было извещено по мобильной связи (т.1 л.д.45).
В материалах дела имеются сведения о направлении Ваписьеву В.П. предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований от 07.06.2023г., от 23.08.2023 г., от 19.10.2023 г., с приложением справок об отправке/доставке почтового отправления (т.1 л.д.47-52, 55-61).
Согласно информации Требортновской сельской администрации Севского района Брянской области от 29.03.2024г. №01-16-56и в наличии у Васильева В.П. имеются домашние животные: птица -15, собаки – 1, кошки – 1 (т.1 л.д.75, 87).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик Васильев В.П. не соблюдает положения ветеринарного законодательства, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям к Васильеву В.П. о понуждении к совершению действий.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, при этом суд принимает отказ от иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно абз. 3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Принимая во внимание, что отказ от иска является правом истца, отказ от исковых требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, учитывая вышеизложенное, суд считает возможным принять отказ от иска в части: предоставлять по требованию специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации животных для осмотра в соответствии с требованиями: пункта 37 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21.10.2020 №622 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства выращивания и реализации», пункта 31 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 11.11.2022 №774 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания овец и коз в целях его воспроизводства, выращивания и реализации», производство по делу в данной части прекратить.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания ст. 88, ч.5 ст. 198 ГПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются судом, которым рассмотрено дело по существу, одновременно при вынесении решения.
Согласно ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В ст. 333.35 НК РФ перечислены категории физических лиц и организаций, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В связи с тем, что Управление Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям, в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, государственная пошлина в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и ч. 2 ст. 61.1 БК РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования Севский муниципальный район Брянской области в размере <...> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям к Васильеву В.П. о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать Васильева В.П. (паспорт серии №), ДАТА года рождения, совершить действия по исполнению статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии», в соответствии с которой владельцы животных обязаны предоставлять специалистам в области ветеринарии, по их требованию животных для осмотра; пункта 7 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бешенства, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 25.11.2020 №705.
Принять отказ Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от иска в части: предоставлять по требованию специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации животных для осмотра в соответствии с требованиями: пункта 37 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21.10.2020 №622 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства выращивания и реализации», пункта 31 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 11.11.2022 №774 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания овец и коз в целях его воспроизводства, выращивания и реализации».
Производство по делу в этой части прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Взыскать с Васильева В.П. (паспорт серии №), ДАТА года рождения, в доход местного бюджета муниципального образования Севский муниципальный район Брянской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна
Судья Севского
районного суда В.И. Рухмаков
Секретарь судебного заседания И.С. Болотина