<данные изъяты>
<данные изъяты> Дело №33а-6730/2018 11 октября 2018 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Пыжовой И.А.,
судей Рассошенко Н.П., Рудь Т.Н.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 октября 2018 года в городе Архангельске административное дело по апелляционной жалобе Сорокина Р.А. на решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 9 июля 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Сорокина Р.А. к администрации МО «Город Архангельск» в лице управления административно-технического контроля департамента градостроительства администрации МО «Город Архангельск» о признании незаконным уведомления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение, обязании выдать уведомление о переводе нежилого помещения в жилое помещение отказано.
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сорокин Р.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Город Архангельск» в лице управления административно-технического контроля департамента градостроительства администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным уведомления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение, обязании выдать уведомление о переводе нежилого помещения в жилое помещение.
Требования мотивирует тем, что является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
16 марта 2018 года он обратился в управление административно-технического контроля департамента градостроительства администрации МО «Город Архангельск» с заявлением о переводе указанного нежилого помещения в жилое. 20 марта 2018 года административным ответчиком отказано в переводе со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, п. 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Считает данный отказ незаконным.
Административный истец в суд первой инстанции не явился, его представитель Ковалец С.С. требования поддержал, указав, что поскольку дом, в котором расположенное спорное нежилое помещение, построен в 1946 году, ограничения, установленные п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, на его использование (перевод в жилое) не распространяются. Предусмотренные ст. 22 Жилищного кодекса РФ препятствия для перевода помещения из нежилого в жилое отсутствуют. Кроме того ссылается на то, что в 2014 году нежилое помещение по указанному адресу, принадлежащее другому лицу, было переведено в жилое.
Представитель администрации МО «Город Архангельск» Бровкин В.А. в судебном заседании иск не признал. Указал, что перевод нежилого помещения в жилое в данном случае не допускается, поскольку здание находится в санитарно-защитной зоне, в которой запрещается размещать жилую застройку.
Суд принял указанное решение, с которым не согласился административный истец и в поданной апелляционной жалобе его представитель Ковалец С.С. просит решение отменить, полагая незаконным и необоснованным ввиду неправильного определения и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения норм процессуального и материального права.
Указывает на то, что истец обратился в суд своевременно, нарушение его прав выражено в невозможности улучшить свои жилищные условия. Сорокин Р.А. зарегистрирован в жилом доме признанном аварийным, иного жилья не имеет. При покупке спорных нежилых помещений планировал их перевести в жилые для улучшения своих жилищных условий.
Дом, в котором расположены нежилые помещения, уже отнесен к жилой застройке. Полагает ошибочным вывод суда о том, что перевод увеличит жилую застройку в санитарно-защитной полосе. Между тем истец не ставит вопрос об изменении границ и увеличении площади застройки. Иных доказательств, что жилая застройка будет увеличена, ответчиком не представлено.
В свою очередь, п. 1.2 СанПиН гласит: «Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека».
Правила землепользования и застройки МО «Город Архангельск», утвержденные решением Архангельской городской думы от 13 декабря 2012 года №, также распространяются на правоотношения, возникшие после их утверждения.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 (ред. от 28 февраля 2018 года) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
На момент строительства жилого дома <адрес> в 1946 году, данная территория не имела функционального зонирования.
В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса РФ определены требования к установлению территориальных зон, в том числе сложившаяся планировка территории и существующего землепользования.
Указанный дом является жилым, в нем имеются жилые и нежилые помещения. Статус дома на момент обращения органом местного самоуправления не изменялся, непригодным для проживания дом не признан.
Соответственно, принимая решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, административный ответчик допустил формальный подход к рассмотрению заявления и не принял обоснованного и законного решения, тем самым нарушив права собственника.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца Ковальца С.С., представителя административного ответчика Бровкина В.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Сорокин Р.А. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, номер на поэтажном плане <данные изъяты>.
16 марта 2018 года административный истец обратился с заявлением в администрацию МО «Город Архангельск» о переводе указанного нежилого помещения в жилое.
По результатам рассмотрения заявления управлением административно-технического контроля департамента градостроительства администрации МО «Город Архангельск» подготовлено уведомление от 20 марта 2018 года об отказе в переводе нежилого помещения в жилое поскольку жилой дом находится в санитарно-защитной зоне, в которой не допускается размещать жилую застройку.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности отказа в переводе указанного нежилого помещения в жилое.
Судебная коллегия с выводом суда согласна.
К жилым помещениям, согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, относятся жилой дом, часть жилого дома.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в ст. 15 Жилищного кодекса РФ и в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47.
В соответствии с указанными правовыми нормами жилым помещением признается изолированное помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, предназначенное для постоянного проживания граждан.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
В силу ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 4 ст. 22 Жилищного кодекса РФ установлено, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Исходя из п. 9 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ч. 8 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Правилами землепользования и застройки МО «Город Архангельск», утвержденными решением Архангельской городской думы от 13 декабря 2012 года №, здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в санитарно-защитной зоне.
Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с нормами СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» жилые здания должны располагаться в соответствии с генеральным планом территории, функциональным зонированием территории города, поселка и других населенных пунктов.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность нахождения жилых помещений в санитарно-защитной зоне.
Не является основанием к отмене решения суда и довод жалобы о том, что здание построено до введения в действие санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-защитную зону и ее режим.
Поскольку перевод из нежилого в жилое помещение производится в период действия СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, их требования распространяются на спорные правоотношения независимо от даты постройки дома.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 84 КАС РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, в связи с чем, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 9 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорокина Р.А. – без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Пыжова
Судьи Н.П. Рассошенко
Т.Н. Рудь