Дело №2а-3835/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Холодной Е.И.,
при секретаре судебного заседания – Остапчук Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора города Армянска в защиту интересов государства, общества и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора города Армянска в защиту интересов государства, общества и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в котором просил обязать ответчика включить страницы сайтов в сети «Интернет» страницы сайтов в сети «Интернет»: http://kupikoroczku.com/svidetelstvo-o-sdache-ege/, http://dipsam.ru/svidetelstvo-o-rezultatakh-ege/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Заявленные требованиями обоснованы тем, что прокуратурой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц, запрещенной на территории Российской Федерации информации на указанных выше сайтах о возможности приобретения документов об образовании без прохождения обучения и итоговой аттестации. Как указывает административный истец, данная информация носит противоправный характер, за распространение которой предусмотрена административная и уголовная ответственность. На основании изложенного, прокурор просит признать информацию распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на указанных выше интернет сайтах, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Административный истец – заместитель прокурора города Армянска в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик – Управление Федеральной служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю в судебное заседание явку представителя не обеспечило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представил письменный отзыв на административный иск.
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о судебном заседании, принимая во внимание отсутствие каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, считаю, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим иную распространяемую посредством сети "Интернет" информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII КАС РФ.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами..
Целью обращения прокурора в суд с вышеуказанным административным иском является последующее включение сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ №-149).
Частью 6 ст. 10 ФЗ №-149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ №-149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ №-149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет". Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ №-149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Порядок выдачи документов об образовании регламентируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому продажа таких документов не допускается.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 в Российской Федерации образование может быть получено в установленном законом порядке.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
В силу ст. 60 Закона № 273-ФЗ документы об образовании и (или) о квалификации выдаются лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию. Они оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
При этом в п. 16 данной статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
За незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа предусмотрена уголовная (ст. ст. 324, 327 УК РФ) и административная ст. 19.23 КоАП РФ) ответственность.
Также административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт, предусмотрена ст. 14.1.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судом установлено, что в сети Интернет имеется сайт http://kupikoroczku.com/svidetelstvo-o-sdache-ege/, http://dipsam.ru/svidetelstvo-o-rezultatakh-ege/, содержащий сведения о приобретения документов об образовании без прохождения обучения и итоговой аттестации, изготовленных как типографским способом, так и на бланках Гознака, путем применения специальных технических и программно-аппаратных средств.
Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
Анализ представленных доказательств и норм закона позволяет сделать вывод о том, что содержание указанных интернет-сайтов, их специфика нарушает запрет на распространение информации, способна нанести вред неопределенному кругу лиц, поскольку побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за осуществление которых предусмотрена административная, уголовная ответственность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление заместителя прокурора города Армянска в защиту интересов государства, общества и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-страницах: http://kupikoroczku.com/svidetelstvo-o-sdache-ege/, http://dipsam.ru/svidetelstvo-o-rezultatakh-ege/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю включить страницы сайтов в сети «Интернет»: http://kupikoroczku.com/svidetelstvo-o-sdache-ege/, http://dipsam.ru/svidetelstvo-o-rezultatakh-ege/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Решение изготовлено в окончательной форме 12 декабря 2018 года.
Судья Е.И. Холодная