Решение по делу № 2-353/2018 от 11.10.2018

Гр.дело №2-353/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2018 года                                        с. Петропавловка

Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Чимбеевой М.А.,

с участием прокурора Цыбиковой Ю.В.,

при секретаре Жалцановой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Джидинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Инзагатуйское» об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Джидинского района Республики Бурятия обратился с вышеуказанным иском к Администрации МО СП «Инзагатуйское», мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории МО СП «Инзагатуйское» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. 13.10.2017 года прокуратурой Джидинского района внесено представление об устранении указанного нарушения. Однако по состоянию на 09.10.2018 года на территории МО СП «Инзагатуйское» специализированная служба не создана. Таким образом, нарушаются права неопределенного круга лиц на выбор между осуществлением погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.

Также в ходе проверки установлено, что администрацией МО СП «Инзагатуйское» не принято мер по оформлению земельных участков, занятых кладбищами, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, меры для перевода земель в категорию земель историко-культурного назначения или земель населенных пунктов в границах зон специального назначения не приняты. Тем самым администрацией МО СП «Инзагатуйское» допускаются нарушения земельного законодательства, что создает угрозу причинения вреда общественным отношениям в сфере захоронения умерших граждан. Неисполнение органом местного самоуправления полномочий по решению вопроса местного значения приводит к несоблюдению закрепленных Федеральным законом гарантий погребения умершего и гарантий предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, в связи с чем прокурор просит обязать ответчика создать в МО СП «Инзагатуйское» специализированную службу по вопросам похоронного дела, поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором располагается кладбище, использовать земельный участок, на котором размещено кладбище, в соответствии с разрешенным видом использования.

В судебном заседании помощник прокурора Цыбикова Ю.В. изменила исковые требования, просила обязать ответчика создать в МО СП «Инзагатуйское» специализированную службу по вопросам похоронного дела, принять меры по осуществлению постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором располагается кладбище, по переводу земельного участка в соответствующую категорию земель с разрешенным видом использования «ритуальная деятельность» в срок до 01 июня 2019 года.

Представитель ответчика МО СП «Инзагатуйское» по доверенности Дорофеева С.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, при этом в заявлении указала, что исковые требования признает в полном объеме, не возражает против установления срока для исполнения до 01 июня 2019 года.

Представитель третьего лица Администрации МО «Джидинский район», извещенный о дне времени слушания надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав прокурора, считает возможным исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 названного Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ). При этом ст. 12 указанного Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Таким образом, Федеральный закон от 12.01.1996 года N 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Согласно информации главы администрации МО СП «Инзагатуйское» Бальжиева Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. Также установлено, что указанная служба в настоящее время не создана.

Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Из анализа ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" усматривается, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

В силу положений вышеприведенных статей 9, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Кроме того уставом МО СП «Инзагатуйское» к вопросам местного значения поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 19 Устава).

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу ответчик не представил доказательств тому, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, требование прокурора об обязании ответчика создать в МО СП «Инзагатуйское» специализированную службу по вопросам похоронного дела подлежит удовлетворению.

Кроме того согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2 ст. 16). При этом с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вправе обратиться лица, обладающие земельным участком на определенном праве.

Таким образом, постановка земельного участка носит заявительный характер и осуществляется уполномоченными органами в случае представления заявителем необходимого пакета документов, в том числе межевого плана и документа, подтверждающего права лица на данное недвижимое имущество.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Исходя из статьи 18, пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с положениями ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации - земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В случае если испрашиваемый земельный участок относится к иным категориям, то необходимо осуществление перевода его в соответствующую категорию.

Перевод может быть осуществлен в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Поскольку земельный участок, на котором располагается кладбище с. Иназагтуй до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет, не определено целевое назначение использования указанного земельного участка, суд находит подлежащим удовлетворению требования прокурора об обязании ответчика принять меры по осуществлению постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором располагается кладбище, для перевода земель в соответствующую категорию земель с разрешенным видом использования «ритуальная деятельность».

Требования прокурора основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Срок, до которого истец просит устранить нарушения требований законодательства - до 01 июня 2019 года, суд находит достаточным для исполнения судебного решения.

Также суд учитывает, что в соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования, признание иска представителем ответчика Дорофеевой С.В. не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы третьих лиц. В связи с чем, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Джидинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Инзагатуйское» об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Инзагатуйское» Джидинского района Республики Бурятия создать в МО СП «Инзагатуйское» специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до 01 июня 2019 года.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Инзагатуйское» Джидинского района Республики Бурятия принять меры по осуществлению постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором располагается кладбище, и по переводу земельного участка в соответствующую категорию земель с разрешенным видом использования «ритуальная деятельность» до 01 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня оглашения.

Судья:                                             М.А. Чимбеева

2-353/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора Джидинского района Республики Бурятия
Ответчики
Администрация МО СП "Инзагатуйкое"
Другие
Администрация МО "Джидинский район"
Суд
Джидинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Чимбеева М.А.
Дело на странице суда
dzhidinsky.bur.sudrf.ru
11.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2018Передача материалов судье
16.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2018Подготовка дела (собеседование)
30.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2018Судебное заседание
21.11.2018Судебное заседание
21.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее