12-277/2022
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
<адрес> 26 мая 2022 года
Судья Центрального районного суда <адрес> Глазунова Т.А., с участием:
заявителя Кислицина С.В. и его защитника Гайганова В.А., действующего по устному ходатайству,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу Кислицина Сергея Викторовича РЅР° постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора Рё охраны водных биологических ресурсов РїРѕ <адрес> Средневолжского территориального управления Федерального агентства РїРѕ рыболовству Р¤РРћ3 в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, которым Р¤РРћ1 признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.37 РљРѕРђРџ Р Р¤, СЃ назначением наказания РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 2500 рублей,
установил:
постановлением главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора Рё охраны водных биологических ресурсов РїРѕ <адрес> Средневолжского территориального управления Федерального агентства РїРѕ рыболовству Р¤РРћ3 в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1 признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 2 СЃС‚. 8.37 РљРѕРђРџ Р Р¤, СЃ назначением наказания РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 2500 рублей.
РќРµ согласившись СЃ указанным постановлением, Р¤РРћ1 подал РІ Центральный районный СЃСѓРґ <адрес> жалобу, РІ которой РїСЂРѕСЃРёС‚ состоявшееся РїРѕ делу судебное постановление отменить, РІ РІРёРґСѓ отсутствия РІ его действиях состава административного правонарушения, РєСЂРѕРјРµ того считает, что было нарушено его право РЅР° защиту.
Р’ судебном заседании заявитель Р¤РРћ1 жалобу поддержал РІ полном объеме РїРѕ основаниям, изложенным РІ ней, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что РѕРЅ ДД.РњРњ.ГГГГ примерно РІ 08 часов 40 РјРёРЅСѓС‚ приехал РЅР° <адрес>, что Р±С‹ половить рыбу. Оставив СЃРІРѕРµ транспортное средство РЅР° берегу, РѕРЅ, зная Рѕ местах РіРґРµ запрещено ловить рыбу, начал двигаться РІ сторону тех мест, РіРґРµ ловля рыбы была разрешена. Р’ пути следования, РѕРЅ останавливался несколько раз, поскольку расстояние было большое, Р° РѕРЅ является инвалидом Рё ему РІ силу физических возможностей трудно преодолевать большие расстояния без отдыха. Остановившись РІ очередной раз, РѕРЅ разложил стульчик Рё присел РЅР° него чтобы отдохнуть, РІ это время Рє нему подошли сотрудники полиции, которые РїСЂРё помощи сотового телефона определили координаты РёС… нахождения, сказали, что РѕРЅ находится РІ запретной Р·РѕРЅРµ. Р’ С…РѕРґРµ общения СЃ сотрудниками ему стало плохо, РІ результате была вызвана скорая помощь, которая доставила его РІ больницу. РЈР¶Рµ РІ больнице РІ отношении него был составлен протокол, РІ котором РѕРЅ написал, что СЃ протоколом согласен, хотя ловлю рыбы РѕРЅ РЅРµ осуществлял. РџСЂРѕСЃРёС‚ оспариваемое постановление отменить, производство РїРѕ делу прекратить.
Р’ судебном заседании защитник заявителя Р¤РРћ4 жалобу поддержал РІ полном объеме РїРѕ основаниям, изложенным РІ ней, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что постановление РѕР± административном правонарушении было вынесено должностным лицом СЃ нарушением правил подсудности, поскольку событие произошло РЅР° территории <адрес>, тогда как должностное лицо находится РІ <адрес>. РљСЂРѕРјРµ того, считает, что РІ действиях Р¤РРћ1 отсутствует состав административного правонарушения, поскольку РѕРЅ шел Рє месту ловли рыбы, РіРґРµ это было разрешено. Р’ процессе С…РѕРґСЊР±С‹ РѕРЅ присел передохнуть, РєРѕРіРґР° Рє нему подъехали сотрудники Тольяттинского ЛОП. РџСЂРё этом Р¤РРћ1 ловлю рыбы РЅРµ осуществлял, улова РїСЂРё нем обнаружено РЅРµ было, доказательства РёРЅРѕРіРѕ РІ материалах дела отсутствуют. Также указал РЅР° нарушение права заявителя РЅР° защиту, поскольку постановление РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении было вынесено РІ отсутствии Р¤РРћ1, который определение Рѕ назначении времени Рё месте рассмотрения дела РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ получено только лишь ДД.РњРњ.ГГГГ. РџСЂРё этом, должностным лицом, РІ производстве которого находилось дело уважительность причины неявки Р¤РРћ1 РЅР° рассмотрение дела РЅРµ выяснялись, данные обстоятельства должностным лицом оставлены без внимания. РљСЂРѕРјРµ того, РІ постановлении РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении указано место его составления как <адрес>, тогда как вызывался Р¤РРћ1 для рассмотрения материалов дела РїРѕ адресу: <адрес>, что также является нарушением, поскольку дело РѕР± административном правонарушении подлежит рассмотрению РїРѕ месту совершения правонарушения, РїСЂРё этом местом совершения правонарушения является <адрес>.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем, суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствии представителя административного органа.
Рзучив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, исследовав материалы дела РѕР± административном правонарушении, выслушав позицию заявителя Рё его защитника, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 4 указанного Постановления государственный контроль в частности осуществляется в форме: проведения проверок органов власти, юридических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) от ДД.ММ.ГГГГ N 453 утверждены Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила), регламентирующие деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих рыболовство в Каспийском море и во внутренних водах Российской Федерации в пределах районов, указанных в пункте 2 Правил рыболовства, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 16.3 Правил гражданам запрещается иметь на борту судна и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков) орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена или их части (в ред. Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 511).
Р’ соответствии СЃ пунктом 30.31.1 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ N 453, запретным для добычи (вылова) водных биоресурсов является район РЅРёР¶Рµ плотины Жигулевской Р“РРЎ РЅР° протяжении 2 РєРј Рё выше плотины РЅР° протяжении 0,5 РєРј.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" разъяснено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 названного Кодекса либо по части 2 статьи 253, статьям 256, 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Квалификации по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах Российской Федерации (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами.
Как следует РёР· материалов дела, ДД.РњРњ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора Рё охраны водных биологических ресурсов РїРѕ <адрес> Средневолжского территориального управления Федерального агентства РїРѕ рыболовству Р¤РРћ3 было вынесено постановление Рѕ назначении административного наказания Р¤РРћ1 Р·Р° нарушение С‡.2 СЃС‚.8.37 РљРѕРђРџ Р Р¤ СЃ назначением административного штрафа РІ размере 2500 рублей.
РџСЂРёС…РѕРґСЏ Рє выводу Рѕ доказанности виновности, должностное лицо сослалось РЅР° протокол РѕР± административном правонарушении в„– <адрес>1 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, план-схему Рє протоколу, Р° также объяснение самого Р¤РРћ1, которые РїРѕ мнению должностного лица подтверждают факт совершения административного правонарушения.
Однако имеются основания для отмены состоявшегося по делу постановления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
РР· пункта 4 части 1 статьи 29.7 РљРѕРђРџ Р Р¤ следует, что РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства РїРѕ делу РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, выясняются причины неявки участников производства РїРѕ делу Рё принимается решение Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствие лиц либо РѕР± отложении рассмотрения дела.
Доказательством надлежащего извещения может быть признан документ, подтверждающий факт направления и получения извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении лицом, привлекаемым к ответственности, из которого можно установить, что извещение направлялось именно указанному лицу.
Рти РЅРѕСЂРјС‹ права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого Рє административной ответственности, так как без предоставления РёС… правонарушителю дело РѕР± административном правонарушении РЅРµ может быть признано всесторонне, полно Рё объективно рассмотренным.
Между тем, суд не может оставить без внимания следующие обстоятельства.
РР· материалов дела следует, что определение Рѕ назначении времени Рё месте рассмотрения материалов дела Рё Рѕ вызове лица РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ РІ 09 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ направлена Р¤РРћ1 заказным почтовым отправлением (почтовый идентификатор N 44535067083016 РїРѕ адресу: <адрес>.
Как следует РёР· отчета РѕР± отслеживании отправления СЃ почтовым идентификатором, сформированным официальным сайтом Почты Р РѕСЃСЃРёСЏ указанное определение Рѕ вызове лица РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ, получено Р¤РРћ1 лишь ДД.РњРњ.ГГГГ, что было подтверждено заявителем РІ С…РѕРґРµ судебного заседания.
Между тем, указанные обстоятельства оставлены должностным лицом без внимания, оценка РёРј РЅРµ дана, РЅРµ предприняты меры Рє выяснению обстоятельств уважительности неявки Р¤РРћ1 РЅР° рассмотрение дела.
Вместе СЃ тем, дело РѕР± административном правонарушении было рассмотрено РІ отсутствии Р¤РРћ1, СЃ вынесением оспариваемого постановления.
Неполное выяснение существенных для данного дела обстоятельств Рё невыполнение требований Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Рѕ создании должностным лицом необходимых условий для справедливого разбирательства дела Рё реализации лицом, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу, права РЅР° защиту, повлекло нарушение этого права Р¤РРћ1.
Ненадлежащее извещение Р¤РРћ1 Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела свидетельствует Рѕ существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, повлиявшем РЅР° всесторонность, полноту Рё объективность рассмотрения дела.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное должностным лицом нарушение требований Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер Рё повлияло РЅР° выводы, сделанные РїРѕ данному делу РѕР± административном правонарушении, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора Рё охраны водных биологических ресурсов РїРѕ <адрес> Средневолжского территориального управления Федерального агентства РїРѕ рыболовству Р¤РРћ3 в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, вынесенное РїРѕ настоящему делу подлежит отмене.
Поскольку РЅР° момент рассмотрения РІ районном СЃСѓРґРµ годичный СЃСЂРѕРє давности привлечения Р¤РРћ1 Рє административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях для данной категории дел, РЅРµ истек, дело подлежит возвращению РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение.
Вместе с тем, довод защитника заявителя о нарушении правил подсудности при рассмотрении дела об административном правонарушении заслуживает внимания.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как РІРёРґРЅРѕ РёР· материалов дела, местом совершения административного правонарушения является: <адрес>, РІ 1100 Рј РѕС‚ водосливной плотины РџРђРћ «РусГидро» - «Жигулевская Р“РРЎВ», что территориально находится РІ границах <адрес>.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении, совершенном на территории <адрес> подлежит направлению по территориальной подсудности в Федеральное агентство по рыболовству Средневолжского территориального управления Жигулевской территориальной группы.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения процессуальных требований и вынести постановление, отвечающее требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения в его действиях, наличии оснований для прекращения производства по делу могут быть заявлены при новом рассмотрении дела должностному лицу административного органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу Р¤РРћ1 удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора Рё охраны водных биологических ресурсов РїРѕ <адрес> Средневолжского территориального управления Федерального агентства РїРѕ рыболовству Р¤РРћ3 в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ - отменить Рё направить дело РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение РІ Федеральное агентство РїРѕ рыболовству Средневолжского территориального управления Жигулевской территориальной РіСЂСѓРїРїС‹.
Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, а также должностным лицом, вынесшим такое постановление, в течение 10 суток со дня получения его копии.
РЎСѓРґСЊСЏ: Р¤РРћ2