Дело №
25RS0№-46
Мотивированное решение
изготовлено 05 августа 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Кавалерово 30 июля 2024 года
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Щербаковой Т.Н.,
при секретаре Пугиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО4 края в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение ФИО3, ФИО2 к администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края, краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края», ФИО1 края, Министерству труда и социальной политики ФИО4 края, об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона, о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,
установил:
<адрес> ФИО4 края обратился в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края, краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» (далее – КГКУ « Центр социальной поддержки населения ФИО4 края»), ФИО1 края, Министерству труда и социальной политики ФИО4 края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края, о возложении обязанности на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи,
В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ проживающие в <адрес> пер. Школьный, <адрес>, Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края ФИО3 и ФИО2 обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной похождением в декабре 2022 на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада. По результатам рассмотрения которого КГКУ ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации по основанию «условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены». По факту поступившего заявления гражданина комиссией, созданной на основании Постановления администрации Кавалеровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии по определению ущерба в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера» проведено обследование об установлении факта проживания в жилом помещении на территории населенного пункта, расположенного в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме.
ФИО1 ответчика - Министерства труда и социальной политики ФИО4 края по доверенности - ФИО6 в возражении на исковое заявление указала, что с исковыми требованиями не согласна, просила по заявленным требованиям отказать в полном объеме, пояснив, что согласно действующим заключениям комиссии у истцов отсутствует право на получение единовременной материальной помощи, в связи с тем, что факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен. Данные исковые требования являются бездоказательными и необоснованными и фактически направлены на подмену решения администрации Кавалеровского муниципального округа. ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
ФИО1 края по доверенности ФИО7 в отзыве на исковое заявление просил в исковых требованиях истцам отказать в полном объеме, в обоснование указал, что согласно заключению комиссии ОМСУ фактов нарушения условий жизнедеятельности в отношении ФИО3, ФИО2 не установлено. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
ФИО1 ответчика – КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» ФИО8 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, в возражении на исковое заявление указала, что с иском не согласна, пояснила, что оснований для назначения заявителям единовременной материальной помощи не имелось, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен. Факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается в случае невозможности проживания граждан по причине утраты или повреждения их имущества либо угрозы жизни или здоровья, однако таких доказательств истцами не представлено. Истцы за оказанием помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в администрацию и иные службы не обращались.
ФИО1 администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края по доверенности - ФИО9 в представленном суду ходатайстве указала, что не возражает против заявленных требований истцов, просила рассмотреть гражданское дело без участия ФИО1.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО4 края ФИО10 поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО3, ФИО2 зарегистрированы и проживают в <адрес> пер. Школьный, <адрес>, Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района ФИО4 края проходил снежный циклон.
Постановлением Губернатора ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера», в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.
В январе 2023 года ФИО3, ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ), обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением в декабре 2022 на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада.
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО2 было отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факты, имеющие юридическое значение.
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В силу п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 1, 2 ст. 14 закона ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О защите населения и территории ФИО4 края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).Согласно п. 1.4, пп. «а» п. 2.1 Порядка единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. при условии проживания гражданина в зоне ЧС и нарушении условий его жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» при предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены Административным регламентом министерства труда и социальной политики ФИО4 края по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом министерства груда и социальной политики ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 11.2 указанного административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в частности неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО4 края.
В силу п.2.3. Порядка, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт".
Согласно пункту 3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (п.6 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий.
В соответствии с п.п. п.п.4.5-4.7 постановления ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ. КГКУ формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство труда и социальной политики ФИО4 края.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по факту поступившего заявления ФИО3, ФИО2, комиссией, действующей на основании Постановления администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ №, проведено обследование места жительства истцов по адресу: <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, с целью установления факта проживания и нарушения условий жизнедеятельности.
По результатам обследования жилого помещения подтвержден факт проживания заявителей по указанному адресу в период чрезвычайной ситуации, установлена недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей (отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителей, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданам остановочного пункта).
Факт отсутствия транспортного сообщения в месте проживания истцов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания ФИО1 ответчика - администрации Кавалеровского муниципального округа не оспаривался.
Любой из критериев, предусмотренных пунктом 3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в месте жительства истцов имело место нарушение условий жизнедеятельности по одному критерию (отсутствие транспортного сообщения), что в соответствии с п.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежало оценке, как нарушение условия жизнедеятельности.
При этом вывод комиссионного заключения от ДД.ММ.ГГГГ о том, что нарушение условий жизнедеятельности заявителей не установлен, суд находит несостоятельным, поскольку указанный вывод комиссии противоречит положениям Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми предусмотрено, что фактом нарушения условий жизнедеятельности, в том числе, является невозможность осуществления транспортного сообщения.
Учитывая, что указанный факт нарушения условий жизнедеятельности истцов был установлен, в том числе, и в заключении комиссии, оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации у комиссии не имелось.
Не обращение истца в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию, спасательные службы, нарушение условий его жизнедеятельности не исключает и не свидетельствует о том, что в период снегопада он не находился в тяжелой жизненной ситуации.
Доводы ответчиков о том, что отсутствие транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истцов угрозу жизни и здоровью, какой-либо ущерб ему не причинен, судом не принимаются во внимание, поскольку нарушение такого условия, исходя из приведенных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО4 края, подлежат включению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
При таких обстоятельствах, требования прокурора <адрес> ФИО4 края подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> ФИО4 края удовлетворить.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО3 (паспорт № №), ФИО2 (паспорт № №) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального района ФИО4 края в период с 21- ДД.ММ.ГГГГ, установленным.
Признать ФИО3 (паспорт 0503 №), ФИО2 (паспорт № №) пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального района ФИО4 края в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО4 края» (ИНН № включить ФИО3 (паспорт 0503 №), ФИО2 (паспорт 0501 №) в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, выплачиваемой из резервного фонда в соответствии с Постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Кавалеровский районный суд Приморского края.
Судья Т.Н. Щербакова