№ 12 - 05/2018 года (публиковать).
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
16 января 2018 года. г. Ижевск
Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе : судьи Обуховой М.А.,
при секретаре Четкаревой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора АО «Удмуртавтотранс» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Тугашевой Т.М. от <дата> юридическое лицо АО «Удмуртавтотранс» привлечено к административной ответственности по части 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, генеральный директор АО «Удмуртавтотранс» Ахметшин А.Ю. обратился с жалобой на указанное постановление, в которой указывает, что вынесенное постановление незаконно и необоснованно. Считает, что по результату выездной проверки ГИТ в УР АО «Удмуртавтотранс» дважды наказано за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Учитывая это, инспектор должен назначить не два, а одно административное наказание в порядке ст. 4.4 КоАП РФ. Также АО «Удмуртавтотранс» находится в тяжелом имущественном положении. Данный факт установлен Постановлением по делу об административном правонарушении Первомайского районного суда г. Ижевска от <дата> АО «Удмуртавтотранс» заявило ходатайство о применении ст. 4.1 и ст. 4.4 КоАП РФ. Однако должностное лицо ходатайство не удовлетворило, оценки ему не дало, что привело к принятию незаконного постановления. Просит постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Тугашевой Т.М. № от <дата> отменить, вернуть дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель АО «Удмуртавтотранс» - Байков Е.В, действующий на основании доверенности, на жалобе настаивал, суду пояснил, что факт совершения указанных нарушений не оспаривает, как не оспаривает и верность квалификации. Из совершенных правонарушений, на настоящее время они устранены, поскольку за не исполнение предписаний, инспекция их к ответственности не привлекала. В доводах жалобы настаивает, полагая, что инспекция должна была назначить не два, а одно административное наказание в порядке ст. 4.4 КоАП РФ. И разрешить ходатайство и учесть тяжелое материальное положение, лица привлекаемого к ответственности и с учетом данных положений назначить более мягкое наказание.
Представитель ГИТ в УР – Тугашева Т.М,,, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы, суду пояснила, что в внесенном постановлении о назначении наказания лицу, привлекаемому к ответственности ходатайство о материальном положении было учтено, и рассмотрено, только отсутствует фраза, что в ходатайстве следует отказать, поскольку оснований для применения ст. 4.4 ч.2 КоАП РФ не усматривается, нарушения образуют самостоятельные составы как и не усматривает оснований для снижения наказания, с учетом выявленных нарушений и создания угрозу причинения вреда жизни и здоровья работников данного предприятия. Из совершенных правонарушений, на настоящее время они устранены, поскольку за не исполнение предписаний, инспекция их к ответственности не привлекала.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Тугашевой Т.М. от <дата> юридическое лицо АО «Удмуртавтотранс» привлечено к административной ответственности по части 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
Из содержания постановления по делу об административном правонарушении установлено следующее.
Государственной инспекцией труда в УР с <дата> по <дата> была проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Удмуртавтотранс» по юридическому адресу, а также по фактическим адресам хозяйствующего субъекта. В ходе проведения надзорных мероприятий были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 1. Не проведено до начала работ на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников Можгинского филиала АО «Удмуртавтотранс»: Иванов В.П., Шарипов С.А., Носков С.А., Лузянкин В.П., Персин В.М. Удостоверения о допуске к работам на высоте представителем работодателя не представлялись. 2. Не проведено до начала работ на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников Можгинского филиала АО «Удмуртавтотранс»: Мамыкиным В.И., Красильник А.В., которые являются работниками, выдающими наряды-допуски, ответственными руководителями работ на высоте, выполняемых по наряду-допуску. 3. Работникам Глазовского филиала АО «Удмуртавтотранс» проведен повторный инструктаж на рабочем месте начальником автоколонны Почашевым М.Г., но данные работники в дни проведения повторного инструктажа находились в отпуске, на больничном или на выходном. 4. Работникам проведен <дата> повторный инструктаж на рабочем месте начальником отдела по работе с персоналом Безумовой Н.Н., которая не является их непосредственным руководителем. Работодателем не приняты меры по их отстранению от работы в связи с не прохождением в установленном порядке первичного и повторных инструктажей на рабочем месте.
В действиях юридического лица АО «Удмуртавтотранс» Инспекцией усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - нарушение законодательства о труде, поскольку АО «Удмуртавтотранс» нарушило требования ст.ст. 212, 213, 225 ТК РФ, Приказа Минтруда России от 28.03.2014 №155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте», Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003г. № 1/129 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», что является недопустимым, существенно нарушает права и законные интересы работников на безопасные условия труда при осуществлении трудовой деятельности.
Оспаривая постановление по делу об административном правонарушении, представитель АО «Удмуртавтотранс» в жалобе указывает, что АО «Удмуртавтотранс» дважды наказано за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В ст. 225 ТК РФ также закреплено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
В соответствии с п.1, 2, 8, 9, 14, 15, 19 Приказа Минтруда России от 28.03.2014 №155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте», работники допускаются к работе на высоте после проведения: а) обучения и проверки знаний требований охраны труда; б) обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.
Работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:
а) допускаемых к работам на высоте впервые;
б) переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;
в) имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.
По окончании обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работодатель обеспечивает проведение стажировки работников.
Проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте проводится не реже 1 раза в год. Данная проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте может проводиться аттестационной комиссией, создаваемой работодателем.
Проведение проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м, по решению работодателя может быть совмещено с проведением экзамена по окончании периодического обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.
Результаты проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте оформляются протоколом с указанием даты проведения проверки знаний, фамилии, имени, отчества лица, прошедшего проверку знаний, результатов проверки знаний. Протокол подписывается членами аттестационной комиссии, прошедшими соответствующее обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Должностное лицо, ответственное за организацию и безопасное проведение работ на высоте, обязано: а) организовать разработку документации по охране труда при работах на высоте; плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ; разработку и введение в действие технологических карт на производство работ на высоте для стационарных рабочих мест; утверждение ППР на высоте для нестационарных рабочих мест; оформление нарядов-допусков; б) организовывать выдачу средств коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителя, а также обеспечить своевременность их обслуживания, периодическую проверку, браковку; в) организовать обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, проведение соответствующих инструктажей по охране труда; г) вести личные книжки учета работ на высоте.
В нарушение указанных норм: 1. Не проведено до начала работ на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников Можгинского филиала АО «Удмуртавтотранс»: Иванов В.П., Шарипов С.А., Носков С.А., Лузянкин В.П., Персин В.М. Удостоверения о допуске к работам на высоте представителем работодателя не представлялись. 2. Не проведено до начала работ на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников Можгинского филиала АО «Удмуртавтотранс»: Мамыкиным В.И., Красильник А.В., которые являются работниками, выдающими наряды-допуски, ответственными руководителями работ на высоте, выполняемых по наряду-допуску.
В соответствии с п. 2.1.3 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
В нарушение указанных норм работникам Глазовского филиала АО «Удмуртавтотранс» проведен повторный инструктаж на рабочем месте начальником автоколонны Почашевым М.Г., но данные работники в дни проведения повторного инструктажа находились в отпуске, на больничном или на выходном, что подтверждается табелем учета рабочего времени за апрель 2017 г. Данные работники допускались работодателем к выполнению трудовых обязанностей, приказ об отстранении не представлялся.
Также в нарушение ст. 212, 225 ТК РФ, п. 2.1.3 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», работникам проведен <дата> повторный инструктаж на рабочем месте начальником отдела по работе с персоналом Безумовой Н.Н., которая не является их непосредственным руководителем. Работодателем не приняты меры по их отстранению от работы в связи с не прохождением в установленном порядке первичного и повторных инструктажей на рабочем месте.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих производство по делу, не установлено.
Административным органом сделан вывод о нарушении работодателем указанных выше требований трудового законодательства.
Выводы построены на основании документов, представленных работодателем на момент рассмотрения дела.
Основанием для привлечения к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ является факт нарушения законодательства о труде.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В силу положений ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в т.ч. осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Факт совершения указанного административного правонарушения и вина АО «Удмуртавтотранс» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, иными материалами дела.
При таких обстоятельствах действия АО «Удмуртавтотранс» правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Таким образом,, обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, установлены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица, так как не опровергают правильные выводы о наличии в действиях АО «Удмуртавтотранс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Никаких препятствий для соблюдения законодательства о труде и об охране труда у АО «Удмуртавтотранс» не имелось.
При рассмотрении жалобы на основании имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «Удмуртавтотранс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица, поскольку указанное постановление вынесено надлежащим должностным лицом, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
С учетом установленных обстоятельств, обоснованность привлечения АО «Удмуртавтотранс» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении АО «Удмуртавтотранс» по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ положение ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ применить невозможно, в виду того, что выявленные правонарушения образуют самостоятельные составы административных правонарушений.
Нарушений норм процессуального права, которые могут являться основанием для признания Постановления незаконным и необоснованным, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения инспекцией по труду постановления не пропущен.
В части назначенного наказания суд отмечает следующее.
Санкция части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц административное наказание в виде штрафа от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В жалобе представитель АО «Удмуртавтотранс» ссылается на тяжелое финансовое положение, указывает на наличие крупных задолженностей, в обоснование чего представил финансовые документы.
Просит изменить наказание и в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить назначенное наказание в 2 раза.
Наказание АО «Удмуртавтотранс» назначено в минимальном размере, в пределах санкции рассматриваемой статьи.
В части заявленного ходатайства о снижении штрафа суд отмечает следующее.
Оспариваемым постановлением заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере – 110 000 руб.
В соответствии с п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ (в редакции ФЗ от 31.12.2014 года №515-ФЗ) При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу п.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В силу ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Принимая во внимание объяснения представителя заявителя в судебном заседании о том, что АО «Удмуртавтотранс» находится в тяжелом финансовом положении, с целью индивидуализации административной ответственности и назначения соразмерного административного наказания, суд считает необходимым назначенное АО «Удмуртавтотранс» наказание изменить, определив его в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
В остальной части оспариваемое постановление № от <дата> в отношении АО «Удмуртавтотранс» является законным и обоснованными, вынесенными компетентными органами в соответствии с установленной законом процедурой, соответствуют существу и цели закона.
Суд, на основании изложенного, руководствуясь статей 30.4-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление об административном № от <дата>, вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в УР Тугашевой Т.М. в отношении АО «Удмуртавтотранс» по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, изменить в части назначенного административного наказания, определить АО «Удмуртавтотранс» административное наказание по ст. ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 55 000 руб.
В остальной части обжалуемое постановление – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 суток.
Судья: М.А. Обухова