ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-14537/2021
по делу № 2а-2373/2021
16 августа 2021 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе | |
председательствующего | Портновой Л.В., |
судей | Искандарова А.Ф.,Субхангулова А.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи | Дильмухаметовым И.И., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Биглова В. А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Башкортостан», Военному комиссариату Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан о признании незаконными отказа в ознакомлении с личным делом
по апелляционной жалобе Биглова В. А. на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Биглов В.А. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Башкортостан» (далее - ФКУ «ВК РБ»), Военному комиссариату Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан (далее - ВК Кировского и Ленинского районов г. Уфы) о признании незаконными отказа в ознакомлении с личным делом, обязании ознакомить призывника с материалами личного дела путем фотофиксации.
В обоснование требований указано, что Биглов В.А. состоит на воинском учете в ВК Кировского и Ленинского районов г. Уфы, имеет удостоверение гражданина, подлежащего призыву от дата №..., до июня 2018 года имел отсрочку от призыва на военную службу по учебе. Осенью 2018 года по результатам призывной комиссии в ФКУ «ВК РБ» прошел контрольно-методическое обследование, о результатах которого его не уведомили, записей в удостоверении призывника никаких нет. С конца 2018 года до начала 2021 года каждый весенне-осенний призыв он проходит медицинские обследования, представляет все документы в военный комиссариат, однако призывные комиссии с его участием не проводятся, записи в удостоверение призывника не вносятся. В осеннюю призывную компанию 2020 года он в очередной раз прошел медицинское обследование по направлению военного комиссариата, однако результаты обследования сотрудники комиссариата принимать отказались, в связи с чем, направил копии почтовой связью. 08.12.2020 обратился с письмом к военному комиссару с просьбой ознакомить с материалами личного дела, однако ответом от 29.12.2020 №... в ознакомлении с материалами путем фотографирования ему было отказано. 17.03.2021 административным истцом повторно направлено заявление об ознакомлении с материалами личного дела, ответ на которое не получен до настоящего времени. Он имеет не призывные заболевания, но несмотря на это, с 2018 года его каждый призыв принуждают проходить медицинские обследования, призывные комиссии не проводятся, в связи с чем, он лишен права обжаловать категорию годности или решение призывной комиссии. С данными отказом административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Административный истец просил признать незаконным отказ Военного комиссариата Кировского и Ленинского районов города Уфы в фотофиксации личного дела; обязать Военный комиссариат Кировского и Ленинского районов города Уфы ознакомить призывника Биглова В.А. с материалами личного дела путем фотофиксации.
Решением Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Биглова В. А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Башкортостан», Военному комиссариату Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа Военного комиссариата Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан призывнику Биглову В.А. в фотофиксации личного дела; обязании Военного комиссара Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан ознакомить призывника Биглова В.А. с материалами личного дела путем фотофиксации, отказать.
В апелляционной жалобе Биглов В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ином составе суда или принять по делу новое решение о разрешении Биглову В.А. ознакомиться с материалами личного дела с использованием фотофиксации.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что представитель административного ответчика подменяет понятия «выдать на руки личное дело» и «произвести фотофиксацию», поскольку с его стороны при обращении в военный комиссариат, просьбы выдать на руки его личное дело для ознакомления, не было.
Считает, что в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ N 149-ФЗ, понимается возможность получения информации и ее использования, установление ограничений доступа к информации допускается только на основании наличия прямого ограничения, Федеральным законодательством не установлено ограничений на фотосъёмку каких либо документов, если доступ запрещен, то он запрещен для ознакомления, обозрения, копирования различными способами включая их рисование.
Доказательств того, что в материалах личного дела, имеются сведения, составляющие какую либо секретную информацию, либо тайну, судом не установлено. В ходе судебного заседания данный факт не выяснялся, в решении суда о нем не указано.
Заявитель указал, что судом также не установлено, что именно запрещено, проносить записывающие устройства на территорию военного комиссариата или сама фотофиксация материалов.
Наличие персональных данных третьих лиц в личном деле, на которые ссылается представитель ответчика, свидетельствует об их незаконной обработке и передаче третьим лицам, размещение в чужом личном деле. Факт наличия персональных данных третьих лиц, их согласие на обработку, передачу третьим лицам и размещение в чужом личном деле, судом не исследован, оценка указанному факту не дана.
Представителем ответчика были представлены копии документов, судом не были истребованы оригиналы для сверки их подлинности.
Заявитель указал, что в ходе обозрения копий, им не обнаружены решения Призывных и Медицинских комиссий, имеющиеся копии медицинских документов не читаемы, о чем было заявлено суду. Суд не принял к сведению его заявления, при этом запретил фотофиксацию представленных на обозрение копий.
Таким образом, суд при рассмотрении искового заявления о признании незаконным отказ в фотофиксации материалов личного дела, принял сторону ответчика и сам запретил фотофиксацию представленных копий, грубо нарушив принцип равноправия и состязательности сторон.
Помимо этого, судом не сохранена независимость, объективность и беспристрастность, не оказано содействие в реализации прав участника процесса, не созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданского дела.
Заявитель указал, что в решении указано, что им не представлено в суд сведений, в чем именно выражены нарушения его прав, однако, в исковом заявлении указано, что обжалуется отказ об ознакомлении с личным делом с использованием фотофиксации, приложены все необходимые материалы, данные сведения судом к сведению не приняты.
Считает, что Инструкции, указания, приказы, на которые ссылается представитель ответчика и суд, прежде всего, касаются военнослужащих и работников ФКУ Военный комиссариат, которые имеют доступ к помещениям и материалам для служебного пользования и поэтому именно им, запрещено проносить и использовать технические средства. В Военном комиссариате имеются режимные помещения, в которые призывники и посетители доступа не имеют.
Одновременно заявитель указал на нарушения судом требования Государственной автоматизированной системы ГАС РФ «Правосудие», направленной на обеспечения доступа к информации, при размещении информации о рассмотрении дела.
Проверив материалы дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, обсудив поступившее ходатайство от административного истца Биглова В.А. о рассмотрении дела в его отсутствие, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом на административного истца возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствуют закону (статья 62 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Биглов В.А. состоит на воинском учете в ВК Кировского и Ленинского районов города Уфы и является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
08.12.2020 Биглов В.А. обратился в военный комиссариат с заявлением, в котором сообщил, что он состоит на воинском учете и на основании пункта 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных», статьи 25 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» просил предоставить ему возможность ознакомления с материалами его личного дела с использованием фотофиксации всех материалов.
В указанном заявлении Биглова В.А. перечень конкретных документов и материалов, с которыми гражданин желал ознакомиться с производством их фотофиксации, заявителем не указаны.
Из писем-ответов военного комиссара Кировского и адресов адрес Республики Башкортостан Алферова Ю. от дата №... и №... следует, что Биглову В.А. разъяснялось, что согласно Пояснению по ведению личного дела призывника и учетной карты призывника (приложения № 7, 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе) выдача личных дел на руки призывникам или их родственникам, высылка их в лечебные учреждения и в другие организации не допускается. В связи с чем просьба о предоставлении Биглову В.А. возможности ознакомления с материалами личного дела с использованием фотофиксации всех материалов удовлетворению не подлежит.
Не согласившись с вышеуказанным отказом, административный истец 11.02.2021 обратился с жалобой к военному комиссару Республики Башкортостан, в которой просил провести проверку по указанным им в жалобе фактам, в случае подтверждения принять меры реагирования к должностным лицам военного комиссариата, отказавшим ему в возможности ознакомления с его личным делом.
Письмом Врио военного комиссара Республики Башкортостан Багаутдинова Р. от 01.03.2021 №... в удовлетворении жалобы Биглова В.А. на действия должностных лиц ВК Кировского и Ленинского районов города Уфа о запрете фотофиксации материалов личного дела отказано.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец ни при обращении в военный комиссариат, ни в суд, не указал, в чем непосредственно выражены нарушения его прав и свобод, поскольку военный комиссариат не препятствовал административному истцу в получении сведений о наличии (отсутствии) у него ограничений к прохождению военной службы.
При этом суд исходил из того, что сам по себе отказ в ознакомлении с материалами его личного дела не создает препятствие к реализации его права на изучение документации, касающейся его здоровья и диагнозов, поставленных ему врачами в военном комиссариате, поскольку указанная информация при необходимости и наличии соответствующего заявления может предоставляться военным комиссариатом в виде выписок из требуемых документов, что позволяет обеспечить соблюдение прав и законных интересов третьих лиц.
Доказательств, свидетельствующих о том, что административному истцу было отказано в выдаче выписки из решения призывной комиссии либо из заключения о категории годности к военной службе, в которых содержится информация о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы либо показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья, Бигловым В.А. суду не представлено.
При постановлении обжалуемого решения суд руководствовался положениями Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 (ред. от 29.06.2012) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" (вместе с "Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе") (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2007 N 10454).
При принятии решения суд учел, что право граждан на ознакомление с военно-учетными документами ограничено федеральным законодательством в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и защиты интересов третьих лиц, в связи с чем, отказ должностных лиц военного комиссариата в ознакомлении призывника с личным делом и осуществлении его фотофиксации является обоснованным. При этом отказ в фотофиксации материалов личного дела призывника был обусловлен требованием законодательного акта, обязанность по безусловному исполнению которого возложена на сотрудников военного комиссариата в части соблюдения конфиденциальности информации (персональных данных третьих лиц), доступ к которой ограничен федеральными законами.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Как правильно учел суд первой инстанции, согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон №53-ФЗ) воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу - по месту их пребывания. Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям.
Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете (пункт 6 статьи 8 Федерального закона №53-ФЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Минобороны России осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В силу подпункта «б» пункта 3 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №719, одной из основной задач воинского учета является документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.
Согласно пункту 48 Положения о воинском учете, документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом №53-ФЗ. Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 №400 (далее - Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом), и изданна в порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации».
Согласно Пояснению по ведению личного дела призывника и учетной карты призывника (приложения № 7, 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе) личное дело призывника и учетная карта призывника (далее - личное дело) призывника заводятся на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, при первоначальной постановке его на воинский учет, формируются на бумажном носителе и в электронном виде (хранятся как база данных персонального учета призывников) и должны содержать сведения, определенные Федеральным законом №53-ФЗ. Личные дела размещаются в картотеке и в архиве военного комиссариата. Доступ к личным делам (базе данных) должен быть строго ограничен. Выдача личных дел на руки призывникам или их родственникам, высылка их в лечебные учреждения и в другие организации не допускается. При необходимости и наличии соответствующего запроса в указанные организации могут быть высланы заверенные военным комиссаром дубликаты личных дел или выписки из них. Хранение личных дел вне картотеки или архива не допускается.
В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка организации работы призывного пункта при первоначальной постановке граждан на воинский учет (приложение № 12 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе) в личное дело призывника подшиваются, в числе прочего, результаты социально-психологического изучения гражданина и его медицинского освидетельствования (листы медицинского освидетельствования).
Форма листа медицинского освидетельствования и Правила заполнения листа медицинского освидетельствования определены приложениями № 3 и 4 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 16.09.2015 № 533 «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном медицинском освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, и правил их заполнения» соответственно.
Согласно пункту 12 указанных Правил, лист медицинского освидетельствования заверяется подписью, инициалом имени, фамилией врача и его личной печатью.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм, личное дело является основным военно-учетным документом на призывника, доступ к которому строго ограничен. Данное ограничение обусловлено тем, что ряд документов, содержащихся в личном деле призывника (сообщения органов и организаций на запросы военного комиссариата, опросы соседей, результаты тестирований, листы изучения и т.п.) представляют собой служебную тайну в силу пунктов 3 и 4 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 №188.
Судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным отказа Военного комиссариата Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан призывнику Биглову В.А. в фотофиксации личного дела; обязании Военного комиссара Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан ознакомить призывника Биглова В.А. с материалами личного дела путем фотофиксации.
Доводы апелляционной жалобы об указании на нарушение его прав в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", судебная коллегия находит несостоятельными в силу следующего.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются ст. 1 ч. 1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Также, обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 (ред. от 13.07.2015) "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера".
Поскольку характер правоотношений между сторонами настоящего дела затрагивает сферу воинской обязанности, военного учета и военной службы, указанные правоотношения регулируются специальными законами и положениями в данной сфере.
Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" утверждена и введена в действие с 1 января 2008 г. Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе.
Указанная инструкция определяет функции штабов военных округов, Балтийского флота, военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, имеющих статус городского поселения, городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района, и объединенных военных комиссариатов нескольких муниципальных образований по подготовке и проведению призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола (далее именуются - граждане) в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе, и устанавливает порядок подготовки и проведения призыва граждан на военную службу.
Как указано в подпункте 2 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны России осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 7 и 9 пункта 10 названного положения Министр обороны издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами, в форме приказов, директив, положений, наставлений, инструкций, уставов и иных нормативных (правовых, нормативных правовых) актов, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение.
Согласно абз. 2 "Пояснения по ведению личного дела призывника и учетной карты призывника" Приложение N 8 к Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 Приказ Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" личные дела призывников размещаются в картотеке и в архиве военного комиссариата. Доступ к личным делам (базе данных) должен быть строго ограничен. Выдача личных дел на руки призывникам или их родственникам, высылка их в лечебные учреждения и в другие организации не допускается. При необходимости и наличии соответствующего запроса в указанные организации могут быть высланы заверенные военным комиссаром дубликаты личных дел или выписки из них. Хранение личных дел вне картотеки или архива не допускается.
Таким образом, указанные правила четко регламентируют порядок, в том числе, ведения личных дел призывников и доступ к ним.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Инструкции, указания, приказы, на которые ссылались представитель ответчика и суд, прежде всего, касаются военнослужащих и работников ФКУ Военный комиссариат, которые имеют доступ к помещениям и материалам для служебного пользования и поэтому именно им, запрещено проносить и использовать технические средства, не опровергают вышеуказанного, но и не указывают на право свободного доступа иных лиц к личным делам призывников.
Кроме того, в соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 названного Закона письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Судебной коллегией установлено, что письменное обращение административного истца рассмотрено в установленном законом порядке уполномоченным лицом, по существу поставленных в обращении вопросов принят мотивированный ответ со ссылками на соответствующие нормы материального права, вследствие чего признано, что при рассмотрении указанного обращения со стороны должностных лиц военного комиссариата не было допущено нарушения прав и законных интересов административного истца.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного искового заявления, мотивированный надлежащим рассмотрением обращения, отсутствием в этой связи со стороны административного ответчика либо его должностных лиц каких-либо неправомерных действий (бездействия), нарушающих права административного истца, является правомерным; он соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств.
Как правильно отметил суд, положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 N 400 установлен ограниченный доступ к личным делам призывника, что следует из оспариваемого ответа.
Несогласие административного истца с содержанием полученного ответа и результатом рассмотрения его обращения не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, а также о нарушение прав и свобод заявителя и не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Биглова В. А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Портнова Л.В.
Судьи Искандаров А.Ф.
Субхангулов А.Н.
Справка: судья Ситник И.А.