Решение по делу № 12-253/2021 от 28.09.2021

УИД:11RS-0002-01-2021-003716-96

Дело № 12-253/2021

РЕШЕНИЕ

г. Воркута 8 ноября 2021 г.

Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Комиссарова Е.С., с участием защитника Тарасовой Е.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 14 сентября 2021 г.,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 14 сентября 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» (далее ООО «Газпром трансгаз Ухта») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее УоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000,00 руб.

ООО «Газпром трансгаз Ухта» не согласилось с данным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, просит его отменить. В обоснование жалобы указало, что периодичность отбора и перечень определяемых показателей качества сточных вод на объектах Воркутинского ЛПУМГ филиала ООО «Газпром трансгаз Ухта» производится согласно Программам проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод КС-43 «Гагарацкая», КС-44 «Воркутинская» согласованным водным отделом Двинско-Печорского БВУ. Лабораторный контроль загрязняющих веществ (медь, марганец, цинк) Воркутинским ЛПУМГ не осуществляется. В выданных Министерством природных ресурсов по Республике Коми решениях о предоставлении водного объекта в пользование от 13 июля 2016 г. и 7 августа 2017 г., на основании которых осуществляется отведение объектов КС-43 «Гагарацкая» и КС-44 «Воркутинская» и сброс смешанных сточных вод (промливневых и хозяйственно-бытовых) в водные объекты рыбохозяйственного значения (руч. без названия, приток руч. Медленный и р. Змейка), отсутствуют загрязняющие вещества (медь, марганец, цинк). Для данных выпусков выполнен расчёт НДС для загрязняющих веществ: взвешенные вещества, БПКполн., аммоний ионы, фосфаты, нитриты, нитраты, хлориды, нефтепродукты, железо общее, АПАВ, эти же показатели включены в Декларации о воздействии на окружающую среду, направленные в межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу и по ним ведётся лабораторный контроль в соответствии с Программой измерений качества сточных и (или) дренажных вод, согласованной водным отделом Двинско-Печорского БВУ. Загрязняющие вещества (медь, марганец и цинк) отсутствовали в ранее выданных управлением Росприроднадзора по Республике Коми разрешениях на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Судом не учтено, что им признан факт совершения нарушения, установленного п. 1 предписания, данное нарушение было выявлено в отношении него впервые, им были приняты меры по устранению нанесения вредных последствий до вынесения постановления (л.д. 3-5).

Административным органом представлены возражения на жалобу, из которых следует, что нарушения ООО «Газпром трансгаз Ухта» природоохранных требований выявлено по результатам плановой выездной проверки, в ходе которой произведён отбор проб сточных вод на выпусках от объектов негативного воздействия, природных вод, после лабораторного исследования которых, установлены нарушения в виде сброса загрязняющих веществ со сточными водами КС-43 «Гагарацкая» и КС-44 «Воркутинская» превышающих нормативы допустимых концентраций вредных веществ согласно Декларации о воздействии на окружающую среду при сбросе сточных вод, установленные с учётом нормативов в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, а также наличия загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах: марганец, медь и цинк, для которых нормативы допустимого сброса в представленных ООО «Газпром трансгаз Ухта» в Декларациях о воздействии на окружающую среду не установлены. Ранее величины допустимой концентрации загрязняющего вещества в пределах нормативов допустимого сброса в сточные воды по всем выпускам устанавливались в разрешениях на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, а с 22 декабря 2019 г. - в Декларациях о воздействии на окружающую среду при сбросе сточных вод. Нормативы качества воды объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рабохозяйственного значения утверждены Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения». Фактическое содержание данных веществ в сбрасываемых сточных водах КС-43 превышает нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения по марганцу в 24 раза, меди в 11 раз, цинку в 7,2 раза, в сбрасываемых сточных водах КС-44 - по марганцу в 3,2 раза, меди в 18 раз, цинку в 10 раз. При оформлении ООО «Газпром трансгаз Ухта» решений о предоставлении водного объекта в пользование Минприроды Республики Коми установило, что перечень загрязняющих веществ может быть уточнён с учётом специфики образования сточных, в том числе дренажных вод, при этом данное уточнение возлагается на водопользователя, однако ООО «Газпром трансгаз Ухта» сброс указанных загрязняющих веществ в составе сточных вод не заявлен, несмотря на то, что выявленные вещества подлежат нормированию. Протоколами испытаний подтверждается, что ООО «Газпром трансгаз Ухта» производственный контроль по веществам марганец, медь и цинк в составе сбрасываемых сточных вод в водные объекты не осуществляло и исследований на предмет возможного их присутствия в стоках не проводило (л.д. 106-109).

ООО «Газпром трансгаз Ухта» о времени и месте рассмотрении жалобы извещено надлежащим образом (л.д. 102-105).

Защитник ООО «Газпром трансгаз Ухта» Тарасова Е.Н. при рассмотрении жалобы, поддержала её по изложенным в ней доводам.

Проверив доводы жалобы и возражения административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты в виде административного штрафа от 80 000,00 руб. до 100 000,00 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, заключается в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного Кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

По смыслу ч. 2 ст. 55, ч 6 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты; при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Сброс сточных вод в водные объекты в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ возможен лишь после получения разрешения специально уполномоченного органа при условии установления лимитов на сбросы, при этом разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды, направленные на поэтапное достижение установленных нормативов допустимых сбросов веществ.

Из представленных материалов следует, что ООО «Газпром трансгаз Ухта» осуществляло неразрешённый перечнем, установленным в Декларациях о воздействии на окружающую среду при сбросе сточных вод по выпуску от КС-43 «Гагарацкая» в водный объект руч. без названия, по выпуску от КС-44 «Воркутинская» Воркутинского ЛПУМГ в водный объект р. Змейка, сброс загрязняющих веществ (марганец, медь и цинк) в составе сточных вод, при этом не приняло своевременных управленческих решений, направленных на соблюдение требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, а также мер, направленных на обеспечение нормативов сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Сброс сточных вод в водный объект с превышением установленных показателей загрязняющих веществ является нарушением требований Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 7-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Несмотря на приведённые в жалобе доводы, доказательств наличия объективных причин невозможности соблюдения ООО «Газпром трансгаз Ухта» требований законодательства Российской Федерации, а также принятия всех мер направленных на соблюдение указанных требований, в материалы дела не представлено.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Газпром трансгаз Ухта» к административной ответственности, в связи с наличием с его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что в выданных Министерством природных ресурсов по Республике Коми Решений о предоставлении водного объекта в пользование от 13 июля 2016 г. и 7 августа 2017 г., на основании которых осуществляется отведение от объектов НВОС II категории (КС-43 «Гагарацкая» и КС-44 «Воркутинская») и сброс смешанных сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения отсутствуют загрязняющие вещества (медь, марганец и цинк), для данных выпусков выполнен расчёт НДС загрязняющих веществ, показатели которых включены в Декларации о воздействии на окружающую среду, направленные в межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу 15 ноября 2019 г. и по ним же ведётся лабораторный контроль в соответствии с Программой измерений качества сточных и (или) дренажных вод, согласованной водным отделом Двинско-Печорского БВУ, не свидетельствует об отсутствии в его деянии состава административного правонарушения.

Каких-либо иных доводов, исключающих наличие в действиях юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого административного правонарушения жалоба не содержит.

Факт совершения ООО «Газпром трансгаз Ухта» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ подтверждается совокупностью исследованных доказательств, порядок и срок привлечения ООО «Газпром трансгаз Ухта» к административной ответственности соблюдены; оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.

Довод жалобы о том, что при вынесении постановления, должностным лицом не учтено, что административное правонарушение совершено им впервые, им приняты меры по устранению нанесения вредных последствий до вынесения постановления, о чём представлены подтверждающие документы, суд не принимает во внимание, поскольку, из оспариваемого постановления следует, что должностным лицом, учтены представленные ООО «Газпром трансгаз УХТА» результаты производственного контроля сточных вод с датой отбора от августа 2021 г., согласно которым сброс загрязняющих веществ со сточными водами не превышает нормативы допустимых концентраций вредных веществ.

Обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении должностным лицом установлены с достаточной полнотой.

Нарушений норм закона при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих изменение, либо отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Таким образом, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 14 сентября 2021 г. о признании ООО «Газпром трансгаз Ухта» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Административное наказание назначено ООО «Газпром трансгаз Ухта» в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Принимая во внимание представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершённого административного правонарушения, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 14 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта», - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.С.Комиссарова

12-253/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Газпром трансгаз Ухта"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Комиссарова Елена Стефановна
Статьи

8.14

Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
28.09.2021Материалы переданы в производство судье
29.09.2021Истребованы материалы
08.10.2021Поступили истребованные материалы
08.11.2021Судебное заседание
09.11.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее