Решение по делу № 8Г-21478/2021 [88-24354/2021] от 04.08.2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-24354/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-716/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                  19 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Руденко Ф.Г.,

судей Губаревой С.А., Якубовской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Краснодарской таможне о признании действий незаконными по кассационной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 02.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.05.2021.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Краснодарской таможне о признании действий незаконными.

Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 02.03.2021 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения полностью и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.

По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о службе в таможенных органах.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущены были.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ главный государственный таможенный инспектор отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Адлер Сочинской таможни ФИО1 замещал должность федерального государственного гражданского служащего.

В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее – ФТС России) от 27.03.2020 № 331 «О реорганизации Сочинской и Краснодарской таможен» с ДД.ММ.ГГГГ Сочинская и Краснодарская таможни реорганизованы путем присоединения Сочинской таможни к Краснодарской таможне. Посты Сочинской таможни, в том числе таможенный пост МАПП Адлер, переподчинены Краснодарской таможне.

Сочинская таможня с 01.10.2020 перестала существовать как юридическое лицо, в Сочинской таможне сократились все без исключения должности федеральных государственных гражданских служащих, в том числе должность главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур № 2 таможенного поста МАПП Адлер Сочинской таможни, замещаемая ФИО1

На основании приказа Южного таможенного управления от 25.06.2020 года № 308 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Южного таможенного управления» и приказа Сочинской таможни от 29.06.2020 № 344 «Об организационно-штатных мероприятиях в Сочинской таможне» все должностные лица и работники, подпадающие под организационно-штатные мероприятия, были уведомлены в установленном порядке.

Одновременно с мероприятиями по реорганизации таможенных органов происходили мероприятия по замене должностей федеральных государственных гражданских служащих на должности сотрудников таможенных органов.

В соответствии с приказом Сочинской таможни от 29.06.2020 № 344 «Об организационно-штатных мероприятиях в Сочинской таможне» в Сочинской таможне проводились организационно-штатные мероприятия.

Рассмотрение кандидатов на должности сотрудников, введенных на таможенных постах с ДД.ММ.ГГГГ, согласно Детальному плану, осуществлено в рамках организационно-штатной комиссии, созданной для рассмотрения вопросов организационно-штатных мероприятий в Сочинской таможне, заседание которой проводилось ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом Краснодарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ для замещения должностным лицам, попавшим под организационно-штатные мероприятия, предложена вакантная должность государственного таможенного эксперта кинологического отдела, также должности федерального государственного гражданского служащего в Службе по городу Сочи Краснодарской таможни, которая ввелась в штатное расписание Краснодарской таможни с ДД.ММ.ГГГГ. В данной Службе на конец сентября 2020 года, с учетом положений ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ, имелись для предложения вакантные должности гражданской службы, о чем ФИО1 был уведомлен письменно. Также истец был информирован о проводимой работе в Сочинской таможне по формированию кадрового резерва гражданских служащих в соответствии с ч. 6 ст. 64 Федерального закона № 79-ФЗ.

Согласно листу собеседования от ДД.ММ.ГГГГ, в котором истец ДД.ММ.ГГГГ письменно выразил свое намерение рассмотреть свою кандидатуру в Крымскую, Дагестанскую, Псковскую и Домодедовскую таможни, руководством Сочинской таможни и ОГСК велись переговоры в телефонном режиме и переписка, для оперативности посредством ведомственной электронной почты, с кадровыми подразделениями указанных таможен по поиску вакантной должности в указанных таможенных органах с целью оказания содействия в трудоустройстве.

ДД.ММ.ГГГГ истец в листе собеседования от ДД.ММ.ГГГГ выразил согласие на перевод с ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителя начальника             ОТО и ТК Магарамкентского таможенного поста Дагестанской таможни. От других должностей отказался.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на неправомерность действий ответчика, не предложившего ему ранее занимаемую должность при проведении организационно-штатных мероприятий. При этом истец приводил доводы о том, что ранее занимаемая им должность не была сокращена, а имеющееся у него образование и отсутствие иных препятствий позволяют ему занимать должность сотрудника таможенного органа.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции указал, что поскольку ФИО1 не прошел положительно все необходимые согласования для предложения Краснодарской таможне его кандидатуры к назначению на должность сотрудника с ДД.ММ.ГГГГ, его кандидатура к назначению на введенные с ДД.ММ.ГГГГ должности сотрудников комиссией не утверждена.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований, так как истец отказался участвовать в рассмотрении его кандидатуры на комиссии, дал письменное согласие на его назначение на должность заместителя начальника ОТО и ТК Магарамкентского таможенного поста Дагестанской таможни.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные постановления приняты с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 2).

К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 ст. 27 и ст. 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 настоящего Федерального закона) (пункты 4 и 7 части 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 ст. 27 и ст. 37 настоящего Федерального закона).

На основании пункта 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (часть 1).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом госу-дарственном органе, предупреждается представителем нанимателя персо-нально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст. 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 ст. 37 этого же закона (часть 6).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 822 в соответствии с частью 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1          ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (в редакции федеральных законов от 5 апреля 2013 года № 57-ФЗ, 2 июля 2013 года № 185-ФЗ и 30 июня 2016 года № 224-ФЗ). Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.

Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1               ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5               ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.

Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

Вместе с тем, доказательств тому, что ФИО1 ответчиком были предложены все вакантные должности, материалы дела не содержат, что свидетельствует о несоблюдении положений статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

Допущенные судами нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенное при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушение норм права является существенным, в связи с чем решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 02.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.05.2021 нельзя признать законными, и по изложенным основаниям они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 02.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.05.2021 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Октябрьский районный суд г. Краснодара.

Председательствующий                            Ф.Г. Руденко

Судьи                                         С.А. Губарева

    Е.В. Якубовская

8Г-21478/2021 [88-24354/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с оставлением в силе решения суда 1-й инстанции
Истцы
Каренко Юрий Юрьевич
Ответчики
Краснодарская таможня
Сочинская Таможня начальник Сочинской Таможни генерал Майор таможенной службы Кривко Д В
Другие
Мехиладзе Ираклий Владимирович
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Руденко Ф. Г.
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
19.10.2021Судебное заседание
19.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее