Советский районный суд г. Махачкала РД № дела первой инстанции 2а-1563/21
судья Мамаев А.К. УИД 05RS0038-0 1-2021-004943-89
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2021 г. по делу № 33а-6739/2021, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К.,
судей Гончарова И.А. и Магомедова М. А.,
при секретаре Яхъяева Т.Т., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к отделу ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале, Управлению ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан о признании незаконным отказ отдела ЗАГС Управления ЗАГС Министерства Юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале в принятии его заявления от 19.01.2021г. о заключении брака и предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака и возложении обязанности на отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства Юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале принять его заявление от 19.01.2021г. о заключении брака по апелляционной жалобе административного истца ФИО2 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия,
установила:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале, Управлению ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан о признании незаконным отказ отдела ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале в предоставлении государственной услуги регистрации актов гражданской состояния-регистрации заявления о заключении брака и возложения обязанности на отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале предоставить ему государственную услугу - регистрацию актов гражданского состояния регистрацию заявления о заключении брака.
Административный иск мотивирован тем, что <дата> он обратился отдел ЗАГС г. Махачкалы для подачи заявления о заключении брака с квитанцией оплаты госпошлины и свидетельством о расторжении брака. Отдел ЗАГС г. Махачкалы отказал ему, в приеме заявления, ссылаясь на то, что предыдущее свидетельство о расторжении, брака которое он представил в отдел ЗАГС, является свидетельством его бывшей жены. <дата> он обратился в отдел ЗАГС в <адрес>, чтобы заказать дубликат «своей» копии свидетельства о расторжении брака по телефону №. В отделе ЗАГС Магарамкента ему пояснили, что отказ в принятии такого заявления не совсем корректный, потому что у ЗАГС на сегодняшний день единая база данных. Кроме того, в свидетельстве от <дата> № указано, что «брак прекращен на основании совместного заявления супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, за № от <дата>.». Обратившись повторно для подачи заявления о заключении брака отдела ЗАГС Махачкалы повторно отказалась принять его заявление. Только теперь прибавилось, что штамп вступления - расторжения брака стоял на не предусмотренной для этого странице № его паспорта. Кроме, того начальник отдела ЗАГС Махачкалы отказала ему выдать письменный отказ в предоставлении государственной услуги, в связи с чем он был вынужден обратиться с письменным заявлением для получения отказа в предоставлении государственной услуги.
С учетом уточненных требований, просил суд признать незаконным отказ отдела ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале в принятии его заявления от 19.01.2021г. о заключении брака и предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака и возложения обязанности на отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале принять его заявление от 19.01.2021г. о заключении брака.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено: «В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к отделу ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале, Управлению ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан о признании незаконным отказ отдела ЗАГС Управления ЗАГС Министерства Юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале в принятии его заявления от 19.01.2021г. о заключении брака и предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака и возложении обязанности на отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства Юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале принять его заявление от 19.01.2021г. о заключении брака, отказать».
В апелляционной жалобе административный истец ФИО2 просит отменить решение и принять по делу нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований. Возражений относительно апелляционной жалобы не поступили.
На заседание судебной коллегии представитель Министерства юстиции РД ФИО5 просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда – оставить без изменения.
Административный истец ФИО2, заинтересованное лицо ФИО6, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
В силу положений ч. 1 ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административных ответчиков ФИО5 судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для его отмены нет.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от <дата> N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если: государственная регистрация противоречит настоящему Федеральному закону; документы, которые представлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Положения пункта 42 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от <дата> N 307 (зарегистрировано в Минюсте России <дата> N 53284) (далее - Административный регламент), дублируют положения Закона N 143-ФЗ в указанной части.
Судом установлено, что ФИО2 обратился в отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале с заявлением о государственной регистрации брака с ФИО6
К заявлению ФИО2 приложил: свидетельство о расторжении брака I-БД 644080 от <дата>, выданное на имя ФИО1, квитанцию об уплате государственной пошлины.
В приеме заявление ФИО2 было отказано со ссылкой на то, что свидетельство о расторжении брака которое он предоставил, является свидетельством о расторжении брака его бывшей супруги.
<дата><адрес> Д.С. в отдел ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале подано заявление о получении отказа в приеме заявления о государственной регистрации брака.
Письмом от <дата> N 760 отдела ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале ФИО2 сообщено, что его заявление в отдел ЗАГС МЮ РД в г. Махачкале от 26.01.2021г. рассмотрено, указано, что основанием для отказа в принятии его заявления о заключении брака послужило следующее: наличие на 18 страницы паспорта штампа о зарегистрированном браке и отсутствие штампа о расторжении брака, предусмотренного п.п. 2 п. 74 Приказа МЮ РФ от <дата> № «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации АГС»; не был предоставлен документ, подтверждающий прекращение его предыдущего брака, что предусмотрено п. 1 ст. 26 от <дата> №-Ф3 «Об актах гражданского состояния». На основании данной статьи лица, вступающие в брак, подают в орган ЗАГС совместное заявление о заключении брака, в котором должны быть указаны сведения о прекращении предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее. Что касается основного документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, то в силу п. 2 ст. 38 от <дата> №-Ф3 «Об актах гражданского состояния» им является свидетельство о расторжении брака, которое выдается органом ЗАГС каждому из лиц, расторгнувших брак; предоставленный бланк свидетельства о расторжении брака 1-БД 644080 от 19/03/2019г, выдан на имя ФИО1 (копия прилагается), что противоречит вышеуказанному п.2.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 143-ФЗ одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака в письменной форме лично необходимо предъявить, в том числе документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее. В случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом записи актов гражданского состояния, в который было подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется и орган записи актов гражданского состояния на основании сведений, изложенных заявителем в заявлении, устанавливает факт прекращения предыдущего брака на основании имеющейся записи акта о расторжении брака. В этом случае лицо (лица), вступающее в брак, вправе предъявить документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, по собственной инициативе.
Из свидетельства о расторжении брака I-БД 644080 от <дата> видно, что местом государственной регистрации расторжения брака является отдел ЗАГС <адрес> «<адрес>» Республики Дагестан.
Частью 2 ст. 38 Закона N 143-ФЗ установлено, что свидетельство о расторжении брака выдается органом записи актов гражданского состояния каждому из лиц, расторгнувших брак.
Согласно пунктам 73.1, 73.2, 73.3, 73.4, 73.5, 73.6 Регламента основанием для начала выполнения административной процедуры по проверке представленных документов является личное обращение заявителей (заявителя) в орган, предоставляющий государственную услугу, с одновременным представлением всех надлежащим образом оформленных документов, указанных в пунктах 23, 28, 37 Административного регламента.
Специалист, ответственный за государственную регистрацию заключения брака, проверяет правильность оформления представленных заявителями (заявителем) документов.
Если необходимые документы отсутствуют либо не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, специалист уведомляет заявителей (заявителя) о том, что обнаружены препятствия для предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака, сообщает заявителям (заявителю) о выявленных недостатках в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.
Специалист при проверке документа, удостоверяющего личность гражданина, особое внимание уделяет сроку действия паспорта (при достижении 20 лет, 45 лет паспорт подлежит замене) и сведениям, содержащимся на странице "Семейное положение". В случае выявления обстоятельства истечения срока действия паспорта, либо отсутствия места для проставления органом, предоставляющим государственную услугу, штампа о заключении брака на странице "Семейное положение" паспорта, заявителю сообщается, что до назначенной даты государственной регистрации заключения брака необходимо получить новый документ, удостоверяющий личность гражданина. О данном сообщении делается пометка на обратной стороне заявления о заключении брака, заявитель проставляет подпись.
Результатом административной процедуры являются проверка специалистом представленных документов и принятие решения о результате предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака. В случае отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака представленные для государственной регистрации заключения брака документы возвращаются заявителям (заявителю) с объяснением причин отказа в устной или письменной форме.
В случае наличия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака, указанных в пунктах 42, 43, 47 Административного регламента, специалист возвращает заявителям документы с объяснением причин отказа. По требованию заявителей руководитель органа, предоставляющего государственную услугу, выдает письменный отказ в государственной регистрации заключения брака.
Вывод суда первой инстанции, что представленные Манафовым Д.С. для государственной регистрации заключения брака документы не соответствовали требованиям, предъявляемым к ним Законом 143-ФЗ, тогда как обязанностью заявителя, согласно Закона № 143-ФЗ и Административному регламенту, является представление в орган ЗАГС всех необходимых, надлежащим образом оформленных документов, что орган ЗАГСа не вправе отступить от требований, предъявляемых к этим документам Законом N 143-ФЗ и Административным регламентом судебная коллегия признает правильными, отказ отдела ЗАГС Управления ЗАГС Министерства Юстиции Республики Дагестан в г. Махачкале в государственной регистрации заключения брака обоснованно судом признан правомерным.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию подателя жалобы с состоявшимся решением суда, не содержат в себе указания на нарушения, с наличием которых процессуальный закон связывает возможность отмены решения суда.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО2 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан.
Председательствующий А-Н.К. Джарулаев
Судьи И.А. Гончаров
М.А. Магомедов
Апелляционное определение в окончательном виде вынесено 3 декабря 2021 г.