Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№ 2а –117 /2018
с. Армизонское 31 июля 2018 года Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего федерального судьи И.В. Засядко,
с участием помощника прокурора Армизонского района Тюменской области Демьяновой Л.В.,
при секретаре А.Б.Азнабаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Армизонского района Тюменской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Армизонского района Тюменской области обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования. Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Армизонского района ДД.ММ.ГГГГ проверкой исполнения администрацией муниципального образования Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды установлено, что ответчиком не осуществляются мероприятия по экологическому просвещению населения. В сети Интернет на официальном сайте администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области (https://armizon.admtyumen.ru/mo/Armizon/government/villages/Razdolskoe/adm/main.htm) в нарушение требований ст.42 Конституции РФ, ст.ст.3,71,74Федерального закона от 10.01.2002 №7–ФЗ «Об охране окружающей среды»,ч.1 ст.10,п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не размещена информация о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
Бездействие администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с указанной информацией.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор Армизонского района просит признать незаконным бездействие администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования, и возложить на администрацию Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области обязанность по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет (https://armizon.admtyumen.ru/mo/Armizon/government/villages/Razdolskoe/adm/main.htm) информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Демьянова Л.В. заявленные административные исковые требования с учетом уточнения и доводы, изложенные в административном иске, поддержала в полном объеме. Просила обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения в силу разместить на официальном сайте администрации Армизонского муниципального района Тюменской области в сети "Интернет" информацию о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информацию о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
Представитель административного ответчика - администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд на административное исковое заявление возражения. Согласно последним указал об отсутствии у органов местного самоуправления сельских поселений законодательно установленной обязанности размещать на своем сайте информацию в сфере охраны окружающей среды.
Представитель заинтересованного лица - администрации Армизонского муниципального района Тюменской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал об удовлетворении заявленных требований. При этом указал, что ст.7 ФЗ №7 ФЗ «Об охране окружающей среды» уточнены полномочия в сфере охраны окружающей среды применительно к конкретным видам муниципальных образований : муниципального района, городского округа и города федерального значения. Так, к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. В соответствии со ст.2 Закона Тюменской области от 28.12.2004 №302 «Об охране окружающей среды в Тюменской области» полномочия на право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры в Тюменской области; на участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды в Тюменской области относятся к ведению исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраны и использования объектов животного мира.
Суд, исходя из положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованного лица, их явка судом обязательной не признавалась.
Выслушав представителя административного истца - помощника прокурора Демьянову Л.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 42 Конституции РФ гарантировано право каждого гражданина на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» от 06.10.2003 №131 –ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
По правилам ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
Согласно ст. 71 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
Статьей 74 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.
Пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закреплено, что информация, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе и иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что на официальном сайте администрации Армизонского муниципального образования https://armizon.admtyumen.ru/mo/Armizon/government/villages/Razdolskoe/adm/main.htm размещена отдельная вкладка, посвященная деятельности администрации Раздольского сельского поселения, где в нарушение требований закона не размещена информация о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории Раздольского сельского поселения (л.д.8-10).
Выявленные нарушения влекут ограничение прав неопределенного круга лиц на получение информации о состоянии окружающей среды, не позволяют формировать экологическую культуру среди населения, являются обстоятельствами, способствующими проявлению небрежного отношения к природе и окружающей среде, разлагают всеобщую обязанность бережного отношения к природным богатствам.
Размещение вышеуказанной информации является публичной обязанностью органа местного самоуправления, направленное на информирование неопределенного круга лиц - жителей Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области. Заявленные прокурором административные исковые требования не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены только на понуждение администрации исполнить возложенные на нее законом обязанности.
На основании изложенного, принимая во внимание приведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что Раздольское сельское поселение Армизонского муниципального района Тюменской области, являясь органом местного самоуправления, обязано разместить в сети "Интернет" на официальном сайте администрации Армизонского муниципального района информацию о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, а также информацию о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории Раздольского сельского поселения. Бездействие администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области, в данной области является незаконным, нарушает интересы и права неопределенного круга лиц, граждан на доступ к информации, препятствует укреплению правопорядка в области охраны окружающей среды, а также нарушает основные принципы охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные прокурором административные исковые требования к администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица об отсутствии правовых оснований требовать от органов местного самоуправления сельских поселений размещения какой –либо информации в сфере охраны окружающей среды не состоятельны, т.к. из анализа вышеуказанных норм федерального законодательства следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по экологическому просвещению, в том числе по информированию населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности), посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Вместе с этим от уплаты государственной пошлины также освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
При таких обстоятельствах государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Армизонского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Раздольского сельского поселения Армизонского района Тюменской области, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о законодательстве в области экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования.
Обязать администрацию Раздольского сельского поселения Армизонского района Тюменской области разместить на официальном сайте администрации Армизонского муниципального района Тюменской области в сети"Интернет"https://armizon.admtyumen.ru/mo/Armizon/government/villages/Razdolskoe/adm/main.htm информацию о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, информацию о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования, а также сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и прокурору Армизонского района Тюменской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Армизонский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.В.Засядко