РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Степаненко О.М. Дело № 33-1399/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2017 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н.,
судей Теплинской Т.В., Яковлева Н.А.
при секретаре Воробьевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Воронович О.Л. на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 1 декабря 2016 г., которым Воронович О.Л. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО «Пограничное сельское поселение» о признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителя Воронович О.Л. – Вороновича В.В., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронович О.Л. обратилась в суд с иском к администрации МО «Пограничное сельское поселение», указав, что являлась членом ТОО А. и приказом руководителя данного товарищества от 18 января 1994 г. ей для организации крестьянского (фермерского) хозяйства был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га.
Ссылаясь на данные обстоятельства, а также на то, что в настоящее время она лишена возможности произвести государственную регистрацию принадлежащего ей права собственности в отношении вышеуказанного земельного участка, Воронович О.Л. просила суд признать за ней право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
На данное решение Воронович О.Л. подана апелляционная жалоба, в которой она просит отменить это решение, ссылаясь на ошибочность вывода суда о том, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности. Считает, что суд недостаточно исследовал вопрос о собственнике данного участка. Полагает, что указанный участок можно признать бесхозяйным, и соответственно, признать за ней право собственности на этот участок в порядке приобретательной давности. Обращает внимание суда на то, что имела право на получение спорного участка и фактически получила его в собственность.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Как указывалось выше, Воронович О.Л. заявлены требования о признании за ней права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование данного требования Воронович О.Л. ссылается на то, что она работала <данные изъяты> в детском саду совхоза «А.», реорганизованного в августе 1992 г. в ТОО А., приказом директора данного товарищества № от 18 января 1994 г. была уволена с 1 февраля 1994 г. и тем же приказом ей для организации крестьянского хозяйства был предоставлен спорный земельный участок площадью <данные изъяты> га.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Установлено, что в период возникновения спорных правоотношений в Российской Федерации на основании Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей.
Названными нормативными актами было установлено, что владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их только следующим образом: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам акций (паев).
В соответствии со статьей 1 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. N 348-1 (в редакции от 27 декабря 1990 г.), действовавшего до 16 июня 2003 г., крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Согласно статье 5 указанного Закона на основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в пользование, в том числе аренду, пожизненное наследуемое владение или собственность, решением Совета народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок (часть 1).
Передача в собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства производится Советами народных депутатов в пределах установленных государством норм бесплатно, свыше установленных норм – за плату.
При передаче земельного участка в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю (часть 2).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» были установлены единые для РСФСР формы государственного акта – гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств должен был выдаваться государственный акт по форме N 2. Во исполнение этого Постановления специалистами Роскомзема была разработана и 9 марта 1992 г. утверждена Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, определявшая порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов.
Статьей 9 названного Закона было предусмотрено, что крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора аренды земельного участка (пункт 1); после регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона (пункт 2); районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу (пункт 3).
В соответствии со статьей 5 ныне действующего Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то есть Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, пунктом 1 постановления Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 17 мая 2002 г. N 319.
Из материалов дела, в том числе объяснений представителя истицы – ее сына Вороновича В.В., показаний допрошенных по его ходатайству свидетелей Б. (супруга истицы) и В., ответов администрации МО «Пограничное сельское поселение» и администрации МО «Багратионовский муниципальный район» на запросы суда, усматривается, что после издания директором ТОО А. приказа № от 18 января 1994 г., пунктом 2 которого Воронович О.Л. был предоставлен спорный земельный участок площадью <данные изъяты> га (без указания вида права) для организации крестьянского хозяйства, Воронович О.Л. не обращалась в Багратионовский районный Совет народных депутатов с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с целью создания крестьянского хозяйства; решение о передаче истице в собственность земельного участка Багратионовским районным Советом народных депутатов не принималось; государственный акт, удостоверяющий право собственности на землю, не выдавался; крестьянское хозяйство в установленном порядке не создавалось и не было зарегистрировано.
Установлено также, что спорный участок был поставлен на кадастровый учет лишь в 2003 г. как ранее учтенный на основании материалов инвентаризационной описи.
Данные обстоятельства, с учетом того, что в силу требований вышеуказанных норм права Воронович О.Л. при выходе из состава сельскохозяйственного предприятия могла получить земельный участок в собственность только в случае создания крестьянского (фермерского) хозяйства, что было прямо предусмотрено и приказом директора ТОО А. № от 18 января 1994 г. в качестве обязательного условия предоставления ей в собственность земельного участка из земель указанного товарищества, свидетельствуют о том, что она, не организовав такого хозяйства, фактически не приобрела и права собственности на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах сам по себе не реализованный приказ директора ТОО А. № от 18 января 1994 г. о предоставлении Воронович О.Л. земельного участка (без указания вида права) не может расцениваться в качестве надлежащего предусмотренного пунктом 2 статьи 218 ГК РФ основания для возникновения у нее права собственности на указанный участок.
Изложенный в судебном заседании представителем истицы Вороновичем В.В. и в апелляционной жалобе довод о возникновении у Воронович О.Л. права собственности на спорный земельный участок в силу приобретательной давности противоречит доводам стороны истца о приобретении ею права собственности на тот же участок в результате его передачи ей при выходе из состава ТОО А. для организации крестьянского хозяйства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В силу требований статьи 8 ГК РФ гражданские права, в том числе право собственности гражданина на имущество (недвижимость), могут возникнуть лишь по основаниям, предусмотренным законом и иными правовыми актами.
Основания приобретения права собственности перечислены в статье 218 ГК РФ, согласно которой право собственности на новую вещь, созданную лицом для себя с соблюдением закона, приобретается этим лицом; право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества; право собственности на принадлежавшее гражданину имущество в случае его смерти переходит к его наследникам, а право собственности на принадлежавшее юридическому лицу имущество в случае его реорганизации переходит к его правопреемникам.
Пункт 3 указанной статьи предусматривает возможность приобретения права собственности и по иным основаниям (в том числе по приобретательной давности), но лишь в случаях и в порядке, предусмотренных указанным Кодексом, и лишь в отношении имущества, не имеющего собственника, имущества, собственник которого неизвестен, либо имущества, от которого собственник отказался (бесхозяйные вещи) или на которое он утратил право собственности.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, закон не исключает возможности приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи в силу приобретательной давности, но лишь при соблюдении вышеуказанной процедуры, чего в данном случае не усматривается.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Воронович О.Л. исковых требований о признании права собственности на земельный участок.
С учетом изложенного выше указанные в апелляционной жалобе обстоятельства не имеют существенного значения для дела, в связи с чем не могут свидетельствовать о незаконности решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 1 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: