Решение от 15.05.2024 по делу № 2-1138/2024 от 29.01.2024

2-1138/2024

22RS0066-01-2024-000469-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2024 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бирюковой М.М.,

при секретаре Безменовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Лифинцевой И.А. к Министерству здравоохранения Алтайского края о взыскании денежных средств, затраченных на покупку лекарственного препарата, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г. Барнаула, действуя в интересах Лифинцевой И.А., обратился в суд с исковым заявлением, в котором с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ просил взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Лифинцевой И.А. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты>» в размере 85 703,20 рублей и компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Барнаула проведена проверка законодательства в сфере лекарственного обеспечения по обращению Лифинцевой И.А.

В ходе проверки установлено, что Лифинцева И.А. наблюдается в КГБУЗ «Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи » с диагнозом: <данные изъяты>

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лифинцева И.А. находилась на стационарном лечении в отделении остеопороза и остеопатий ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России. Проведено обследование в соответствии со стандартами ведения больных с данной патологией, ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание врачебной комиссии: продолжение терапии <данные изъяты> нецелесообразно, в связи с чем, к терапии добавлен препарат <данные изъяты> 1 раз в сутки подкожно.

ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «ККБСМП » проведен консилиум по вопросу обеспечения Лифинцевой И.А. лекарственным препаратом <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «ККБСМП » оформлен рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты> который находился на отсроченном обслуживании.

Согласно информации Министерства здравоохранения Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время организована закупочная процедура на лекарственный препарат <данные изъяты>

Поскольку Лифинцева И.А. не обеспечена лекарственным препаратом, она вынуждена приобретать его за счет собственных средств: товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 21 907,35 рублей (кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нео-Фарм»; товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 18 067 рублей (кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нео-Фарм»; товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6 581,85 рублей (кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аптека от склада-Центр3»; товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 19 573,20 рублей (кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нева»; товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 19 573,80 рублей (кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нева».

Прокурором указано, что в связи с не обеспечением необходимым лекарственным препаратом нарушено право Лифинцевой И.А. на охрану здоровья, ей причинены убытки в сумме 86 703,20 рублей.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Алтайского края, оно является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.

В результате несвоевременного обеспечения истца лекарственным препаратом нарушено ее личное неимущественное право – право на здоровье, вышеуказанный препарат необходим ей по жизненным показаниям. Ввиду его неполучения и необходимости его самостоятельного приобретения она испытывала нравственные страдания, обусловленные переживаниями о своем здоровье. Размер причиненного ей морального вреда она оценивает в сумме 20 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд в интересах Лифинцевой И.А., просит исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании помощник прокурора Голикова А.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержала.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края Тетерин Е.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что Министерство здравоохранения Алтайского края в пределах соей компетенции принимает все меры по обеспечению истца лекарственными препаратами. При этом просил обратить внимание, что истец без выписки рецепта на препарат приобретал его самостоятельно. Кроме этого в период проведения закупочных процедур истец могла быть обеспечена альтернативными препаратами <данные изъяты> Часть лекарственного препарата, приобретенная истцом ДД.ММ.ГГГГ заранее, не была вызвана необходимостью, поскольку истец была обеспечена препаратом до ДД.ММ.ГГГГ, а в аптечной сети препарат появился ДД.ММ.ГГГГ. Также приобретение пациентом препарата ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ состоялось до поступления ходатайства в Минздрав Алтайского края, в связи с чем, ответчик не располагал информацией о нуждаемости истца в указанном выше лекарственном средстве.

Представители третьих лиц КГБУЗ «ККБСМП », АКГУП «Аптеки Алтая» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о причинах своей неявки суду не сообщили.

Суд, с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные суду письменные доказательства, оценив фактические данные в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Лифинцева И.А. наблюдается в КГБУЗ «Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи » с диагнозом: <данные изъяты>

Лифинцева И.А. является инвалидом 2 группы, установленной бессрочно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серии .

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

В соответствии с положениями, предусмотренными п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.010 № 61-ФЗ, по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В силу п. 5 ст. 6.3 Закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты наседания, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с п. 12 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минтруда России № 929н и Минздрава России № 1345н от 21.12.2020, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты и медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в который включен лекарственный препарат «Терипаратид».

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют неработающие инвалиды 2 группы.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497.

Данная программа устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которых осуществляется бесплатно.

В разделе 3 данной Программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как <данные изъяты> которое установлено у истца.

Приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Согласно п. 3 Правил, отпуск лекарственных препаратов по рецептам осуществляется аптеками; аптечными пунктами.

В силу п.5 Правил по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л), отпускаются лекарственные препараты, выписываемые гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой (далее - лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой).

Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о Министерстве здравоохранения Алтайского края (далее — Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.

В силу п. 2.1.1 Положения Министерство здравоохранения Алтайского края осуществляет льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с действующим законодательством; организацию осуществления закупок и обеспечения заключения и исполнения государственных контрактов на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, а также на поставку материальных ценностей и оборудования в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и Алтайского края с целью обеспечения ими населения; функции главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета и функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных функций; функции главного администратора (администратора) доходов, зачисляемых в бюджет Российской Федерации, в рамках осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией.

На основании п. 3.5 Положения финансирование деятельности Министерства здравоохранения Алтайского края осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах сумм, предусмотренных законом о бюджете Алтайского края на соответствующий год. Финансирование переданных Российской Федерацией полномочий в сфере охраны здоровья Министерству здравоохранения Алтайского края осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Министерство здравоохранения Алтайского края закупает лечебные препараты и медицинские изделия согласно годовым заявкам медицинских организаций и по ходатайствам медицинских организаций на пациентов, которые не вошли в годовую заявку или для которых были изменены схемы лечения.

Медикаменты для обеспечения льготников закупаются централизованно Министерством здравоохранения Алтайского края в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по заявкам, сформированным учреждениями здравоохранения края с учетом потребности на год, в рамках финансирования, выделенного пропорционально количеству населения, имеющего льготы по лекарственному обеспечению, в соответствии с «Перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения» распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, и «Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении    набора социальных услуг» распоряжения Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р (п.1, п.2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ).

Согласно выписке ФГБУ Государственный научный центр Российской Федерации «НМИЦЭ» Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Лифинцевой И.А. по жизненным показаниям назначен медицинский препарат «<данные изъяты> 1 раз в сутки на 1 год. Данное назначение оформлено решением врачебной комиссии данного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из протокола заседания врачебной комиссии .Как указывала истец, при выписке из федерального центра ей был выдан препарат для применения в домашних условиях, после выписки она в начале <данные изъяты> обратилась в поликлинику, где ей сказали, что врач фармаколог находится в отпуске, истец оставила документы для решения вопроса о выписке рецепта.

Из представленных суду письменных доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «ККБСМП » проведен консилиум по вопросу обеспечения Лифинцевой И.А. лекарственным препаратом «Терипаратид».

Согласно ответу Министерства здравоохранения Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу, что ответчику известно, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Лифинцевой И.А. проведен консилиум. В ходе рассмотрения обращения проведена беседа с истцом, разъяснен порядок оформления ходатайств для лекарственного обеспечения.

Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ решения по вопросу обеспечения истца лекарственным препаратом по жизненным показаниям не состоялось, Лифинцева И.А. также обращалась в КГБУЗ «ККБСМП » по вопросу направления в Министерство здравоохранения Алтайского края ходатайства об обеспечении ее лекарственным препаратом <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «ККБСМП » на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что для оформления ходатайства на лекарственный препарат в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ необходимо проведение консилиума с участием главного внештатного специалиста по <данные изъяты>, который на тот момент был болен, консилиум проведен ДД.ММ.ГГГГ. После оформления и согласования протокола консилиума ходатайство направлено в МЗ Алтайского края, принято на комиссию по лекарственному обеспечению (состоится в ноябре). По получению протокола истец будет извещен о принятом решении об обеспечении лекарственным препаратом <данные изъяты>

Ходатайство в Минздрав Алтайского края лечебным учреждением сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ (данные программы ГИС ЛЛО – журнал ходатайств).

ДД.ММ.ГГГГ Лифинцева И.А. вновь обратилась в лечебное учреждение по вопросу предоставления копии решения консилиума, копии ходатайства в Минздрав АК на обеспечение указанным выше препаратом; также просила принять меры по обеспечению препаратом в кратчайшие сроки. На данное обращение направлен ответ ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывается, что ДД.ММ.ГГГГ оформлен рецепт, для получения лекарственного средства, необходимо обратится в аптеку.

Как указывает ответчик, ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «ККБСМП » оформлен рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты>», однако сведений о том, что истец была уведомлена о выписке данного рецепта ответчиком и третьим лицом не предоставлено. Согласно выписке из программы ГБ «Облачный сервер» рецепт от ДД.ММ.ГГГГ на «<данные изъяты> истцом не предъявлялся, срок его действия указан до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, как следует из указанного выше ответа лечебного учреждения, информация о том, что выписан рецепт от ДД.ММ.ГГГГ, Лифинцевой И.А. направлен лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть за день до истечения срока действия рецепта.

Препарат <данные изъяты> по данному рецепту аптечной сетью не отпускался. Согласно ответу АКГУП «Аптеки Алтая» от ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат <данные изъяты> на льготном складе отсутствовал.

Согласно информации Министерства здравоохранения Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ организована закупочная процедура на лекарственный препарат <данные изъяты>

Согласно представленным суду документам: государственному контракту без указания даты, дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГ, платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ об оплате по договору поставки, лекарственный препарат <данные изъяты> был поставлен в аптечную сеть не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что указанный препарат отсутствовал в аптечной сети и по льготному рецепту, в том числе после направления соответствующего ходатайства длительное время не предоставлялся истцу, Лифинцева И.А. вынуждена была приобретать его за счет собственных денежных средств: товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 21 907,35 рублей (кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нео-Фарм»; товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 18 067 рублей (кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нео-Фарм»; товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6 581,85 рублей (кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аптека от склада-Центр3»; товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 19 573,20 рублей (кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нева»; товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 19 573,80 рублей (кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нева», всего на сумму 85 703,20 рублей.

Установленные судом фактические обстоятельства дела подтверждены вышеназванными доказательствами и ответчиком не оспариваются. Доказательств наличия в аптечной сети Алтайского края препарата <данные изъяты> в период с <данные изъяты> ответчиком не представлено. Соответственно, по выписанному рецепту от ДД.ММ.ГГГГ истец не могла быть обеспечена лекарственным препаратом ввиду его отсутствия, в связи с чем, доводы представителя ответчика Минздрава Алтайского края об отсутствии вины в причинении истцу убытков, являются несостоятельными.

Кроме этого, ответчик ссылается на Порядок организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, утвержденный Приказом Минздрава Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , которым регламентирована процедура обеспечения дорогостоящими лекарственными препаратами, не входящими с соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренными соответствующими клиническими рекомендациями, при наличии медицинских показаний граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов, при оказании первичной медико-санитарной помощи.

При этом в п. 2, 3, 4 данного Порядка указано, что данный порядок применяется при подозрении у пациента диагноза, требующего лечения дорогостоящими препаратами, медицинская организация 1 и 2 уровня, оказывающая медико-санитарную помощь организует в установленном порядке проведение врачебной комиссии, оформляет в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссией информацию с Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. Краевая медицинская организация 3 уровня обеспечивает проведение пациенту обследований для уточнения диагноза, оформляет решением консилиума заключение о диагнозе, рекомендованном лечении и плане динамического наблюдения, в течение 2 дней с момента его проведения, в течение 3 рабочих дней направляет решение консилиума в Минздрав Алтайского края. После чего Минздрав Алтайского края обеспечивает рассмотрение документов в течение 5 рабочих дней с момента их поступления; направляет копию протокола решения краевой комиссии Минздрава Алтайского края в медицинскую организацию 1 и 2 уровня, обслуживающую пациента, в течение 3 рабочих дней со дня его принятия для назначения лекарственного препарата пациенту; проводит закупку лекарственных препаратов в соответствии с решением врачебной комиссии краевой медицинской организации 1 и 2 уровня.

Суд приходит к выводу, что данный Порядок не может быть распространен на истца, поскольку лекарственный препарат <данные изъяты> входит в стандарт оказания медицинской помощи взрослым по заболеванию остеопороз, который установлен истцу. При этом у истца диагноз установлен КГБУЗ «Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи № 2» и подтвержден в выписке из стационарной карты ФГБУ Государственный научный центр Российской Федерации «НМИЦЭ» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 сентября 2023 года, а также заключением врачебной комиссии данного учреждения, назначившего лекарственный препарат <данные изъяты> по жизненным показаниям. Данное учреждение здравоохранения относится к медицинским учреждениям 4 уровня. В связи с чем, проведение дополнительных врачебных комиссий и консилиумов для решения вопроса о выдаче рецепта на лекарственный препарат <данные изъяты> для истца не требовалось.

Также суд считает необоснованной ссылку ответчика на Порядок организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, утвержденный Приказом Минздрава Алтайского края от 15 сентября 2021 года № 495, так как он не распространяется на пациентов с установленным ранее диагнозом и назначенной терапией, а также с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким. Данный порядок предусматривает действия медицинских организаций при подозрении у пациента диагноза либо необходимости подбора ему альтернативного лечения.

При этом протоколом заседания врачебной комиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов от ДД.ММ.ГГГГ рассматривался вопрос о назначении препаратов по жизненным показаниям истцу, которые ранее уже назначены Лифинцевой И.А. медицинским учреждением более высокого уровня. Вопросы о замещении лекарственного препарата Терипаратид на период его отсутствия в аптечной сети по льготному обслуживанию на заседании комиссии не рассматривался. Поэтому суд считает необоснованным довод ответчика о том, что в период необеспеченности во время проведения закупочных мероприятий возможно было проведение истцу терапии бисфосфонатами. Такой вопрос не рассматривался, решение не принималось, что указывает на то, что в период проведения закупочных процедур истец осталась бы без лекарственных препаратов, если бы не приобрела их за собственные деньги.

Суд считает, что при обращении Лифинцевой И.А. в медицинское учреждение по вопросу выдачи рецепта для получения лекарственного препарата Терипаратид, с учетом имеющегося заключения врачебной комиссии медицинского учреждения 4 уровня, ей необходимо было выдать соответствующий рецепт, без проведения указанных выше консилиумов и врачебных комиссий. С учетом того, что и после принятия решений о предоставлении лекарственного препарата и направления соответствующего ходатайства в Минздрав, последним в течение длительного периода времени меры к закупке лекарственного препарата не предпринимались, госконтракт заключен ДД.ММ.ГГГГ с техническими ошибками, потребовавшими заключение дополнительного соглашения. Истцом каких-либо требований к КГБУЗ «ККБСМП » не заявлено, что не препятствует обращению ответчика в порядке регресса к данной организации, которая к участию в данном деле привлечена в качестве третьего лица.

Таким образом, суд приходит к выводу, что приобретение истцом за свой счет лекарственных препаратов, назначенных по жизненным показаниям, как до вынесения решения консилиумом от ДД.ММ.ГГГГ и рассмотрения вопроса врачебной комиссией об оформлении ходатайства в Минздрав от ДД.ММ.ГГГГ является убытками Лифинцевой И.А. и подлежит возмещению истцу в полном объеме.

Ссылка ответчика на то, что не имелось необходимости приобретать ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат <данные изъяты> поскольку истец была обеспечена до ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ препарат имелся в аптечной сети судом отвергается, поскольку доказательств того, что истец была извещена о поступлении данного препарата в аптечную сеть не представлено, рецепт не выписывался.

Указанные в отзыве ответчика обстоятельства не освобождают Министерство здравоохранения Алтайского края от ответственности по возмещению причиненных истцу убытков, учитывая, что в силу части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

С учетом изложенного, в соответствии с положениями статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации с Министерства здравоохранения Алтайского края с пользу истца подлежат взысканию денежные средства, потраченные ею на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты>

В рамках настоящего дела судом установлено, что в результате несвоевременного предоставления медицинского препарата истец была лишена возможности использовать предоставленное ей законом право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниями.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

При рассмотрении спора истец ссылался на названную совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами; неполучение в установленный законом срок необходимого ей по жизненным показаниям лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе; наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья. При этом вина ответчика установлена в ходе судебного разбирательства.

В обоснование заявленных требований о компенсации морального вреда истец ссылался на то, что она испытывает нравственные страдания обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья.

Ввиду не предоставления препарата Лифинцева И.А. была лишена возможности использовать предоставленное ей законом право на обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ей по жизненным показаниям из-за чего испытывала нравственные страдания, обусловленные переживаниями о своем здоровье, возможных отрицательных последствиях из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого ей по жизненным показаниям.

Согласно разъяснениям пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд руководствуется разъяснениями вышеуказанного Пленума, полагает справедливым и соразмерным установить размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб.

Данная компенсация подлежит взысканию в пользу истца с Министерства здравоохранения Алтайского края.

Отсутствие обеспечения указанными лекарствами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства здравоохранения Алтайского края по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем, жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарствами не могло не причинять истцу нравственные страдания.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 85 703,20 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░ 2024 ░░░░.

2-1138/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Барнаула
Лифинцева Инна Анатольевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Алтайского края
Другие
АКГУП «Аптеки Алтая»
КГБУЗ «Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи №2»
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Бирюкова Марина Михайловна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
29.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2024Передача материалов судье
05.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.03.2024Предварительное судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2024Дело оформлено
12.07.2024Дело передано в архив
15.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее