Решение по делу № 33-10245/2020 от 08.10.2020

Судья Ежова К.А.

Дело № 33-10245/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Казанцевой Е.С., Лобанова В.В.,

при секретаре Косогоровой К.Б.

рассмотрела 16 ноября 2020 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального агентства воздушного транспорта на решение Пермского районного суда Пермского края от 14 июля 2020 года по делу №2-1752/2020, которым постановлено:

исковые требования Пермского транспортного прокурора удовлетворить,

обязать федеральное казённое учреждение «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» в течение одного года со дня вступления в силу решения суда оснастить Пермскую региональную поисково-спасательную базу грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) - 1 шт., катером спасательным с мотором - 1 шт., прицепом для транспортировки катера – 1шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей - 15 шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам - 1 шт.,

обязать Федеральное агентство воздушного транспорта при недостаточности денежных средств у федерального казённого учреждения «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» осуществить финансирование для закупки вышеуказанной аварийно-спасательной техники и оборудования в тот же срок.

Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителя истца Юмшановой М.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

28 января 2020 года Пермский транспортный прокурор Уральской транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ответчикам федеральному казённому учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» (далее по тексту - ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр»), Федеральному агентству воздушного транспорта (далее по тексту – Росавиация), просил (с учётом изменения исковых требований):

- возложить обязанность на ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оснастить Пермскую региональную поисково-спасательную базу грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) - 1 шт., катером спасательным с мотором - 1 шт., прицепом для транспортировки катера - 1 шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей – 15шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам - 1 шт.

- возложить обязанность на Федеральное агентство воздушного транспорта осуществить в тот же срок финансирование ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» для закупки указанной специальной техники, аварийно-спасательного имущества и снаряжения в целях обеспечения ими Пермской региональной поисково-спасательной базы ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр».

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе ответчик Росавиация просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, считает, что не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения суда.

Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр, Федерального агентства воздушного транспорта не явились. Поскольку о времени и месте судебного заседания они были извещены заблаговременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили, Росавиация просит рассмотреть дело в отсутствие её представителя, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией на основании имеющихся в деле доказательств, Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» законодательства в сфере поиска и спасания, законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой выявлены факты недостаточного оснащения Пермской региональной поисково-спасательной базы вышеуказанной техникой, имуществом и снаряжением, необходимым для выполнения аварийно-спасательных работ.

В соответствии с Положением о Пермской региональной поисково-спасательной базе ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», утверждённым приказом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от 06.10.2016 № П-01-2016/187-4, Пермская региональная поисково-спасательная база является филиалом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» и создана в целях выполнения поисковых и аварийно - спасательных работ в Уральской зоне авиационно-космического поиска и спасания и оснащается специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с Требованиями к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации.

ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Основной деятельностью ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» является осуществление поисково-спасательных операций (работ) по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, в том числе на воде, которые проводятся аттестованными аварийно-спасательными базами, что предусмотрено пунктом 1 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации, статей 1, 6, 12 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», пункта 9 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 530, а также Приказом Минтранса России от 03.06.2014 №148.

В соответствии с пунктами 5, 6 Устава ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», утверждённого приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 06.05.2011 №236, учреждение имеет самостоятельный баланс, утверждённый Федеральным агентством воздушного транспорта, приобретает имущественные и неимущественные права, несёт обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несёт Федеральное агентство воздушного транспорта. Учреждение не отвечает по обязательствам Федерального агентства воздушного транспорта.

Пермская региональная поисково-спасательная база является филиалом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» и осуществляет проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в Уральской зоне авиационно-космического поиска и спасения. Пермская региональная поисково-спасательная база должна быть оснащена специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с Требованиями, утвержденными Приказом Минтранса России от 03.06.2014 №148.

Задачами Пермской региональной поисково-спасательная базы является, в том числе: поддержание сил и средств региональной поисково-спасательная базы в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, что следует из Положения о Пермской региональной поисково-спасательной базе ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», утверждённого приказом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от 06.10.2016 №П-01-2016/187-4.

Решением Центральной аттестационной комиссии Росавиации по аттестации поисково-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на воздушном транспорте, от 11.05.2018 Пермская региональная поисково-спасательная база аттестована на право ведения поисково-спасательных работ. На основании указанного решения Пермской региональной поисково-спасательной базе выдано свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях (л.д. 19-21 том 1).

Ведомостью оснащения Пермской региональной поисково-спасательной базы ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением (по форме Приложения №6 Требований, утверждённых Приказом Минтранса России от 03.06.2014 №148), представленной ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» на запрос Пермской транспортной прокуратуры, подтверждается факт не оснащения Пермской региональной поисково-спасательной базы необходимой для выполнения аварийно-спасательных работ вышеуказанной специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением (л.д. 47-52 том 1).

В связи с выявленными нарушениями Уральской транспортной прокуратурой в адрес ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» направлено представление от 24.01.2020 № 23-33-2020 об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, воздушного законодательства (л.д.99 оборот – 100 том 1).

Письмом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от 30.01.2020 № 97 в адрес Управления финансового обеспечения бюджетного планирования и отчётности Росавиации направлена заявка на дополнительное финансирование для приобретения специальной техники, аварийно-спасательного имущества, согласно Приказу Минтранса России от 03.06.2014 № 148, для оснащения региональных баз в сумме 387430637,70руб. (л.д.99 том 1).

Ранее в 2017 г. и 2018 г. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) в адрес ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» выносились предписания о принятии мер по устранению нарушений и приведению деятельности ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» и его филиалов, в том числе Пермской региональной поисково-спасательной базы, в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами в сфере авиационно-космического поиска и спасания (п. 12, Приложение 6 Требований, утверждённых Приказом Минтранса России от 03.06.2014 №148) (л.д. 23-25, 30-32 том 1).

Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 538, пунктов 5, 6 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 530, пункта 12 Требований, утверждённых Приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148, пришёл к правильным выводам о том, что исковые требования Пермского транспортного прокурора следует удовлетворить.

Делая такие выводы, суд обоснованно исходил из того, что действующим законодательством на ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» возложена обязанность организовать поисково-спасательное обеспечение, которое включает в себя оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.

Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.

Доводами апелляционной жалобы ответчика Федерального агентства воздушного транспорта эти выводы не опровергнуты.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что прокурор не обладал правом на судебный иск, поскольку отсутствовало нарушение прав неопределённого круга лиц, -

отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, так как отсутствие поисково-спасательного обеспечения затрагивает интересы и создаёт угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц, в связи с чем, прокурор на основании части первой статьи 45 ГПК Российской Федерации вправе был обратиться в суд с иском.

Положениями пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Кроме того, анализируя порядок проведения проверки, суд первой инстанции учёл, что решение о проведении проверки вынесено в соответствии с положениями пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и доведено в установленном порядке до сведения, уполномоченного представителя проверяемого органа (организации), в день начала проверки. Решение вынесено в соответствии с установленной формой.

Ответчиком решения, действия (бездействия) прокуратуры по проведению проверки в судебном порядке не оспаривались. Нарушения, выявленные проверкой, также стороной ответчика по делу не оспаривались.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что отсутствует в резолютивной части решения указание на то, какие конкретно действия должно провести ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» для оснащения Пермской региональной поисково-спасательной базы, -

не являются основанием для отмены решения, поскольку финансирование ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта, которые и принимает решения о надлежащем распоряжении денежными средствами.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, чтоФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» прошло предусмотренную нормативными актами аттестацию и признано способным выполнять требования по поисково-спасательному обеспечению при отсутствии указанной в иске техники, имущества и снаряжения,что, по мнению Росавиации, вполне достаточно для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, приобретение указанной в иске техники, имущества и снаряжения требует значительных денежных затрат, -

судебная коллегия признаёт несостоятельными, поскольку выявленные прокурором нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем деятельность Пермской региональной поисково-спасательной базы без необходимой для выполнения аварийно-спасательных работ вышеуказанной специальной техники, аварийно-спасательного имущества и снаряжения ведёт к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении необходимости проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований.

Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 14 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-10245/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермская транспортная прокуратура
Ответчики
ФКУ Уральский авиационный поисково-спасательный центр
Федеральное агентство воздушного транспорта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Лобанов Владимир Васильевич
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
09.10.2020Передача дела судье
16.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2020Передано в экспедицию
16.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее