Решение по делу № 2а-2383/2018 от 04.07.2018

Дело 2а-2383/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2018 года Центральный районный суд города Симферополь в составе:

председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,

при секретаре Василюк Э.М.,

с участием: представителя административного истца – Рыжих О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Злотникова Александра Феликсовича к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым о признании постановления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Злотников Александр Феликсович через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации города Симферополя Республики Крым с требованиями признать незаконным и отменить постановление Администрации города Симферополя №1351 от 02.04.2018г. «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Злотникову А.Ф.», обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав Злотникова А.Ф. путем повторного рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 128кв.м., по <адрес>

Заявленные административным истцом требования мотивированы тем, что административному истцу на основании договора купли-продажи доли жилого дома от 12.10.2013г. удостоверенного частным нотариусом Симферопольского городского нотариального округа ФИО11., перешло в собственность 20/100 долей жилого дома с соответствующей частью хозяйственных строений и сооружений, расположенных по <адрес>. Право собственности надлежащим образом зарегистрировано нотариусом в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, что подтверждается соответствующим извлечением от 12.10.2013г. индексный . Юридических совладельцев в составе домовладения не имелось, поскольку иная часть имела иной статус объекта недвижимости «квартира» которую занимает семья Картушиных. Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 18.07.2016 г. по делу разрешен гражданский иск Картушиной ФИО12, изменен статус принадлежащей им <адрес>, в <адрес> на индивидуальный жилой дом, с признанием за ними права в долях. Также данным судебным решением разрешен вопрос о прекращении права долевой собственности Злотникова Александра Феликсовича на домовладение по <адрес>, в <адрес>, в натуре на принадлежащие ему 20/100 долей выделено в частную собственность в целом жилой дом литер «Б» общей площадью 41,3кв.м., а также сарай лит.Ж, п/Ж, уборная лит. У. Таким образом, как указывает административный истец, право собственности на домовладение, расположенное по адресу по <адрес>, в <адрес>, возникло у него до 18.03.2014. Исходя из указанного выше, по мнению административного истца, у него имеется право на приобретение земельного участка в порядке части 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

В судебном заседании представитель административного истца заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме по доводам в нем изложенным.

Представитель административного ответчика Администрации города Симферополя Республики и административного соответчика Департамент развития муниципальной собственности, привлеченный к участию в деле на основании определения суда от 06.07.2018 года, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Суд полагает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов административного дела, 02 марта 2018г. Злотников А.Ф. через своего представителя Рыжих О.В. обратился в Администрацию города Симферополя с заявлением в порядке части 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015г. №66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений»об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 128кв.м., по адресу <адрес>, в <адрес>.

К заявлению Злотникова А.Ф. были приложены следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; схема расположения земельного участка; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя: копия договора купли-продажи от 12.10.2013г. с выпиской о регистрации прав, копия выписки из ЕГРН, копия решения Центрального районного суда от 18.07.2016г.; технический паспорт на домовладение и иные документы.

Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 02 апреля 2018 года Злотникову А.Ф. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 02.03.2018г. , площадью 128кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>, так как согласно приложенной выписке из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на жилой дом возникло 28.02.2017г., в связи с чем предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Проверив правомерность принятого административным ответчиком решения, судом установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее по тексту – Закон №6-ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.

Согласно статье 23 Закона №6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Частью 1 статьи 12.1 Закона №:-ФКЗ установлено, что до 18.03.2014 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым определен Законом Республики Крым от 15.01.2015г №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее по тексту - Закон Республики Крым от 15.01.2015г. №66-ЗРК/2015).

Частью 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015г. №66-ЗРК/2015 предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18.03.2014г., либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов.

Реализация вышеуказанного порядка на территории муниципального образования городской округ Симферополь осуществляется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного Постановлением Администрации города Симферополя 28.05.2015г №356 (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 3.2.1 Административного регламента снованием для начала административной процедуры является зарегистрированное управлением делопроизводства и работы с обращениями граждан администрации города заявление заинтересованного лица с приложением комплекта документов, необходимых для оказания муниципальной услуги.

Исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению и необходимых в соответствии с законодательством или иными нормативно-правовыми актами для предоставления муниципальной услуги определен в пункте 2.6 Административного регламента и составляет для физических лиц: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.

В пункте 2.7 Административного регламента также определен перечень документов, которые заявитель вправе представить вместе с заявлением.

В силу пункта 2.3 Административного регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги является издание администрацией Постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо издание администрацией Постановления об отказе в удовлетворении заявления и выдача постановления заявителю.

В соответствии с пунктом 2.9.2 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса;

- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса;

- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса.

Согласно пункту 3.6.2. Административного регламента результат предоставления муниципальной услуги либо отказ в предоставлении муниципальной услуги в течение 10 рабочих дней выдается заявителю ответственным сотрудником управления земельных ресурсов администрации города либо управления делопроизводства и работы с обращениями граждан администрации города.

Судом установлено, что согласно договору купли-продажи от 12 октября 2013г. (реестровый ) Злотникову Александр Феликсович приобрел в собственность 20/100 долей дома с надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес>.

Право собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества зарегистрировано истцом в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации прав собственности от 12.10.2013г. сформированной частным нотариусом ФИО9

В соответствии с решением Центрального районного суда г. Симферополя от 18 июля 2016г. осуществлен выдел имущества из общей собственности, при котором Злотникову Александру Феликсовичу на принадлежащие ему 20/100 долей выделено в собственность в натуре целый жилой дом литер «Б» общей площадью 41,3кв.м. также сарай лит.Ж, п/Ж, уборная лит. У, и прекращено право общей долевой собственности Злотникова А.Ф на домовладение по адресу: <адрес>. Данным судебным решением установлено, что у Злотникова А.Ф не имелось совладельцев, а в составе домовладения имелся иной тип объекта «квартира», которая принадлежит ФИО3, ФИО4, ФИО5 в соответствующих долях.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.02.2017г. право собственности на жилой дом литер «Б», общей площадью 41,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано за истцом на основании как договора купли-продажи от 12.10.2013г., но и решения Центрального районного суда г. Симферополя от 18.07.2016г., дата внесения сведений в ЕГРН – 28.02.2017г.

В силу пункта 2 статьи 8.1Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Нормами законодательства, действовавшего на территории Республики Крым на момент возникновения у административного истца права на объект недвижимого имущества, были предусмотрены аналогичные положения.

Так, согласно требованиям статьи 182 Гражданского кодекса Украины, действовавшего на момент заключения договора купли-продажи, право собственности и прочие вещевые права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Украины от 01.07.2004г. №1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» была предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество.

Согласно положениям статьи 334 Гражданского кодекса Украины право на недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации, возникает со дня государственной регистрации.

Как было установлено выше, право собственности на объект недвижимого имущества – 20/100 долей домовладения с надворными постройками по адресу: <адрес>, выдел в натуре из общей долевой собственности которого произведен в последующем, было зарегистрировано за административным истцом в электронном реестре прав собственности на недвижимое имущество в день совершения сделки 12.10.2013г., что подтверждается соответствующим извлечением от 12.10.2013г.

Согласно статье 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

В силу положений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.1980 №4 выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (ст. 252 ГК РФ).

Таким образом, выдел доли домовладения в натуре не изменил правовые основания владения административным истцом объектом недвижимого имущества. Таким правовым основанием является переход права собственности на основании договора купли-продажи, исходя из чего, право собственности возникло у административного истца на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке по адресу <адрес> – 12 октября 2013 года (с даты государственной регистрации права).

В подтверждение данной позиции свидетельствует и то обстоятельство, что согласно выписке из ЕГРН от 28.02.2017г. основанием для регистрации за административным истцом права собственности на домовладение, помимо судебного акта, первоочередно, является договор купли-продажи доли жилого дома от 12.10.2013г., номер в реестре нотариуса 2918.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа административному истцу в предварительном согласовании земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка не имелось.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования в части признания незаконными постановления Администрации города Симферополя об отказе в утверждении схемы расположения и предварительного согласования предоставления земельного участка подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение суда об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, должно содержать и указание на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В целях устранения нарушения прав административного истца суд полагает необходимым заявленные исковые требования в остальной части удовлетворить, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Злотникова А.Ф. от 02.03.2018г. об утверждении схемы расположения и предварительного согласования предоставления земельного участка с учетом установленных в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельств.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

При подаче административного иска и уточненного административного иска истцом была уплачена государственная пошлина на общую сумму 300 рублей, что подтверждено платежной квитанцией.

Учитывая, что судебное решение состоялось в пользу административного истца, понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей в силу предписаний части 1 статьи 111 КАС РФ подлежат взысканию с административного ответчика – Администрации города Симферополя Республики Крым.

Руководствуясь статьями 175-180, 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Злотникова Александра Феликсовича удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Симферополя №1351 от 02.04.2018г. «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Злотникову А.Ф.».

Обязать Администрацию города Симферополя устранить допущенные нарушения прав Злотникова Александра Феликсовича, повторно рассмотреть его заявление от 02.03.2018г. №5062/40/05-06 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка.

Взыскать с Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу Злотникова Александра Феликсовича государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей, уплаченную за подачу административного иска.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                Е.Ю.Благодатная

Мотивированное решение изготовлено 07.08.2018 года.

2а-2383/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Злотников А.Ф.
Ответчики
Администрация г.Симферополя
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Благодатная Елена Юрьевна
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
04.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2018[Адм.] Судебное заседание
07.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее