Судья Исакова Н.Н. По делу № 33а-13364/2016
Судья-докладчик Туглакова Л.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2016 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Папуши А.С.,
судей Харина Р.И. и Туглаковой Л.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства представление и.о. прокурора Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры Окульского С.А. на определение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 08 июля 2016 года о возвращении административного искового заявления Западно-Байкальского межрайонного прокурора к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконными бездействия, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Усольского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л А:
Западно-Байкальский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконными бездействия, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Усольского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов, обязании устранить допущенные нарушения.
Определением судьи от 08 июля 2016 года административный иск возвращен подателю.
Административный истец, не согласившись с указанным определением, подал на него частную жалобу, в которой просит отменить судебный акт.
В соответствии со статьей 315 КАС РФ частная жалоба рассматривается по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Возвращая административное исковое заявление Западно-Байкальского межрайонного прокурора, суд указал на то, что место нахождения государственного органа не совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия.
Поскольку юридически значимые последствия признания оспариваемого бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию наблюдательных пунктов возникнут на территории Усольского района Иркутской области, то судья пришел к выводу о неподсудности административного иска Кировскому районному суду г. Иркутска.
С таким выводом не может согласиться судебная коллегия.
Частью 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.
Частью 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Действительно в административном исковом заявлении ставится вопрос о признании незаконными бездействия, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Усольского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов, обязании устранить допущенные нарушения.
Как обоснованно указывает податель жалобы, полномочия министерства лесного комплекса Иркутской области распространяются на всю территорию Иркутской области, само министерство расположено на территории, подсудной Кировскому районному суду г. Иркутска.
Исходя из положения части 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, специальные правила территориальной подсудности спора установлены только в отношении тех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, которые расположены вне той территории, на которую распространяются их полномочия.
Вместе с тем, поскольку министерство лесного комплекса Иркутской области является государственным органом, осуществляющим свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации, то понятие территории следует определять именно исходя из уровня данного органа власти.
Таким образом, в рассмотренном случае место нахождения административного ответчика совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия, следовательно, отсутствуют правовые основания для применения части 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Территориальная подсудность спора должна быть определена исходя из общей нормы – части 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следовательно, административное исковое заявление подано с соблюдением требований о подсудности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что определение судьи первой инстанции подлежит отмене, а материал направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 08 июля 2016 года отменить; материал возвратить в суд первой инстанции со стадии принятия административного иска к производству суда.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи Р.И. Харин
Л.Г. Туглакова