Дело № 2а-669/2018
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Каретниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления ФНС России по Республике Алтай к Тарбаеву В.В. Республике АлтайРо взыскании пени по страховым взносам, восстановлении срока для взыскания задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС России по Республике Алтай обратилось в суд с административным иском к Тарбаеву В.В.. о восстановлении срока для взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в виде пени: за просрочку уплаты страховой части трудовой пенсии в сумме 5897,09 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что за несвоевременную уплату страховых взносов ответчику, являвшемуся индивидуальным предпринимателем начислены пени, направлено требование об оплате задолженности, которое в установленный срок не исполнено.
Административный истец Управление ФНС России по Республике Алтай в судебное заседание представителя не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании административный ответчик Тарбаев В.В. требования не признал, поскольку не извещался пенсионными и налоговыми органами о наличии какой-либо задолженности по страховым взносам после прекращения предпринимательской деятельности.
Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В суде установлено, что Тарбаев В.В. был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем в период с 11.09.2012 по 21.08.2013, о чем свидетельствуют сведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ), постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ органам контроля за уплатой страховых взносов предоставлена возможность принимать постановление о взыскании недоимки, пеней и штрафов в течение одного года после истечения срока исполнения требования.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом о страховых взносах сроки.
По правилам ч. 3 ст. 25 вышеуказанного Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Из вышеперечисленных положений законодательства, действовавших в период осуществления административным ответчиком предпринимательской деятельности, следует, что уплата пеней является дополнительной обязанностью плательщиков страховых взносов (помимо обязанности по уплате самих взносов). С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по взносам, то с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству и возможности принудительного взыскания истекает срок давности и по дополнительному обязательству; разграничение процедуры взыскания страховых взносов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.
В представленных административным истцом доказательствах - таблицах расчета пени, не указан период и расчет взносов, подлежащих уплате административным ответчиком, то есть отсутствуют доказательства неисполнения обязанности по уплате страховых взносов.
В требовании об уплате налога сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) №004S01170004670 УФНС России по РА не указаны сведения о сумме задолженности, на которую начислены соответствующие взыскиваемые пени, не указан период, за который начислены такие пени, а также ставка их начисления.
В соответствии с требованиями ст. ст.48, 70, 75 Налогового кодекса РФ, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию соответствующего обязательного платежа.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, если налоговые органы утратят возможность взыскания переданных им органами ПФР и ФСС России недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г., они признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ.
При установленных в суде обстоятельствах, отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Управления ФНС России по Республике Алтай к Тарбаеву В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в виде пени за просрочку уплаты страховой части трудовой пенсии в сумме 5897,09 рублей, восстановлении срока для взыскания задолженности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2018 года.