УИД 29RS0018-01-2021-005709-94
Судья: Поздеева Ю.М. | стр. 078 г, г/п 150 руб. | |
Докладчик: Бланару Е.М. | № 33-348/2022 | 3 февраля 2022 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Бланару Е.М.,
судей Сафонова Р.С. и Радюка Е.В.,
при секретаре судебного заседания Торцевой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Алексеева А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 13 октября 2021 г. (дело № 2-4004/2021) по иску Алексеева А.А. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области» о понуждении произвести перерасчет размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия
установила:
Алексеев А.А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области»), в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 1 января 2003 г. (с учетом уточнения исковых требований). В обоснование заявленных требований указал, что является получателем пенсии по выслуге лет с 20 августа 1996 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1). Письмом от 14 декабря 2020 г. его пригласили в Военный комиссариат Архангельской области на консультацию по вопросу проверки права о доплате районного коэффициента к пенсии за выслугу лет. 28 декабря 2020 г. им написано соответствующее заявление. 27 января 2021 г. он уведомлен о начислении доплаты к пенсии в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за период с 28 декабря 2019 г. по 31 января 2021 г., а также о размере пенсии с 1 февраля 2021 г. с учетом районного коэффициента 1,4 – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Таким образом, ответчик признал, что выплату пенсии за выслугу лет производил в меньшем размере, чем положено по закону.
В судебном заседании суда первой инстанции истец, его представитель Знаменская С.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Анциферов А.А. в судебном заседании суда первой инстанции просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 13 октября 2021 г. исковые требования Алексеева А.А. к ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» о понуждении произвести перерасчет размера пенсии с 1 января 2003 г. оставлены без удовлетворения.
С указанным решением не согласился истец Алексеев А.А., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом при принятии решения допущены нарушения норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Отмечает, что он не писал заявление о перерасчете пенсии с учетом районного коэффициента и такого требования к ответчику не предъявлял, а просил проверить его право выплаты районного коэффициента к пенсии за выслугу лет в большем размере. При наличии права на выплату районного коэффициента в большем размере ему бы предстояло решить вопрос о реализации или не реализации данного права. Указывает, что ответчик, несмотря на отсутствие его волеизъявления, самостоятельно произвел перерасчет размера его пенсии с применением более высокого районного коэффициента с 28 декабря 2019 г., чем признал не только его право на получение пенсии с применением районного коэффициента 1,4 с 1 января 2003 г., т.е. с момента вступления в законную силу изменений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», но и признал факт неправильного начисления ему с этого момента пенсии в меньшем размере, чем предусмотрено законом. По его мнению, суд не учел то обстоятельство, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, не требующей специального обращения пенсионера, поскольку данный перерасчет вытекает из требований закона. Считает необоснованной ссылку суда на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2002 г. Обращает внимание, что о допущенной ошибке в применении районного коэффициента к пенсии он узнал в конце января 2021 г. из письма ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» от 27 января 2021 г., из текста которого следует, что перерасчет пенсии ему произведен в связи с изменениями, внесенными в закон, а не с предоставлением им каких-либо новых документов о местах или сроках службы.
В возражениях на апелляционную жалобу военный комиссар Архангельской области Севастей А.И., ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, надлежащим образом в установленном гражданском процессуальном порядке извещенный о времени и месте его проведения, не явился, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Изучив материалы дела, исследовав в качестве нового доказательства в порядке п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» материалы пенсионного дела Алексеева А.А. №, заслушав истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы по изложенным основаниям, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в их пределах, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Алексеев А.А. с 20 августа 1996 г. исключен их списков личного состава восковой части в соответствии с приказом командира восковой части № от 17 мая 1996 г.
С 20 августа 1996 г. Военным комиссариатом Архангельской области Алексееву А.А. назначена пенсия с применением районного коэффициента 1,2 (установленному по г. Архангельску).
28 декабря 2020 г. Алексеев А.А. обратился к ответчику с заявлением о проверке права выплаты районного коэффициента к пенсии.
Ответчиком произведен перерасчет размера пенсии истца с 28 декабря 2019 г., выплачена доплата за период с 28 декабря 2019 г. по 31 января 2021 г., т.е. доплата произведена за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, в соответствии с ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
Разрешая заявленные исковые требования Алексеева А.А., суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет размера пенсии в порядке ч. 3 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, при наличие назначенного пенсионного обеспечения, носит заявительный характер, однако истец с таким заявлением в пенсионный орган Военного комиссариата до 28 декабря 2020 г. не обращался, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии основания по мотиву виновного поведения пенсионного органа для перерасчета пенсии истца с момента вступления Федерального закона от 10 января 2002 г. № 3-ФЗ в силу, то есть с 1 января 2003 г., отказав истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, находит их ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
В соответствии с п. «а» ст. 1 данного закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в «б» настоящей статьи, и их семей).
Согласно ст. 43 данного закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
К размерам пенсий в силу ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 применяются районные коэффициенты. Так, пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Статья 48 вышеназванного Закона, предусматривающая применение районных коэффициентов к размерам пенсий, была дополнена частью третьей, в соответствии с которой пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 этого Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с этим Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 этого Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Указанное изменение вступило в силу с 1 января 2003 г. (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 3-ФЗ).
Соответствующие изменения, также вступившие в силу с 1 января 2003 г., были внесены и в Постановление Правительства РФ от 22 сентября1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», п. 16.1 которого был изложен в новой редакции постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 391.
Как следует из приведенных положений законодательства, они предоставляют пенсионерам из числа военнослужащих право на исчисление пенсии с применением районного коэффициента по последнему месту службы в районах Крайнего Севера (при необходимой продолжительности службы), независимо от того, где находилось последнее место службы перед увольнением, поскольку ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 не содержит ограничений относительно момента обращения гражданина за назначением пенсии.
Пунктом «а» ч. 1 ст. 11 и ст. 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее – Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), в целях выполнения задач по обеспечению социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (п.п. 43), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.п. 44).
На основании п. 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Подпунктами 39, 40 п. 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 (далее – Положение о военных комиссариатах), определено, что основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам.
Как следует из материалов дела, Алексеев А.А., обращаясь в суд с настоящим иском, указывал на то, что перерасчёт ему пенсии за выслугу лет с применением соответствующего районного коэффициента должен быть осуществлён за весь период нарушения его пенсионных прав, то есть с момента внесения соответствующих изменений в ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, ссылаясь на вину пенсионного органа.
В силу ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в редакции, действующей на 1 января 2003 г.) при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 названного закона, и их семьям, перерасчёт пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрёл право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Федеральным законом от 10 декабря 2010 г. № 354-ФЗ в ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2011 г., согласно которым статья изложена в следующей редакции: «Перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.».
По смыслу приведённой нормы, перерасчёт пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров.
Вместе с тем, положением ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. № 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (ч. 1), 2, 17 (ч. 1), 18, 19 (ч. 1) и 55 (ч.ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения её размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретённые в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абз. 3 п. 2 постановления).
Исходя из изложенного выше обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на её перерасчёт, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или её перерасчёта, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Вместе с тем, суд первой инстанции при разрешении исковых требований Алексеева А.А. приведённые нормативные положения в их взаимосвязи, в том числе об обязанности военных комиссариатов разъяснять гражданам, уволенным с военной службы, вопросы их пенсионного обеспечения, не учел и не применил, материалы пенсионного дела истца на предмет установления указанных обстоятельств не исследовал.
Согласно ответу ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» от 19 марта 2021 г. в результате проверки пенсионного дела Алексеева А.А., установлено, что после увольнения с военной службы ему была назначена пенсия за выслугу лет с 20 августа 1996 г. на условиях и по нормам, действовавшим на день назначения пенсии, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 10 января 2002 г. № 3-ФЗ с 1 января 2003 г. Алексеев А.А. приобрел право на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента 1,4, установленного в <адрес> (на основании послужного списка личного дела), однако право на пересмотр пенсии истцом своевременно реализовано не было. После выявления указанных обстоятельств истец был приглашен в орган пенсионного обеспечения для написания соответствующего заявления.
Причем поводом к проверке пенсионного дела истца послужил запрос военной прокуратуры Северного флота, направленный в ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» в мае 2020 г. в рамках надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в целях проверки установления районных коэффициентов к пенсиям лицам, фактически не проживающим на территории Архангельской области и получающих пенсии с учетом районного коэффициента без достаточных к тому оснований.
Однако, при обращении истца 28 декабря 2020 г. к ответчику с заявлением о проверке правильности размера назначенного ему районного коэффициента им каких-либо дополнительных документов представлено не было.
При этом в п. 13 послужного списка в личном пенсионном деле Алексеева А.А. на момент назначения ему пенсии в 1996 г. указаны дислокации войсковых частей, где истец проходил военную службу, в том числе имеется указание на прохождение им военной службы в период с 27 ноября 1985 г. по 9 августа 1992 г. в войсковой части № в <адрес>, то есть в районе Крайнего Севера, а также имеются за данный период службы выписки из приказов командиров войсковых частей об убытии для дальнейшего прохождения службы в войсковую часть № в <адрес> и зачислении в списки личного состава данной войсковой части, а также в последующем об исключении истца из списков личного состава указанной части.
Таким образом, документы о дислокации войсковых частей, где проходил военную службу истец, и о периодах такой службы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имелись в материалах личного пенсионного дела Алексеева А.А. на момент назначения ему пенсии.
Как следует из ответов ответчика, перерасчет размера пенсии истца с установлением районного коэффициента 1,4 с 28 декабря 2019 г. произведен на основании пенсионного дела истца, без истребования каких-либо дополнительных документов, подтверждающих право истца на установление к его пенсии районного коэффициента в размере 1,4.
Вместе с тем, как следует из материалов пенсионного дела истца, Военным комиссариатом Архангельской области неоднократно осуществлялась проверка правильности расчета размера назначенной истцу пенсии и производился перерасчет размера его пенсии в связи с увеличением должностных окладов военнослужащих и увеличением стоимости продовольственного пайка на основании вступивших в законную силу решений Октябрьского районного суда г. Архангельска от 6 сентября 2007 г. Кроме того, 2 февраля 2010 г. ответчиком вновь произведена проверка размера пенсии истца и осуществлена доплата к пенсии за период с 1 августа 2005 г. по 28 февраля 2010 г., ввиду увеличения должностного оклада, в связи с правом на меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563.
В период с 1 января 2003 г. по декабрь 2020 г., истец, как гражданин, проходивший более 15 лет военную службу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, получавший пенсию за выслугу лет с применением районного коэффициента в меньшем размере, после введения нового правового регулирования с 1 января 2003 г. при неоднократной проверке военным комиссариатом размера пенсии истца и ее перерасчете, при наличие в материалах пенсионного дела документов, свидетельствующих о праве истца на установление к его пенсии районного коэффициента в размере 1,4, фактически был лишён гарантии материального обеспечения в положенном ему объёме и соответствующего уровня достатка, что свидетельствует о вине органа, выплачивающего истцу пенсию, в невыполнении со стороны органа пенсионного обеспечения возложенных на него обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, правах на увеличение размера пенсии, в том числе в связи с изменением законодательства.
Изложенное в полной мере соотносится с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении № 5-КГ21-119-К2 от 22 ноября 2021 г.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об отсутствии вины органа пенсионного обеспечения и, как следствие, оснований для удовлетворения исковых требований Алексеева А.А. о перерасчете размера пенсии с 1 января 2003 г., не могут быть признаны правомерными, при неправильном применении норм материального права и формальном подходе к рассмотрению настоящего дела, связанного с правом гражданина на пенсионное обеспечение в предусмотренном законом размере, что недопустимо при разрешении спора такой категории.
В такой связи решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Алексеева А.А. к ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» о понуждении произвести перерасчет размера пенсии с учетом районного коэффициента 1,4 с 1 января 2003 г.
Принимая во внимание, что стороны в соответствии с п.п. 19 п. 1 и п.п. 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем на основании ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, подлежат возмещению за счет соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 13 октября 2021 г. отметить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Алексеева А.А. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области» о понуждении произвести перерасчет размера пенсии с 1 января 2003 г. удовлетворить.
Обязать федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Архангельской области» произвести перерасчет размера пенсии Алексеева А.А. с учетом районного коэффициента 1,4 с 1 января 2003 г.
Председательствующий | Е.М. Бланару |
Судьи | Р.С. Сафонов |
Е.В. Радюк |