Дело № 2а-7606/2020
74RS0002-01-2020-007863-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2020 года г. Челябинск
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи М.А. Рыбаковой,
рассмотрев административное дело по административному иску ИФНС России по Центральному району г.Челябинска к Тюленеву ФИО3 о взыскании обязательных платежей с физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016, 2018 года в сумме 9491 рубль 00 копеек и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 37 рублей 96 копеек.
Требования по иску мотивированы тем, что в отношении ответчика в налоговый орган в электронном виде поступили сведения по форме 2-НДФЛ (справки о доходах физического лица) от налогового агента Акционерное Общество «НФТ» о сумме не удержанного налога в размере 1745 руб. с полученного налогоплательщиком дохода в сумме 4986,95 руб. за 2016 год, в сумме 7746 руб. с полученного налогоплательщиком дохода в размере 22127,72 руб. за 2018 год - с кодом дохода «2610» - Материальная выгода. полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами. полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей. (Приказ ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ М ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов"). При этом, ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате налогов, у последнего образовалась задолженность, также налоговым органом была рассчитана пеня в связи с просрочкой оплаты ответчиком налогов. Истец требует взыскать образовавшуюся задолженность по налогам и пени в указанных суммах.
Лица, участвующие в деле возражений против рассмотрения дела в порядке письменного производства не представили, ответчиком заявленные требования по существу не оспорены.
В силу ст. 291 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации административное дело рассмотрено по правилам упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы административного дела, проверив доводы заявления, суд считает административное исковое заявление ИФНС <адрес> подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее, Налогового кодекса РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 19 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно п. 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса РФ. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.
В судебном заседании установлено, ФИО1 состоит на налоговом учёте в ИФНС России по <адрес> (далее - налоговый орган) в качестве налогоплательщика, который в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.
Из материалов дела следует, что в отношении ФИО1, в налоговый орган в электронном виде поступили сведения по форме 2-НДФЛ (справки о доходах физического лица) от налогового агента Акционерное Общество «НФТ» о сумме не удержанного налога в размере 1745 руб. с полученного налогоплательщиком дохода в сумме 4986,95 руб. за 2016 год, в сумме 7746 руб. с полученного налогоплательщиком дохода в размере 22127,72 руб. за 2018 год - с кодом дохода «2610» - Материальная выгода. полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами. полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей. (Приказ ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ М ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов").
По общему правилу, исходя из положений п. 1 ст. 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее | апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее | декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В Инспекцию в электронном виде поступили сведения по форме 2-НДФЛ (справки о доходах физического лица) от налогового агента Акционерное Общество «НФТ» о сумме не удержанного налога в размере 1745 руб. с полученного налогоплательщиком дохода в сумме 4986,95 руб. за 2016 год, в сумме 7746 руб. с полученного налогоплательщиком дохода в размере 22127,72 руб. за 2018 год - с кодом дохода «2610» - Материальная выгода. полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами. полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей. (Приказ ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ М ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов").
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды является, в частности, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными кредитными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
При этом пунктом 2 статьи 212 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении соответствующего дохода определяется, в частности, как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 223 Кодекса установлено, что дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.
Таким образом, доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита).
В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НУ РФ
При прощении организацией задолженности с должника снимается обязанность по возврату суммы долга и появляется возможность распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, то есть у должника возникает экономическая выгода, предусмотренная статьей 41 НК РФ, в виде дохода в размере суммы просроченной задолженности.
Указанный доход в размере суммы прощенной задолженности подлежит налогообложению в установленном порядке. (Письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ М БС-4-11/20459@ "Об обложении налогом на доходы физических лиц" (вместе с Письмом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ М 03-04-07/60359)).
Инспекцией в личный кабинет налогоплательщика ФИО1 направлены:
1. налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате сумм НДФЛ за 2016 год, не удержанного налоговым агентом, со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
2. налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате, в том числе сумм НДФЛ за 2018 г., не удержанного налоговым агентом, со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.Факт направления уведомлений подтверждается скриншотами из личного кабинета налогоплательщика.
Итого, сумма задолженности по НДФЛ за 2016 год, подлежащая уплате, составляет 1745,00 руб. Итого, сумма задолженности по НДФЛ за 2018 год, подлежащая уплате, составляет 7746,00 руб. Общая сумма НДФЛ к уплате составляет 9491,00 руб.
Согласно ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Поскольку обязанность по уплате сумм НДФЛ за 2018 год должником в установленный срок не исполнена, на указанную сумму налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией была начислена пеня, размер которой составил 37 рублей 96 копеек.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлены требования: от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ № по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные требования были направлены налогоплательщику в личный кабинет. Факт направления требований подтверждается скриншотами из личного кабинета налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 11.2 НК РФ, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.
Упомянутое требование ответчиком исполнено не было, задолженность не погашена.
Согласно сведениям карточки расчётов с бюджетом, в настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч.1 ст. 48 НК РФ).
Статья 48 Налогового кодекса предусматривает, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговый орган в установленные законом сроки обратился с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 к мировому судье судебного участка № <адрес>.
Суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №. <адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-1719/2020 о взыскании недоимки по налогам и пени с ФИО1.
Поскольку ФИО1 в добровольном порядке требования в указанный срок не исполнила, Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением в предусмотренный законом срок – ДД.ММ.ГГГГ.
Представленный административным истцом расчет сумм НДФЛ за 2016, 2018 год судом проверен, является математически верным. Так же математически верным является расчет пени по транспортному налогу.
Административным ответчиком не представлены возражения на административное исковое заявление, не представлены доказательства оплаты налога.
Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> подлежат удовлетворению.
С ФИО1 подлежит взысканию задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016, 2018 года в сумме 9491 рубль 00 копеек и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 37 рублей 96 копеек.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требовании инспекции, то с ФИО1, в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 400 рублей 00 копеек, исчисленную в соответствии с ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г.Челябинска к Тюленеву ФИО4 о взыскании обязательных платежей с физических лиц, - удовлетворить.
Взыскать с Тюленева ФИО5 в пользу ИФНС России по Центральному району г.Челябинска, задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016, 2018 года в сумме 9 491 рубль 00 копеек и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 37 рублей 96 копеек.
Взыскать с Тюленева ФИО6 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей 00 копеек.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с ходатайством об отмене решения суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, представив в суд возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Председательствующий Рыбакова М.А.