Дело №2-2724/2018
2.152
36RS0004-01-2018-003546-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2018 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Нутрякова Николая Ивановича к ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» о взыскании оплаты за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Нутряков Н.И. обратился в суд с требованиями к ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» о взыскании с ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» в счет оплаты за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени за период с 01.11.2014г. по 01.11.2017г. в размере 80643,76 руб., денежной компенсации в возмещение морального вреда в сумме 10000 руб., мотивируя заявленные исковые требования, пояснял в иске, что он работал <данные изъяты> ПСЧ-25 по охране Россошанского района ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» (в качестве <данные изъяты>) с 01.11.2012г. по 01.11.2017г.
Приказом начальника ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» от 23.10.2017г. № 90-КУ уволен по п.3 ч.1 ст.77 Трудового Кодекса РФ.
При увольнении ему не был произведен полный расчет.
Он обращался к начальнику ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области», просил выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, когда понял, что с ним произвели неполный расчет денежных сумм, причитающихся при увольнении. Работодатель отказал в выплате причитающихся выплат в полном объеме при увольнении, сообщив письмом от 11.01.2018г. №23-4-24.
При таких обстоятельствах, истец полагает, что работодателем были нарушены положения действующего законодательства, регулирующие возникшие правоотношения, поскольку при прекращении трудового договора он не осуществил выплату всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в день увольнения.
Трудовые отношения работников МЧС России регулируются Трудовым Кодексом РФ, Приказом МЧС России от 14 марта 2005г. № 140 «Об условиях оплаты труда работников государственной противопожарной службы МЧС России», Приказом МЧС России от 28 декабря 2015г. № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России», Правилами внутреннего распорядка, Положением об оплате труда и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В необходимых случаях начальствующий состав ГПС МЧС России может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленным законодательством РФ о труде. Работа работников ГПС МЧС в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в соответствии со статьёй 153 Трудового кодекса РФ или, по их желанию, компенсируется предоставлением им другого дня отдыха. Однако возможности предоставления истцу выходных дней (отгулов) в связи со служебной обстановкой не было.
Выплаты за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни относятся к компенсационным выплатам, поскольку такая работа выполняется в условиях, отклоняющихся от нормальных. Считая, что имеет право на компенсационные выплаты в полном объеме, иное означало бы привлечение работника к принудительному бесплатному труду, что противоречит Конституции РФ, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истец уточнил заявленные исковые требования, просил взыскать с ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» в счет оплаты за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени за период с 01.11.2014г. по 01.11.2017г. 171 559,08 руб., сумму денежной компенсации причинённого морального вреда в размере 10 000 руб., денежную компенсацию в счет оплаты за работу в выходные дни (проведение и проверка занятий) за период с 01.04.2014г. по 01.11.2017г. в размере 17 184, 51руб.
В судебном заседании истец Нутряков Н.И., поддерживая заявленные исковые требования, пояснял, что систематически привлекался к исполнению трудовых обязанностей сверхустановленной нормы продолжительности рабочего времени, в праздничные и выходные дни, однако при увольнении с ним не был произведен полный расчет.
Представитель ответчика ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» по доверенности Павлова Н.Н., не признавая иска, поясняла по письменным возражениям, указывая на то, что Нутряков Н.И. был принят на работу 01.11.2012г. на должность <данные изъяты> пожарной части № 25 по охране Россошанского района федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области» с должностным окладом 13119 рублей. Уволен с должности приказом начальника ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» от 23.10.2017 № 90-КУ по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника). На дату увольнения с ним был проведен полный расчет. Ссылалась на пропуск истцом исковой давности при обращении в суд с настоящим исковым заявлением, заявляла также и об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска по существу, по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, заключение судебной бухгалтерской экспертизы, допросив эксперта Кущ О.В., приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ч. 6,10 ст. 54 ФЗ № 141 "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в ч. 1 настоящей статьи, в том числе и настоящим законом, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 73 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Как следует из материалов дела, 01.11.2012г. Нутряков Н.И. был принят на работу и с ним заключен трудовой договор №108/12, из которого усматривалось, что он принимается на должность <данные изъяты> пожарной части № 25 по охране Россошанского района федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области» на неопределенный срок. Договором была установлена 40 часовая рабочая неделя, рабочее время с 08.00 час. до 17.00 час., перерыв с 12.00 до 13.00 час., выходные дни: суббота и воскресенье; ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. За выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливалась оплата труда: должностной оклад 13119 руб., ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет; надбавка за особые условия труда; ежемесячная премия по итогам работы за месяц и годовая премия - два оклада. Заработная плата выплачивалась 15 числа и в последний календарный день месяца.
Положениями коллективного договора от 10.05.2016г., утверждённого на конференции представителей трудовых коллективов федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы» (протокол от 10.05.2016г. № 5), было установлено, что режим рабочего времени определяется Правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения его структурных подразделений, утверждёнными начальником Учреждения, а также графиками сменности. Нормальная продолжительность рабочего времени в Учреждении не могла превышать 40 часов в неделю. Учреждение работало по смешанному графику. Сверхсуточной работой, как устанавливалось, являлась работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (схемы), а при суммированном учёте рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учётный период. Работодатель должен был обеспечить точный расчет продолжительности сверх суточной работы каждого работника. Оплата сверх суточной работы должна была производиться в соответствии со ст.152 ТК РФ.
По желанию работника сверхсуточная работа вместо повышенной оплаты могла быть компенсирована предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхсуточно. Согласно договору дополнительные дни отдыха за работу сверх нормального числа рабочих часов в учетном периоде предоставляются работникам до окончания учетного периода из расчета – одно суточное дежурство за каждые 24 часа работы сверх нормы. Учетный период рабочего времени тем работникам, которым установлен суммированный учёт рабочего времени для исчисления количества рабочих часов, отработанных работником сверх нормальной продолжительности рабочего времени, был установлен сроком один год. Графики работы при суммированном учёте рабочего времени должны были составляться на учётный период и доводиться до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Порядок подсчета количества часов, отработанных работниками сверхурочно, оплаты работы в выходные и праздничные дни при суммированном учете рабочего времени определяются в соответствии с действующим законодательством, при этом при подсчете сверхсуточных часов работа в праздничные дни, произведённая сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она ранее оплачена в двойном размере. Привлечение работников к сверхсуточным работам, работам в выходные и праздничные дни допускается лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством, а также ведомственными нормативными актами в части, не противоречащей требованиям трудового законодательства.
17.07.2017г. соглашением были внесены изменения и дополнения в коллективный договор федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области» на 2016-2019г. (протокол общего собрания трудового коллектива №1).
В материалах дела также имеются Правила внутреннего трудового распорядка ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и его структурных подразделений, утверждённые приказом начальника Федерального государственного казённого учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Воронежской области» от 10.04.2017г. № 53, из которых усматривается, что для работников с ежедневным режимом работы устанавливается пятидневная (40 часовая) рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье). Для личного состава аппарата отряда - начало рабочего времени 09.00 час., перерыв с 13.00 час. до 13.45 час., с окончанием рабочего дня 18.00 час., в праздничные дни - 17.00 час., в пятницу 16.45 час.; для личного состава структурных подразделений, имеющих 5-ти дневную рабочую неделю, начало рабочего времени 08.00 час., перерыв с 12.00 час. до 13.00 час., с окончанием рабочего дня 17.00 час., в праздничные дни 16.00 час.
На тех видах работ, где объективно по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени применяется суммированный учет рабочего времени. Учетный период рабочего времени для исчисления количества часов, отработанных работником сверх нормальной продолжительности рабочего времени - один год. С целью подсчета рабочих часов в учетном периоде ведется табель учета рабочего времени. Начальник караула (лицо его замещающее) ежедневно при вступлении на дежурство представляет начальнику структурного подразделения, в штатах которого находится, список лиц, приступивших к работе, а также список лиц, отсутствующих на работе.
Ответственными за достоверность и полноту сведений назначаются начальники караулов (лица их замещающие).
Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого работника.
Кроме того, согласно материалам дела в ПСЧ - 25 действует «Положение об организации внутренней деятельности в ПСЧ -25 по охране Россошанского района ФГКУ «ОФПС по Воронежской области», которое не противоречит ранее указанным локальным нормативным актам.
В соответствии с п.2 раздела III Приложения №1 к приказу МЧС России от 22.09.2009г. №545 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» должностной оклад начальника пожарной части за период с 01.11.2014г. по 31.12.2015г. установлен в зависимости от показателей отнесения учреждения к группам по оплате труда, т.е. численности работников по штату.
В Приказ МЧС России от 22.09.2009 №545 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны" (далее - Приказ МЧС России №545), регулирующий установление систем оплаты труда работников учреждений МЧС, Приказом МЧС России №680 от 23.10.2012г. были внесены изменения. В результате внесенных изменений была выделена отдельной строкой должность начальника пожарной части Государственной противопожарной службы и в эту позицию введены должности командира военизированного горноспасательного взвода, горноспасательного военизированного пункта. Согласно данному Приказу месячный оклад начальника пожарной части (Пожарные части, центры управления силами, производственно-технические центры федеральной противопожарной службы, испытательные пожарные лаборатории федеральной противопожарной службы, учебные центры федеральной противопожарной службы, отряды технической службы, военизированные горноспасательные отряды, военизированные горноспасательные части, военизированные горноспасательные взводы, военизированные горноспасательные пункты с численностью работников от 50 до 70 чел. I группа) установлен в размере 10 910,00 руб. за период с 01.11.2014г. по 31.12.2015г.
В соответствии с п.2 раздела III Приложения №1 к приказу МЧС России от 28.12.2015г. № 700 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» должностной оклад начальника пожарной части за период с 01.01.2016г. по 01.11.2017г. установлен в зависимости от показателей отнесения учреждения к группам по оплате труда, т.е. численности работников по штату.
Согласно данному приказу месячный оклад начальника пожарной часта (Пожарные части (пожарно-спасательные части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы), центры управления силами, производственно-технические центры Государственной противопожарной службы, испытательные пожарные лаборатории Государственной противопожарной службы, учебные центры Государственной противопожарной службы, отряды технической службы, военизированные горноспасательные отряды, военизированные горноспасательные части, военизированные горноспасательные взводы, военизированные горноспасательные пункты с численностью работников от 50 до 70 чел. II группа) установлен в размере 12 927 руб. за период 01.01.2016 г. по 01.11.2017 г.
Как следует из материалов дела, Нутряков Н.И. был уволен с должности приказом начальника ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» от 23.10.2017 № 90 -КУ по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ с формулировкой «расторжение трудового договора по инициативе работника п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ» с выплатой единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года за период с 01.01.2017г. по 02.10.2017г. и 07.10.2017г. по 01.11.2017 г. в размере 100% (л.д. 6).
По утверждению стороны ответчика на дату увольнения истца с ним был проведен полный расчет.
В соответствии с положениями ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с положениями ст.22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с положениями ч.1, 2, 4 ст.91 ТК рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В соответствии с положениями ст.95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.
В соответствии с положениями ч.1, 6, 7 ст.99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
В материалы дела представлена копия Приложения №1 к приказу ФГКУ «1ОФПС по Воронежской области» и его структурных подразделений» от 10.04.2017г.№53 Правила внутреннего трудового распорядка ФГКУ «1 ОФПС по Воронежскойобласти» и его структурных подразделений», где согласно п.7.3 применяется суммированный учет рабочего времени, в случаях, где объективно по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени.
В соответствии с положениями ст. 111 ТК РФ всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
В соответствии с положениями ст.112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в РФ являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства. Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя (ст.113 ТК РФ).
Трудовой кодекс РФ не регламентирует порядок привлечения работников кдежурствам (за исключением отдельных случаев). Каждая организация согласносвоей специфике работы самостоятельно разрабатывает локальный нормативный акт,регламентирующий порядок привлечения к дежурствам. Также данный порядокосуществления дежурств может включаться в качестве составной части и вположение об организации рабочего времени и времени отдыха либо всоответствующий раздел коллективного договора или правил внутреннего трудовогораспорядка. Дополнением к названным документам должны стать составляемыепериодически (на месяц, квартал, год) графики привлечения к дежурствамконкретных работников или прописание в локальном акте логики их предоставления.
В материалы дела представлена копия Приказа №43 от 01.03.2016г. «Обутверждении Положений об оплате труда, премирования и оказания материальнойпомощи работникам Федерального государственного казенного учреждения «1 отрядфедеральной противопожарной службы по Воронежской области» и его структурныхподразделений».
22.01.2013г. МЧС России был вынесен Приказ № 32 "Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время".
В соответствии с положениями п.п.5 п. 14 Раздела IV «Основные мероприятия, выполняемые при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время» ранее указанного приказа при введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил постоянной готовности в структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России выполняются, в том числе, следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями): осуществляется оповещение и сбор руководящего состава (при необходимости организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава).
В материалы дела по запросам суда на основании ходатайств сторон также были представлены следующие локальные документы:
-Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» № 284 от 23.12.2014г. «О проведении комплекса мероприятий по подготовке к Новогодним и Рождественским праздникам, обеспечении готовности ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и подчинённых подразделений к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период с 25.12.2014г. по 11.01.2015г.». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и подчинённых подразделений на заявленный период (для сил постоянной готовности). В период действия приказа с 09.00 час. 25.12.2014г. до 09.00 час. 12.01.2015г. истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в определённые списком дни (л.д. 18-21,т.1);
-Приказ ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по ВО № 5 от 15.01.2015г. «О повышении бдительности и обеспечении готовности Главного управления к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период празднования православного праздника Крещение Господне». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ГУ МЧС РОССИИ по ВО и подчинённых подразделений на заявленный период (силами постоянной готовности). В период действия приказа с 10.00 час. 18.01.2015г. до 18.00 час. 19.01.2015г. истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в определённые списком дни (л.д. 46-48,т.1);
-Приказ ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по ВО №101 от 18.02.2015г. «О повышении бдительности и обеспечении готовности Главного управления к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в выходные и нерабочие праздничные дни 21,22,23 февраля, 7,8,9 марта 2015г.». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ГУ МЧС РОССИИ по ВО и подчинённых подразделений на заявленный период (силами постоянной готовности). В период действия приказа с 09.00 час. 21.02.2015г. до 09.00 час. 24.02.2015г.; с 09.00 час. 07.03.2015г. до 09.00час. 09.03.2015г. истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в определённые списком дни (л.д. 49-53,т.1);
-Приказ №70 от 08.04.2015г. (период действия приказа с 09.00 час. 11.04.2015г. до 09.00 час. 13.04.2015 г.);
-Приказ № 84 от 28.04.2015г. (период действия приказа с 09.00 час. 30.04.2015г. до 09.00час. 12.05.2015г.);
-Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» №109 от 11.06.2015г. «О повышении бдительности и обеспечении готовности ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и подчинённых подразделений к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период с 11 по 14.06.2015г.». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и подчинённых подразделений на заявленный период (силами постоянной готовности). В период действия приказа, 09.00 час. 11.06.2015г. по 09.00 час.15.06.2015г., истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в определённые списком дни (л.д. 54-56,т.1);
-Приказ № 223 от 02.11.2015г. (период действия приказа с 09.00 час. 03.11.2015г. по 09.00 час. 05.11.2015г.)
-Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» № 254 от 17.12.2015г. «О служебной деятельности и повышении готовности сил и средств ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и структурных подразделений в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20.12.2015 по 10.12.2016г.». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и структурных подразделений на заявленный период (для сил постоянной готовности). В период действия приказа с 09.00 час. 25.12.2014г. до 09.00час. 12.01.2015г., истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в определённые списком дни (л.д. 22-24,т.1);
-Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» №27 от 12.02.2016г. « Об усилении бдительности и обеспечении готовности ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и структурных подразделений к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в выходные и нерабочие праздничные дни 21,22,23 февраля и 5,6,7,8 марта 2016г.». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и структурных подразделений на заявленный период (для сил постоянной готовности). В период действия приказа с 09.00 час. 20.02.2016г. до 09.00 час. 24.02.2016г.; с 09.00 час. 05.03.2016г. до 09.00 час. 09.03.2016г., истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в определённые списком дни (л.д. 28-30,т.1);
- Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» № 84 от 27.04.2016г. «О повышении бдительности и обеспечении готовности ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и структурных подразделений к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период с 30 апреля по 04 мая и с 07 по 10 мая 2016г.». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и структурных подразделений на заявленный период (силами постоянной готовности). В период действия приказа, с 09.00 час. 30.04.20146г. до 09.00 час. 04.05.2016г.; с 09.00 час. 07.05.2016г. до 09.00 час. 10.05.2016г., истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в определённые списком дни (л.д. 34-37,т.1);
- Приказ №117 от 06.06.2016г. (период действия приказа с 09.00 час. 11.06.2016г. по 09.00 час. 14.06.2016г.)
-Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» №177 от 26.08.2016г. «О повышении бдительности и обеспечении готовности ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и структурных подразделений к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период проведения Дня Знаний». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и структурных подразделений на заявленный период (для сил постоянной готовности). В период действия приказа с 08.00 час. 01.09.2016г. до 20.00 час. 01.09.2016г., истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в определённые списком дни (л.д. 137-142,т.1);
- Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» №186 от 12.09.2016г. «О повышении бдительности и обеспечении готовности ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и структурных подразделений к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в единый день голосования 18 сентября 2016г.». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и структурных подразделений на заявленный период (для сил постоянной готовности). В период действия приказа, с приказа с 09.00 час. 17.09.2016г. до 09.00 час. 19.09.2016г., истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в определённые списком дни (л.д. 41-43,т.1);
- Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» №212 от 01.11.2016г. «О служебной деятельности, повышении бдительности и обеспечении готовности ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и структурных подразделений к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период празднования Дня народного единства». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и структурных подразделений на заявленный период (для сил постоянной готовности). В период действия приказа с 09.00 час. 04.11.2016г. до 09.00 час. 07.11.2016г, истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в определённые списком дни (л.д. 44-45,т.1);
-Приказ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» №235 от 19.12.2016г. «О служебной деятельности и повышенной готовности сил и средств ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и структурных подразделений в период с 25.12.2016г. по 15.01.2017г.»; Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ на период предпраздничных, праздничных дней. В период действия приказа с 09.00 час. 25.12.2016г. до 09.00 час. 16.01.2017г. истец, как начальник части назначался ответственным за его исполнение.
-Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» №8 от 12.01.2017г. «Об обеспечении готовности ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и структурных подразделений к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период празднования православного праздника Крещение Господне». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и структурных подразделений (для сил постоянной готовности) на заявленный период. В период действия приказа с 10.00час. 18.01.2017г. до 18.00 час. 19.01.2017г., истец, как начальник части назначался ответственным за его исполнение (л.д. 16-17,т.1);
-Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» №29 от 17.02.2017г. «О повышении бдительности и обеспечении готовности ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и структурных подразделений к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в выходные и нерабочие праздничные дни 22,23,24,25,26 февраля и 7,8 марта 2017г.». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и его структурных подразделений на заявленный период (силами постоянной готовности). В период действия приказа с 09.00 час. 22.02.2017г. до 09.00 час. 27.02.2017г.; с 09.00 час. 07.03.2017г. до 09.00 час. 09.03.2017г. истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение в даты согласно списку (л.д. 31-33,т.1).
-Приказ ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по ВО №179 от 11.04.2017г. «О повышении бдительности и обеспечении готовности Главного управления и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период с 15 по 16.04.2017». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ на заявленный период. В период действия приказа с 09.00 час. 15.04.2017г. до 09.00 час. 17.04.2017г. истец, как начальник части назначался ответственным за его исполнение (л.д. 182-191).
-Приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» №66 от 26.04.2017г. «О повышении бдительности и обеспечении готовности ФГКУ «1 отряд ФПС по ВО» и структурных подразделений к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период с 28 апреля по 02 мая и с 05 мая по 10 мая 2017г.». Приказом вводился режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» и структурных подразделений на заявленный период. В период действия приказа с 09.00 час. 28.04.2017г. до 09.00 час. 02.05.2017г.; с 09.00 час. 05.05.2017г. до 09.00 час. 10.05.2017г., истец, как начальник части, назначался ответственным за его исполнение (л.д. 25-24,т.1);
-Приказ №167 от 28.08.2017г. (период действия приказа с 08.00 час. до 20.00 час. 01.09.2017г);
-Приказ ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по ВО № 280 от 06.06.2017г. «О повышении бдительности и обеспечении готовности Главного управления и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период с 09 по 12 июня 2017г.», вынесенный в целях обеспечении готовности к оперативному реагированию на возможные чрезвычайные ситуации и руководству их ликвидацией в заявленный период. Режим повышенной готовности не вводился (л.д. 10, 175 т.1).
Из части 4 ст.91 ТК РФ усматривается обязанность работодателя по ведению учета отработанного работниками времени. Для учёта рабочего времени предусмотрены унифицированные формы табеля учета использования рабочего времени (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»).
Межу тем, из предоставленных в материалах настоящего гражданского дела табелей учета использования рабочего времени истца за оспариваемые периоды не усматриваются факты выполнения работником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. При этом суд особо отмечает, что табели учета использования рабочего времени подписаны самим Нутряковым Н.И. как <данные изъяты> части, из чего следует, что, подписывая данные документы, он подтверждал достоверность указанных в них сведений.
Кроме того, заключением проведенной ФБУ ВРЦСЭ в рамках настоящего дела судебной экспертизы от 28.09.2018г. №7783/6-2 также установлено, что выплата истцу заработной платы за вышеуказанный период на основании табелей учета рабочего времени и положениями трудового договора произведена верно.
Вместе с тем, из ранее указанных Приказов за 2014-2017гг., на которые ссылается истец в обоснование своей позиции, усматривается, что фактически данными приказами структурные подразделения ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по ВО переводились в режим повышенной готовности, определялись должностные лица, ответственные за их исполнение на вверенной им территории.
Согласно приложению к приказам были определены конкретные места дежурств личного состава, однако, что касается ответственных должностных лиц в подразделениях, то в данных приложениях указаны их сотовые телефоны для связи с ними, из текста нескольких приказов усматривается лишь запрет, возложенный на начальников местных гарнизонов пожарной охраны, в период их действия выезжать за пределы закреплённых территорий ( л.д. 19, т.1).
Из Приказа МЧС России от 22.01.2013г. №32 "Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время" следует, что режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - режим функционирования структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организаций МЧС России, при котором при угрозе возникновения ЧС они приводятся в готовность к применению по предназначению.
Введение для сил МЧС России режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ осуществляется как при функционировании органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) в режиме повседневной деятельности, так и при введении для органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности по двум вариантам согласно расчету сил и средств при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время:
а) режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводится для органов управления и сил постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования (далее - силы постоянной готовности);
б) режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводится для полного состава сил - при угрозе возникновения ЧС и необходимости принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Силы постоянной готовности - составная часть сил и средств МЧС России, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный короткий срок аварийно-спасательных работ в зонах ЧС как в России, так и за рубежом.
Решение на введение режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил постоянной готовности или полного состава сил принимается соответствующим руководителем на основании данных оценки обстановки в зоне возможной ЧС и анализа достаточности (возможностей) сил и средств для принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС.
В соответствии с п. 14 Приказа МЧС России от 22.01.2013г. № 32 при введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для органов управления и сил постоянной готовности в структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России выполняются следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями), в том числе, осуществляется оповещение и сбор руководящего состава (при необходимости организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава (п.п.а).
При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для полного состава сил МЧС России в структурных подразделениях центрального аппарата, территориальных органах МЧС России, подразделениях ФПС, СВФ, АСФ, ВГСЧ, ГИМС и организациях МЧС России, в дополнение к мероприятиям, указанным в пункте 4.1, органы управления переводятся на усиленный режим работы (организуется круглосуточное дежурство лиц руководящего состава, а также, по решению соответствующего руководителя, должностных лиц органа управления); организуется усиление оперативных дежурных смен органов управления, дежурных смен подразделений (при необходимости); силы постоянной готовности, оперативные группы направляются в зону возможных ЧС (при необходимости) и т.д.
Между тем стороной истца не представлено суду допустимых доказательств того, что при введении ранее обозначенными Приказами режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ имелась необходимость и было организовано круглосуточного дежурство лиц руководящего состава (истца). Напротив, режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ вводился не для полного состава сил, а для сил постоянной готовности, что само по себе не предусматривало одномоментного перевода органов управления на усиленный режим работы с организацией круглосуточных дежурств лиц руководящего состава.
Необходимого для этого решения должностного лица органа управления не принималось, не имеется его и в материалах дела.
Более того суд отмечает, что вводимые режимы ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ в основном обуславливались лишь возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций в основном в дни государственных праздников и знаменательных дат (Новый год, Рождество, Крещение Господне, и т.д.), а ни их возникновением, а потому принятие таких экстренных мер как введение усиленного режима работы с организацией круглосуточного дежурства лиц руководящего состава не требовалось.
Согласно пунктам 120, 121 Инструкции, утвержденной Приказом МЧС РФ от 03.11.2011г. № 668, сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного рабочего времени только по письменному приказу руководителя соответствующей организации МЧС России с предоставлением соответствующих компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. Предоставление компенсаций сотрудникам за выполнение служебных обязанностей сверх установленного законом рабочего времени, за службу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за службу в ночное время осуществляется в установленном законодательством порядке.
Кроме того Приказом МЧС России от 11.02.2016 г. № 56 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты сотрудников и работников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы МЧС России", установлено, что сотрудникам ФПС при нахождении на службе в нерабочие выходные и праздничные дни в соответствии со сменным режимом работы предоставляются в течение 30 суток дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности (отгулы) (в качестве компенсации за переработку) (п. 2).
С соответствующими рапортами о предоставлении ему дополнительных дней отдыха/компенсации Нутряков Н.И. за весь указанный в исковом заявлении период не обращался, доказательств обратного истцом не представлено и не имеется в материалах дела.
Кроме того суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, приходит к выводу о том, что нормативно-правовыми актами, регулирующими прохождение службы в федеральной противопожарной службе, не предусмотрена денежная компенсация за сверхурочную работу, поскольку она заменяется предоставлением служащему дополнительных дней отдыха, о чем в частности свидетельствует подпункт "б" п. 19 Приказа МЧС России от 07.06.2017г. № 244 "О дополнительных мерах по повышению социальной защищенности, обеспечению комфортных условий труда и службы личного состава МЧС России", который предписывает начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации принять меры по усилению социальной защиты сотрудников и работников ФПС ГПС, обеспечить предоставление сотрудникам отгулов при нахождении их на службе в нерабочие выходные и праздничные дни, исключить начисление и выплаты денежных средств на эти цели.
Таким образом обозреваемые судом в ходе рассмотрения гражданского дела табели учета рабочего времени за период с 01.11.2014г. по 01.11.2017г., журналы учета занятий по подготовке дежурной смены, посещаемости и успеваемости личного состава 1-го караула ПСЧ - 25 по охране Россошанского района ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области за 2014 г., г., 2016 г., 2017 г. с расписаниями занятий по профессиональной подготовке с личным составом дежурных караулов ПЧ -25 по охране Россошанского района за период с 2014 г. по 2017 г.; книги службы ПСЧ - 25 по охране Россошанского района ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» на 2014 г., 2015 г., г, 2017 г., в совокупности с ранее указанными Приказами о повышении бдительности ФГКУ «ОФПС по Воронежской области» по основной деятельности за период с 2014г. по 2017г. не свидетельствуют об обоснованности требований истца. Иных достоверных и допустимых доказательств в подтверждение своей правовой позиции истцом не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие какого – либо документального подтверждения фактов выполнения работником служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, суд полагает необходимым отказать Нутрякову Н.И. в удовлетворении иска в полном объеме.
Согласно положениям ч.4 ст.73 ФЗ №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Федеральным законом от 03.07.2016г. № 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда", вступившим в силу с 03.10.2016г., статья 392 ТК РФ дополнена новой частью второй.
Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ (в редакции, действующей после изменений, внесенных ФЗ N 272-ФЗ от 03 июля 2016 г.) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с ч.3 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Поскольку в силу ст. 2 ФЗ от дата N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации, то в связи с отсутствием в ст. 73 ФЗ от дата N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулирования вопроса о сроке обращения работника за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае также подлежит применению годичный срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ).
С учетом изложенного к периодам с ноября 2014г. по 02.10.2016г. (в течение трех месяцев со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права) (в ред. до ФЗ 03.07.2016 N 272-ФЗ) и с 03.10.2016г. по 10.04.2017г. (в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм) суд полагает возможным применить вышеуказанные сроки исковой давности, поскольку о предполагаемом нарушении своих прав на получение заработной платы с учетом сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.11.2014г. по 01.11.2017г. истец узнал в момент получения им заработной платы; приказ о его увольнении со службы был издан 23.10.2017г., тогда как настоящее исковое заявление подано в суд 10.04.2018г., то есть со значительным пропуском срока обращения с иском в суд (применительно к периодам с 01.11.2014г. по 10.04.2017г.) в отсутствие каких-либо уважительных причин, что также является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что реализация права на предоставление компенсационных выплат или дней отдыха за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни возможна только при наличии волеизъявления должностного лица в форме заявления (рапорта), направляемого в порядке подчинённости, доказательств наличия которых за заявленный в иске период с 10.04.2017г. по 01.11.2017г. суду не представлено и не имеется в материалах дела.
С учетом изложенного, поскольку нарушений трудовых прав истца судом при рассмотрении данного гражданского дела установлено не было, суд не усматривает оснований и для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, предусмотренной ст. 237 ТК РФ.
ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ обратилось в суд с заявлением о взыскании в пользу учреждения расходов по проведению судебной бухгалтерской экспертизы в размере 22386 руб., указывая, что до настоящего времени оплата за проведение экспертизы сторонами не произведена.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов; дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.
Эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
Согласно доводам ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ, изложенным в заявлении, неоплаченная стоимость проведения судебной экспертизы по гражданскому делу составила 22386 руб.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из содержания указанных норм следует, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Поскольку в удовлетворении исковых требований Нутрякова Н.И. отказано в полном объеме, в пользу ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ с Нутрякова Н.И. подлежит взысканию 22386 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Нутрякова Николая Ивановича к ФГКУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» о взыскании оплаты за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, компенсации морального вреда - отказать.
Взыскать с Нутрякова Николая Ивановича в пользу ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ расходы за производство судебной экспертизы в сумме 22 386 рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Пономарева Е.В.
Решение принято в окончательной форме 24 октября 2018г.