Дело № 2 – 226
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Суксун 07 сентября 2011 года
Суксунский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ярушина И.В., с участием
зам. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
при секретаре Кузнецовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суксунского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Администрации Суксунского муниципального района (далее – Администрация) - в части не опубликования Постановления Главы Администрации № от 31.07.2007 г. «Об укреплении платежной и налоговой дисциплины», и Положения о межведомственной комиссии по укреплению платежной и налоговой дисциплины, утвержденного вышеуказанным Постановления Главы Администрации; возложении на Администрацию Суксунского муниципального района обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение – обнародовать в установленном порядке Постановление и Положение,
у с т а н о в и л:
Прокурор Суксунского района обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просил:
- признать незаконным бездействие Администрации Суксунского муниципального района, выразившееся в не опубликовании Постановления Главы Администрации № 15 от 31.07.2007 г. «Об укреплении платежной и налоговой дисциплины», и Положения о межведомственной комиссии по укреплению платежной и налоговой дисциплины, утвержденного вышеуказанным Постановления Главы Администрации;
- возложении на Администрацию Суксунского муниципального района обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение – обнародовать в установленном порядке Постановление и Положение, опубликовав их в районной газете «Новая жизнь».
В обоснование своих требований прокурор указал, что вышеуказанные Постановление и Положение по своему характеру являются нормативными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц, в том числе граждан, и, следовательно, в соответствии с требованиями ст.15 Конституции РФ, Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава Суксунского муниципального района подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения в установленном порядке, в данном случае – в районной газете «Новая жизнь». Ни Постановление, ни Положение обнародованы не были, тем не менее, применяются на территории Суксунского района. Прокурор полагает, что обязанность по обнародованию указанных актов лежит на органе, их принявшем – Администрации района, поскольку иной порядок не установлен.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивает.
Представитель Администрации Суксунского муниципального района в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Суд не принимает во внимание ссылки прокурора в заявлении на несоответствие некоторых норм Положения требованиям действующего законодательства, т.к. предметом обжалования содержание Постановления или Положения не является.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Суд исходит из того, что установленный ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ, прокурором не пропущен. Этот срок исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о нарушении прав и свобод. О факте неопубликования Постановления и Положения прокурору стало известно 10.08.2010 г., когда в прокуратуру Суксунского района поступили ответы редактора газеты «Новая жизнь» и Администрации района о том, что Постановление и Положение не были обнародованы и опубликованы в средствах массовой информации.
Постановление органа местного самоуправления и утвержденное им Положение о межведомственной комиссии по укреплению платежной и налоговой дисциплины касается прав налогоплательщиков (юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей). Однако, Постановление и Положение не доведены до сведения граждан в установленном законом порядке, тем самым созданы препятствия к осуществлению ими прав.
Таким образом, заявление предъявлено прокурором в суд в рамках действующего гражданского процессуального законодательства.
Далее, нормативный правовой акт – это официальный документ, изданный в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления либо должностным лицом, устанавливающий правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение.
Согласно ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация представляет собой исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия; согласно ст. 50 Устава глава администрации муниципального района осуществляет общее руководство деятельностью администрации… по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации. В силу ст. 81 Устава постановление, вынесенное главой администрации района – это нормативный правовой акт.
В силу ст. 43 ФЗ-131 «Об общих принципах…» глава местной администрации… издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления…
Согласно ст. 74 Устава «Муниципальные правовые акты», по вопросам местного значения… органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального района принимаются муниципальные правовые акты…
В силу ст. 75 Устава в систему муниципальных правовых актов муниципального района входят как постановления и распоряжения главы администрации муниципального района, так и постановления и распоряжения иных органов местного самоуправления.
Таким образом, в данном случае по вопросам, отнесенным к полномочиям местной администрации, от имени администрации глава администрации издал правовой акт в пределах своей компетенции.
О нормативном характере Постановления свидетельствует и утвержденное им Положение, которое регулирует отношения в области налогов и сборов в том числе с участием граждан, что свидетельствует о его нормативно-правовой природе.
Таким образом, Постановление и Положение отвечают всем признакам нормативного правового акта органа местного самоуправления, принятого в пределах компетенции этого органа уполномоченным лицом и в установленном порядке.
Не опубликование Постановления и Положения не меняет их нормативно-правовой природы, а свидетельствует о нарушении действующего законодательства со стороны органа местного самоуправления, что и просит устранить прокурор в своем заявлении.
Поскольку Постановление и Положение являются нормативными правовыми актами, затрагивающими права граждан, которые применяются, то в силу ст. 15 Конституции РФ, гласящей, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права… человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, они подлежат публикации, т.к. в силу ст. 83 Устава, правовые акты, затрагивающие права… человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); муниципальные правовые акты муниципального района, подлежащие в соответствии с действующим законодательством официальному опубликованию (обнародованию), публикуются в районной газете «Новая жизнь» и (или) размещаются на официальном сайте Суксунского муниципального района.
Суд исходит из того, что в данном случае оспаривание бездействия органов местного самоуправления подразумевает не вмешательство в деятельность этих органов, а способ защиты нарушенных прав и свобод граждан.
В соответствии со ст.47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Специального положения, регламентирующего порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов, в Суксунском районе не принято. При таких обстоятельствах суд полагает, что обязанность по опубликованию нормативного правового акта должна быть возложена на тот орган местного самоуправления, от имени которого исходит этот акт.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения данного решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь изложенным и ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации Суксунского муниципального района, выразившееся в не опубликовании Постановления Главы Администрации № 15 от 31.07.2007 г. «Об укреплении платежной и налоговой дисциплины», и Положения о межведомственной комиссии по укреплению платежной и налоговой дисциплины, утвержденного вышеуказанным Постановления Главы Администрации.
Обязать Администрацию Суксунского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение: опубликовать в районной газете «Новая жизнь» и (или) разместить на официальном сайте Суксунского муниципального района указанные Постановление и Положение в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий подпись И.В. Ярушин