Дело № 33-352/2015
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 января 2015 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.
судей Абубакировой Р.Р.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре ФИО12
рассмотрела в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Шугурова Р.Д., Мурзабулатова М.Х., Биккулова Ю.Т., Садиковой М.Г., Казакбаева Ф.К., Бускунова Р.М., Бускунова Н.М., Шугурова Р.Р., Кадыровой Ф.А., Умуткужиной Г.Г., Кагарманова З.Н. к администрации муниципального района Абзелиловский район РБ, администрации сельского поселения Халиловский сельсовет MPАбзелиловский район РБ о признании права на получение помощи как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, включении в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации по апелляционной жалобе Шугурова Р.Д., Садиковой М.Г., Бускунова Н.М., Кадыровой Ф.А., Мурзабулатова М.Х., Казакбаева Ф.К., Бускунова Х.М., Умуткужиной Г.Г., Биккулова Ю.Т., Бискунова Р.М., Шугурова Р.Р., Кагарманова З.Н. на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Шугурова Р.Д., Мурзабулатова М.Х., Биккулова Ю.Т., Садиковой М.Г., Казакбаева Ф.К., Бускунова Р.М., Бускунова Н.М. Шугурова Р.Р., Кадыровой Ф.А., Умуткужиной Г.Г., Кагарманова З.Н. к Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ, администрации сельского поселения Халиловский сельсовет MPАбзелиловский район РБ о признании права на получение помощи как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, включении в список на получение в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации отказать.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1, Мурзабулатов М.Х., Биккулов Ю.Т., Садикова М.Г., Казакбаев Ф.К., Бускунов Р.М., Бускунов Н.М., Шугуров Р.Р., Кадырова Ф.А., Умуткужина Г.Г., Кагарманов З.Н. обратились в суд с иском к Администрации СП Халиловский сельсовет МР Абзелиловский район РБ, Администрации МР Абзелиловский район РБ о признании на ними права на получение помощи, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование иска указано, что с дата по дата в адрес РБ произошла чрезвычайная ситуация, в результате сильных и длительных дождевых осадков случился «дождевой паводок». Постановлением главы администрации адрес было объявлено положением чрезвычайной ситуации и определены зоны бедствия. В результате вышеуказанного дождевого паводка имуществу истцов был причинен значительный ущерб. Обстоятельства случившегося были обследованы рабочей комиссией по определению ущерба от паводка. Был установлен факт причинения ущерба от паводка, однако, несмотря на это рабочая группа по обследованию повреждений и оказанию помощи, а затем межведомственная комиссия по обследованию повреждений и оказанию помощи, рассмотрев заявление истцов, не включила их в основной список лиц, пострадавших от паводка. Истцы также не были включены в дополнительные списки лиц пострадавших от паводка.
Между тем, другие жители д. Ишбулдино были включены в основной список и получили полагавшиеся по действующему законодательству компенсации и выплаты.
Истцы полагают данное обстоятельство несправедливым, поскольку все жители д.Ишбулдино пострадали и их имуществу был причинен материальный ущерб.
На основании вышеуказанного, истцы просят признать на ними право на получение помощи, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и обязать включить в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в точном соответствии с нормами материального права. В силу п. 3 данного же Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, связи с тем, что в нарушение ч.1 ст.199 ГПК РФ судьей по выходу из совещательной комнаты оглашена резолютивная часть решения суда, однако в материалах дела она отсутствует.
Согласно п. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются случаи, когда решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело.
Из протокола судебного заседания, в котором постановлено обжалуемое решение суда, видно, что суд вынес и огласил резолютивную часть решения суда (лист дела ...), однако в материалах дела резолютивная часть решения суда отсутствует, что фактически свидетельствует о том, что в судебном заседании дата решение не выносилось и не оглашалось.
Указанное нарушение норм процессуального права в силу пункта 5 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Истцы, Администрация СП Халиловский с/с МР адрес РБ, Администрация МР адрес РБ, третьи лица, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель Шугурова Р.Д., Мурзабулатова М.Х., Биккулова Ю.Т., Садиковой М.Г., Казакбаева Ф.К., Бускунова Р.М., Бускунова Н.М., Шугурова Р.Р., Кадыровой Ф.А., Умуткужиной Г.Г., Кагарманова З.Н. – Хайруллин С.Г. просил удовлетворить исковые требования, суду пояснил, что истцы пострадали от паводка, рабочая комиссия установила факт повреждения имущества истцов, администрация СП Халиловский с/с должна была составить список потерпевших от чрезвычайной ситуации и представить в администрацию Абзелиловского района Республики Башкортостан. Истцы неоднократно обращались в администрацию сельского совета и администрацию муниципального района о включении их в список пострадавших, обещали включить в дополнительный список, однако их требования остались без разрешения.
Представитель ГУ МЧС России по РБ ФИО17 исковые требования истцов не признала по основаниям, указанным в возражении на иск.
Рассматривая, в силу положений части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, настоящее гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 Федерального конституционного закона от дата N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от дата N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также ст. 18 Закона Республики Башкортостан от дата "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от дата "О чрезвычайном положении".
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт "г" п. 9 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью).
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата N 118 утверждено Положение о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд). Резервный фонд образуется для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на территории Республики Башкортостан.
Подпункты 6, 8 п. 4.1 Положения предусматривают, что средства резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам (из расчета до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью); (в ред. Постановления Правительства РБ от дата N 42), оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета: за частично утраченное имущество - 25 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в августе 2013 года в результате комплекса неблагоприятных погодных явлений (выпадение ливневых осадков) на территории адрес Республики Башкортостан сложилась ситуация (далее ЧС), которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с подтоплением жилых домов, приусадебных участков, размывом и разрушением дорог адрес, материальный ущерб составил более 5 млн. рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от дата N 1431-р в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года, в том числе на территории Республики Башкортостан ливневых дождей, сопровождавшихся паводками предусмотрено оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС и финансовой помощи гражданам, утратившим в результате ЧС имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 750.
Данным распоряжением Правительство РФ обязало Правительство Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации представить в МЧС России:
а) сводные данные о гражданах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи;
б) сводные данные о гражданах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества;
в) список объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Вышеназванным распоряжением Правительства Российской Федерации Правительству Республики Башкортостан выделено из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования в размере до ... руб., в том числе до .... руб. на оказание гражданам единовременной материальной помощи, до .... руб. на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества, до ... руб. на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества.
Пунктом 4 данного распоряжения постановлено Минфину России перечислить бюджетные ассигнования, указанные в п. 3 настоящего распоряжения, соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации на основании представленных МЧС России в Минфин России списков, предусмотренных пунктом 2 настоящего распоряжения.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации MP адрес от дата №... утвержден состав комиссии муниципального района адрес РБ по обследованию повреждений и подготовки обосновывающих материалов по оказанию помощи пострадавшим в результате ЧС (л.д. ...).
Постановлением главы администрации МР адрес РБ №... от дата определены границы зоны ЧС на территории адрес РБ. Межведомственной комиссии по обследованию повреждений и подготовки обосновывающих материалов по оказанию помощи пострадавшим в результате ЧС поручено включить в список пострадавших в результате ЧС всех граждан, зарегистрированных и постоянно проживающих в жилых помещениях, находящихся в границах зоны ЧС (л.д. ...).
Из решения Совета сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата №... «О создании рабочей группы сельского поселения Халиловский сельсовет по обследованию повреждений и подготовки обосновывающих материалов по оказанию помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» следует, что в начале дата года на территории сельского поселения Халиловский сельсовет прошли проливные дожди, оказались подтопленными жилые дома и хозяйственные постройки жителей д.Ишбулдино, повреждены мосты, дорожные покрытия.
С целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации совет сельского поселения утвердил состав рабочей группы сельского поселения Халиловский сельсовет по обследованию повреждений и подготовки обосновывающих материалов по оказанию помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. В состав рабочей группы вошли: ФИО18 депутат Совета СП Халиловский сельсовет, ФИО19депутат Совета СП Халиловский сельсовет, ФИО20 землеустроитель СП Халиловский сельсовет, ФИО21 фельдшер Ишбулдинского ФАП, ФИО22 староста д. Ишбулдино.
Факт причинения истцам и членам их семьи ущерба в результате чрезвычайной ситуации «дождевого паводка» подтверждается актами обследования поврежденных объектов. Данные акты составлены и подписаны членами рабочей группы, утвержденной решением Совета сельского поселения Халиловский сельсовет от дата №... Заключением рабочей группы отмечены повреждения фундаментов жилых домом, частичное потопление приусадебных участков истцов. С заключением рабочей группы согласны и пострадавшие, о чем свидетельствуют их подписи.
Отсутствие подписи депутата совета СП Халиловского сельсовета ФИО18 в актах обследования поврежденного объекта у ФИО4, ФИО1, ФИО7, ФИО9, ФИО10 не свидетельствует о недействительности результатов проверки, поскольку акт подписан остальными членами рабочей группы.
Представленные истцами акты поврежденных объектов в результате дождевого паводка стороной ответчика не оспорены, недействительными не признаны.
Отсутствие в данных актах стоимости поврежденного имущества не является основанием для отказа в иске, поскольку согласно решения Совета сельского поселения Халиловский сельсовет от дата №... обследование повреждений и подготовка обосновывающих материалов по оказанию помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации является обязанностью созданной данным решением рабочей группы.
Довод стороны ответчика о том, что режим чрезвычайной ситуации в д. адрес РБ был введен с целью оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера регионального масштаба, что не означает наступление ответственности ответчиков по возмещению ущерба, является несостоятельным, поскольку материалами дела подтверждается, что на территории д. Ишбулдино имелись последствия чрезвычайной ситуации, данный населенный пункт, в том числе адрес, внесен в границы зоны чрезвычайной ситуации на территории адрес РБ постановлением главы администрации муниципального района адрес РБ от дата №...
Решением Совета сельского поселения Халиловский сельский Совет муниципального района адрес РБ от дата №... также подтверждается, что в результате проливных дождей оказались подтопленными жилые дома и хозяйственные постройки жителей адрес
Более того, из оглашенных показаний свидетеля ФИО23, предупрежденного по статье ... УК РФ об уголовной ответственности усматривается, что он как депутат находился в адрес. Видел, что дома истцов были затоплены, фундаменты домов были разрушены, не осталось ни картошки, ни сена (л.д....).
Исследованными судом фотографиями также подтверждается, что д. адрес РБ. находилась в зоне чрезвычайной ситуации.
Из постановления главы администрации муниципального района адрес РБ от дата №... следует, что соседние с истцами дома включены в зону чрезвычайной ситуации. Доказательств о том, что дома и приусадебные участки истцов не были в зоне затопления, суду не представлено.
Из материалов дела следует, что истцы являются собственниками поврежденных жилых домов и земельных участков, расположенных в РБ, адрес д. адрес что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на земельные участки и жилые дома, а также выписками из похозяйственных книг, выданных администрацией сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о том, что данные истцы имеют право собственности на жилые дома, расположенные в РБ, адрес д. адрес
Доказательств о том, что истцы и члены их семей не проживают, не зарегистрированы в указанных жилых домах, суду не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждено и не оспаривалось ответчиками, что истцы и члены их семей проживают и зарегистрированы по адресам, указанными в иске.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцы представленными документами, перечисленными выше, доказали обоснованность требований о признании права на получение компенсации от последствий стихийного бедствия и включения в список пострадавших лиц.
Ответчиками в свою очередь каких-либо доказательств, опровергающих доводы истцов, суду не представлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в составе семьи с ФИО24, ФИО25, ФИО25,ФИО26; ФИО2 в составе семьи с ФИО27, ФИО28, ФИО27; ФИО4 в составе семьи ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35; ФИО5 в составе семьи с ФИО36,ФИО37, ФИО38, ФИО39; ФИО6 в составе семьи с ФИО40, ФИО41, ФИО42; ФИО7 в составе семьи с ФИО43, ФИО44; ФИО8 в составе семьи с ФИО45, ФИО46, ФИО47; ФИО11 в составе семьи с ХажинымИ.Ф., ФИО74 З.Н. в составе семьи с ФИО49, ФИО50 ФИО51; ФИО9 в составе семьи с ФИО52; ФИО3 в составе семьи с ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56 к Администрации СП Халиловский сельсовет МР адрес РБ, Администрации МР адрес РБ о признании права на получение компенсации от последствий стихийного бедствия, включении в список пострадавших лиц.
Довод представителя Главного управления МЧС России по адрес – ФИО17 указанный в возражение на исковое заявление о том, что истцами не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства частичного разрушения фундамента жилых домов, расположенных по вышеуказанным адресам, либо имеющих повреждений основных несущих конструкций является несостоятельным, поскольку вышеуказанными доказательствами подтверждается причинение истцам ущерба от чрезвычайной ситуации.
Материалами дела подтверждено, что истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, следовательно, в силу закона подлежат включению в список граждан, имеющих право на получение помощи, как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение:
Исковые требования ФИО1 в составе семьи с ФИО24, ФИО25, ФИО25,ФИО26; ФИО2 в составе семьи с ФИО27, ФИО28, ФИО27; ФИО4 в составе семьи ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35; ФИО5 в составе семьи с ФИО36,ФИО37, ФИО38, ФИО39; ФИО6 в составе семьи с ФИО40, ФИО41, ФИО42; ФИО7 в составе семьи с ФИО43, ФИО44; ФИО8 в составе семьи с ФИО45, ФИО46, ФИО47; ФИО11 в составе семьи с ФИО77. в составе семьи с ФИО49, ФИО50 ФИО51; ФИО9 в составе семьи с ФИО52; ФИО3 в составе семьи с ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56 к администрации муниципального района адрес РБ, администрации сельского поселения Халиловский сельсовет MPадрес РБ о признании права на получение помощи как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, включении в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить.
Признать право ФИО1 в составе семьи с ФИО24, ФИО25, ФИО25,ФИО26; ФИО2 в составе семьи с ФИО27, ФИО28, ФИО27; ФИО4 в составе семьи ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35; ФИО5 в составе семьи с ФИО36,ФИО37, ФИО38, ФИО39; ФИО6 в составе семьи с ФИО40, ФИО41, ФИО42; ФИО7 в составе семьи с ФИО43, ФИО44; ФИО8 в составе семьи с ФИО45, ФИО46, ФИО47; ФИО11 в составе семьи с ФИО57, ФИО48; ФИО10 в составе семьи с ФИО49, ФИО50 ФИО51; ФИО9 в составе семьи с ФИО52; ФИО3 в составе семьи с ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56 на получение помощи, как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и обязать ответчиков включить их в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Председательствующий Алексеенко О.В.
Судьи Абубакирова Р.Р.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья ФИО59