Дело №2а-359/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ст-ца Шелковская 24 сентября 2018 года
Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Ибрагимова И.М.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО4,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> ЧР к администрации Курдюковского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> ЧР обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением в порядке ст.218 КАС РФ.
В обоснование иска и.о. прокурора указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения уголовно-исполнительного и трудового законодательства в администрации Курдюковского сельского поселения Шелковского муниципального района Чеченской Республики (далее - Администрация), где согласно распоряжению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №2, во втором полугодии 2018 г. подлежат отбыванию наказание лица, осужденные в виде выполнения обязательных работ по выполнению мусороуборочных работ.
В ходе проведенной проверки установлены нарушения названного законодательства требующие принятия действенных мер по их устранению.
В п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации закреплено, что в ведении Российской Федерации находится уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №2-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 392 УПК РФ также определено, что вступивший в законную силу приговор суда обязателен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 49 УК РФ и ч. 1 ст. 25 УИК РФ, обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ) по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с УИИ).
На администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, в соответствии со ст. 28 УИК РФ возлагается обязанность осуществлять контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительную инспекцию о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. В случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В соответствии со ст. 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Согласно ст. 225 и 226 ТК РФ, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2 утвержден порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
В соответствии со ст. 212 и 221 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Установлено, что работники Администрации, в том числе и осужденные к выполнению обязательных работ, на ряду с работниками иных организаций принимают участие в общественных работах – «субботниках», организуемых по инициативе органа местного самоуправления, в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по уборке территорий сельского поселения, в том числе выполняют мусороуборочные работы.
Между тем результатами проведенной проверки в деятельности Администрации выявлены нарушения вышеуказанных норм уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
В нарушение требований ст. 212 Администрации не исполняются обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Так, вопреки требованиям ст. 225 и 226 ТК РФ, в целях безотлагательного исполнения приговора и соблюдения требований трудового законодательства, в Администрации не определено должностное лицо ответственное за проведение инструктажа по охране труда и обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Кроме того, в Администрации, в нарушение требований ст. 212 и 221 ТК РФ при проведении вышеуказанных работ специальная одежда (п. 148, 21, 23, 56, 163 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2н) не приобреталась и работникам Администрации не выдавалась.
Также, работники Администрации не обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандартом безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2н.
Игнорирование требований трудового законодательства нарушает трудовые права работников Администрации и может привести к несчастным случаям на производстве и травматизму.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Администрацией не созданы условия для соблюдения прав, осужденных к обязательным работам при их трудоустройстве, что не соответствует принципам и задачам уголовно-исполнительного законодательства и требованиям ст. 1, 8 и 9 УИК РФ.
Прокурор отмечает, что Администрацией не утвержден конкретный участок для выполнения мусороуборочных работ, график выхода на работу осужденного.
Кроме этого, Администрацией не определено должностное лицо, которым будет осуществляться контроль за исполнением уголовного наказания осужденным к обязательным работам. Отсутствие локального правого акта, предусматривающего указанные требования, затрудняют осуществление контроля за осужденным, что может способствовать затруднению исполнения приговора или незаконного признания приговора исполненным.
Выявленные нарушения законов стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей должностным лицом Администрации, на которое возложены обязанности по решению кадровых вопросов.
Выявленные нарушения послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ прокурором представления, по результатам рассмотрения которого в прокуратуру района поступил ответ об устранении выявленных нарушений.
Однако проверкой фактического устранения выявленных нарушений выявлено, что указанные выше нарушения имеют место быть и в настоящее время, что является основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением.
Предъявление прокурором иска в защиту интересов неопределенного круга лиц - обусловлено защитой прав и интересов граждан, осужденных к выполнению по приговору суда обязательных работ, чьи права на охрану труда могут быть нарушены.
При этом, бездействием Администрации по назначению должностного лица, ответственного по осуществлению контроля за выполнением осужденными обязательных работ, способствует произвольному исполнению осужденным приговора суда и сокращению времени выполнения им работ, по причине которых, приговор может быть фактически не исполнен, тем самым нарушены интересы Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, просит признать бездействие администрации Курдюковского сельского поселения Шелковского муниципального района, выразившиеся в непринятии мер по организации выполнения и осуществления контроля за лицами, осужденными к выполнению обязательных работ, а также не исполнению требований трудового законодательства в отношении лиц указанной категории, незаконным.
Кроме того, просит обязать администрацию Курдюковского сельского поселения Шелковского муниципального района определить должность и должностное лицо, на которого во втором полугодии 2018 года, в период поступления осужденных к выполнению обязательных работ, будет возложена обязанность осуществления контроля за выполнением осужденными обязательных работ, принять меры по обеспечению во втором полугодии 2018 года работников смывающими и обезвреживающими средствами, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты и определить на второе полугодие 2018 года конкретные участки для исполнения наказания в виде обязательных работ, график выхода на работу осужденного.
Надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела главный специалист-эксперт администрации Курдюковского сельского поселения ФИО3, в судебное заседание не явилась, представителя в суд не направила. Представила в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела без ее участия. Указала, что исковые требования и.о. прокурора признает в полном объеме, и просит принять признание иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ей разъяснены и понятны.
На этом основании, в соответствии со ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя административного ответчика.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО4 поддержал административное исковое заявление и.о. прокурора и просил удовлетворить его по указанным в иске обстоятельствам.
Согласно заявлению главного специалиста-эксперта администрации Курдюковского сельского поселения ФИО3, она административные исковые требования и.о. прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ей разъяснены и понятны.
Суд, выслушав стороны, исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч.5 ст.46 КАС РФ, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО4 поддержал административные исковые требования и.о. прокурора и просил удовлетворить их по указанным в административном иске обстоятельствам.
Согласно заявлению главного специалиста-эксперта администрации Курдюковского сельского поселения ФИО3, она административные исковые требования и.о. прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска.
В таком случае, на основании ст.157 КАС РФ, суд считает возможным принять признание административного иска ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 157,175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> ЧР к администрации Курдюковского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Курдюковского сельского поселения Шелковского муниципального района, выразившиеся в непринятии мер по организации выполнения и осуществления контроля за лицами, осужденными к выполнению обязательных работ, а также не исполнению требований трудового законодательства в отношении лиц указанной категории.
Обязать администрацию Курдюковского сельского поселения Шелковского муниципального района определить должность и должностное лицо, на которого во втором полугодии 2018 года, в период поступления осужденных к выполнению обязательных работ, будет возложена обязанность осуществления контроля за выполнением осужденными обязательных работ.
Обязать администрацию Курдюковского сельского поселения принять меры по обеспечению во втором полугодии 2018 года работников смывающими и обезвреживающими средствами, и специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Обязать администрацию Курдюковского сельского поселения определить на второе полугодие 2018 года конкретные участки для исполнения наказания в виде обязательных работ, график выхода на работу осужденного.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Верховный Суд Чеченской Республики через Шелковской районный суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Ибрагимов