ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Норбоева Б.Ж.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-1622/2024
УИД: 04RS0021-01-2024-003094-14
пост. 13.09.2024 г.
дело № 33-3339/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 октября 2024 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судей Хаыковой И.К., Богомазовой Е.А.,
при секретаре Селиховой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дугарцыренова Александра Субановича к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, назначении пенсии по старости, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе Дугарцыренова Александра Субановича на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 июля 2024 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения,
Заслушав доклад судьи Богомазовой Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия, Дугарцыренов А.С. просил признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия об отказе в назначении пенсии по старости, обязать ответчика принять решение о назначении страховой пенсии по старости с 22.03.2024 года, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
В обоснование требований указал, что по достижении возраста 63 лет он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по п. 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 03.05.2024 года истцу отказано в назначении пенсии по старости. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что на 22.03.2024 года (день обращения за назначением страховой пенсии по старости), продолжительность его страхового стажа составила 17 лет 02 месяца 17 дней, при требуемой продолжительности не менее 15 лет, величина ИПК определена – 22,908 при необходимом значении величины – не ниже 28,2. При этом в его трудовой стаж включен период службы по призыву с 02.04.1985 года по 25.03.1987 года, однако за указанный период пенсионные баллы ему не были начислены. Вместе с тем, истец проходил военную службу в ВС СССР офицерским составом на должности <...> <...> в звании «<...>», что подтверждается справкой от 20.05.2024 года, копией выписки из приказа от 17.03.1987 года №54, в период службы получал ежемесячную заработную плату, ему был положен отпуск и единовременное денежное вознаграждение. Кроме того, после завершения службы, в период с 22.06.1987 года по 08.06.1992 года истец работал в <...> в качестве инженера, соответственно за два годы службы ответчик должен был начислить истцу 1,8 пенсионного балла за каждый год службы. Учитывая изложенное, полагает отказ в назначении пенсии незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы истца.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Дугарцыренов А.С. заявленные требования поддержал, пояснил, что поскольку в период военной службы он получал заработную плату, то ИПК должны были начислить ему 1,8 балла за каждый год службы. Полагает, что ответчиком не учтена заработная плата по военной службе, а также полученная заработная плата в НИИ автоматических приборов.
В судебном заседании представитель Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия Баженова А.А. требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменном возражении, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Дугарцыренов А.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме. Указывает, что судом при принятии решения не было учтено, что он проходил не срочную службу в рядах Советской Армии рядовым, а в офицерской должности, в связи с чем, получал заработную плату. Кроме того, служил в Амурской области, в местности с тяжелыми климатическими условиями, где установлены льготные условия исчисления выслуги лет. В связи с этим истцу неправомерно отказано в назначении страховой пенсии по старости.
Истец Дугарцыренов А.С. в суд апелляционной инстанции не явился, направил своего представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Цыбикжапова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия Баженова А.А. просила апелляционную жалобу истца Дугарцыренова А.С. оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Вступившим в силу с 01.01.2019 года Федеральным законом от 03.10.2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
В силу приложения №6 к Федеральному закону №400-ФЗ при достижении в 2021 году возраста, установленного ч.1 ст.8 названного закона, право на страховую пенсию возникает не ранее, чем через 36 месяцев с момента достижения указанного возраста.
На основании ч.3 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Таким образом, в соответствии со ст. 8, ч. 3 ст. 35 Федерального закона №400-ФЗ, с 01.01.2024 года страховая пенсия по старости назначается по достижении установленного возраста, при наличии не менее 15 лет страхового стажа, величине индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 28,2.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 22.03.2024 года Дугарцыренов А.С., ... года рождения, обратился к ответчику с заявлением об установлении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия от 03.05.2024 года №34260/24 Дугарцыренову А.С. отказано в установлении страховой пенсии по старости.
В обоснование причин отказа Пенсионным органом указано на то, что на 22.03.2024 года – день обращения за назначением страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа истца составила 17 лет 02 месяца 17 дней, при требуемой продолжительности не менее 15 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента определена 22,908, при необходимом значении величины – не ниже 28,2.
При этом, в страховой стаж истца включены периоды обучения в <...> с 01.09.1978 года по 17.06.1983 года, работа в НИИ автоматических приборов в качестве <...> с 27.09.1983 года по 29.03.1985 года, служба по призыву с 02.04.1985 года по 25.03.1987 года, работа в <...> в качестве <...> с 22.06.1987 года по 08.06.1992 года, работа в <...> в качестве <...> с 20.07.1992 года по 01.04.1993 года, работа в <...> в качестве <...> с 15.04.1993 года по 07.04.1997 года, работа в ИП <...> с 06.08.2009 года по 31.12.2009 года, с 01.04.2010 года по 31.12.2010 года, с 01.04.2011 года по 30.09.2011 года, с 01.04.2012 года по 30.09.2012 года, с 01.04.2013 года по 30.09.2013 года, с 01.06.2014 года по 31.12.2014 года, с 01.04.2015 года по 30.09.2015 года, работа в ООО ЖЭУ 16 с 01.12.2011 года по 31.03.2012 года.
Не включены следующие периоды: с 01.01.2015 года по 31.03.2015 года, с 01.10.2015 года по 30.04.2016 года – отпуск без содержания.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия у истца на дату обращения величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере 28,2, что исключало возможность на тот момент назначения Дугарцыренову А.С. пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о законности решения пенсионного органа, вынесенного 03.05.2024 года.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что Дугарцыренов А.С. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 21.01.2010 года.
Порядок установления страховых пенсий определен ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
В соответствии с п.6 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее Правила от 02.10.2014 года №1015).
Статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Спорные периоды службы истца имели место быть до регистрации его в качестве застрахованного лица.
Согласно ст.15 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ пенсионные права граждан за каждый год фиксируются в баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах). При расчете пенсии учитывается сумма годовых ИПК за периоды до и после 01.01.2015 года. При этом пенсионные права, выработанные до 01.01.2015 года, оцениваются по нормам Федерального закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Оценка прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года осуществляется по правилам ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Необходимость включения в страховой стаж истца периодов прохождения военной службы ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, истец указывает на необходимость зачета военной службы в качестве периодов его работы.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.
Возможность исчисления стажа военной службы по призыву в двойном размере предусмотрена п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Так, п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает возможность включения в трудовой стаж периодов службы в армии. При этом, служба по призыву включается в двойном размере.
П.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает возможность включения в общий стаж любых периодов службы в армии в календарном исчислении.
Как следует из материалов дела, служба по призыву истца в период с 02.04.1985 года по 25.03.1987 года по п.3 ст.30 ФЗ №173 составит 1 год 11 месяцев 24 дня, индивидуальный пенсионный коэффициент - 13,476 (на 01.01.2015 года) + 0,844 (ИПК взносы с 2015 года) + 3,57 (нестраховые периоды – служба по призыву) = 17,890. По п.4 ст.30 ФЗ №173 период службы истца составит 03 года 11 месяцев 18 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент - 22,064 (на 01.01.2015 года) + 0,844 (ИПК взносы с 2015 года) = 22,908.
В связи с указанным, расчет индивидуального пенсионного коэффициента Дугарцыренова А.С. правомерно произведен по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как наиболее выгодный вариант определения размера пенсии, и, как следствие ИПК.
При этом судебная коллегия учитывает, что согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Период же прохождения военной службы по призыву, относится к периодам, за которые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не начислялись и не уплачивались, однако в силу п. 12 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ он отнесен к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж.
Следовательно, военная служба Дугарцыренова А.С. не могла быть засчитана в страховой стаж как период его работы.
Доводы истца о том, что к периоду военной службы по призыву должен применяться коэффициент 1,8, судебной коллегией отклоняется.
В силу части 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 и 10 части 1 статьи 12 данного Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 04.06.2011 года №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», составляет 1,8.
В силу вышеприведенных правовых норм, к полному календарному году иного засчитываемого в страховой стаж периода, в том числе периода прохождения военной службы по призыву, применяется коэффициент 1,8 и только в случае, если указанный период по выбору застрахованного лица не был учтен при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости.
В рассматриваемом случае период военный службы был учтен в страховой стаж истца, следовательно, коэффициент 1,8, применяемый для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015 года, не подлежит применению. Данный коэффициент подлежал бы применению при расчете пенсии по п.3 п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указание заявителя в апелляционной жалобе на необходимость включения периода службы по призыву в полуторном размере, как в стаж, приравненный к районам Крайнего Севера, также не может быть принято во внимание судебной коллегией.
Действительно, в соответствии с ответом на запрос судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ, Дугарцыренов А.С. проходил службу в отдаленной местности п.Серышево Амурской области и имеет право на льготы, установленные Постановлением Совета Министров СССР №482 от 1984 года, один месяц службы за полтора.
Вместе с тем, в период прохождения истцом срочной службы действовало постановление Совмина СССР от 25.03.1968 года №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», согласно которому указанным лицам уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года и от 26.09.1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в вышеприведенном постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 года №181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Вместе с тем, сведений о том, что после увольнения в запас Дугарцыренов А.С. в течение трех месяцев поступил на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в материалах дела отсутствуют.
Как следует из трудовой книжки истца, после службы в Вооруженных Силах СССР он был трудоустроен в <...> г.Улан-Удэ.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения периода службы истца по призыву в полуторном размере, не имеется.
Таким образом, поскольку оснований для иного расчета пенсии истцу нет, для назначения истцу страховой пенсии по старости не соблюдено одно из обязательных условий в 2024 году - ИПК не менее 28,2, оспариваемое решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии от 03.05.2024 года №... в части отказа в назначении пенсии является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы истца о необоснованности решения суда - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2024 года