Дело № 2-1224/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2014 года г. Константиновск
Судья Усть-Донецкого районного суда Ростовской области Камашин С.В.,
при секретаре Базалевой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Константиновского района Ростовской области в защиту интересов Мустафиной Е.В. к Отделу социальной защиты населения администрации Константиновского района Ростовской области, третье лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области, о признании действий по расчету и выплате компенсации по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника незаконными, обязании перерасчета размера компенсации, её выплаты
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Константиновского района Ростовской области Кравченко М.А. обратился в суд с иском в защиту интересов Мустафиной Е.В., по заявлению которой проведена проверка исполнения требований законодательства по возмещению расходов на оплату коммунальных услуг педагогическим работникам. В ходе проверки установлено, что Мустафина Е.В., является педагогом и проживает с сельской местности. С 01.11.2011 г. Мустафина Е.В., получает ежемесячно денежные выплаты на оплату коммунальных услуг с учетом зарегистрированных лиц в домовладении.
Ответчик в нарушение положений Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1"Об образовании" и Областного закона от 17.01.2005 г. № 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" не предоставляет Мустафиной Е.В., в полном объеме меры социальной поддержки, как педагогическому работнику. Расчет выплат Мустафиной Е.В., до 01.07.2013 г. производился из расчета количества лиц, зарегистрированных и совместно проживающих с Мустафиной Е.В., членов ее семьи (с учетом проживания Мустафиной Е.В.)
По мнению прокурора, действия ОСЗН администрации Константиновского района по расчету и выплате льгот по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионеров из их числа незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают права Мустафиной Е.В., на стопроцентное возмещение понесенных расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, прокурор просил признать действия ОСЗН администрации Константиновского района Ростовской области по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а так же пенсионеров из их числа, незаконными. Обязать ОСЗН администрации Константиновского района Ростовской области произвести перерасчет размера указанных льгот в период с 01.11.2011 г. по 01.07.2013 г. в пользу Мустафиной Е.В. и произвести выплату недополученных ею сумм.
В судебном заседании помощник прокурора Константиновского района Макаров А.С., поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить.
Истец Мустафина Е.В., в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В представленном суду заявлении исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Мустафиной Е.В., в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика ОСЗН администрации Константиновского района Пономарева О.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в иске отказать, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ростовской области в настоящее судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ. В действующей редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Это подтверждает и ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Так, в силу ранее действующих статей 1 и 2 Областного Закона Ростовской области от 17 января 2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области", педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Названный Областной закон не устанавливает никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).
В силу ч. 2 ст. 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 N 274-ЗС (ред. от 14.11.2013) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" (принят ЗС РО 14.01.2005), компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Из материалов дела следует, что Мустафина Е.В., является педагогическим работником, проживает в сельской местности по адресу: Ростовская область, Константиновский район, х. Гапкин, <адрес>, в жилом доме общей площадью 103,9 кв. м, и получает меры социальной поддержки на услуги ЖКУ: газ и электроэнергия. Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают члены ее семьи, что подтверждается справкой администрации Гапкинского сельского поселения, справками ОСЗН.
В соответствии с действующим законодательством педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как усматривается из материалов дела начисления выплат Мустафиной Е.В., производились из расчета всех зарегистрированных совместно проживающих с ней членов семьи, в то время, как расчет ЕДВ на оплату коммунальных услуг производился Мустафиной Е.В., из расчета только на её долю с 01.11.11 по 30.06.13 из расчетной площади жилого помещения 103,9 кв. м.
В нарушение вышеуказанных норм, ОСЗН администрации Константиновского района расчет выплат Мустафиной Е.В., являющейся педагогическим работником, производился из расчета зарегистрированных, совместно проживающих с Мустафиной Е.В., членов семьи.
В соответствии с законодательством, до 2011 года при определении размера вышеназванных выплат учитывалась доля жилого помещения, занимаемая гражданином, что регламентировалось Положением о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения, утвержденным постановлением администрации Ростовской области от 31.12.2004 N 534.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. по делу N 41-Г11-24 указанная норма в части слов "на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения" в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, признана недействующей с момента вступления настоящего решения в законную силу как противоречащая п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ и статьям 1 и 2 Закона Ростовской области N 274-ЗС от 17 января 2005 г.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 постановление администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. N 534 признано утратившим силу, а утвержденное этим же Постановлением Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений, распространяющееся на ту категорию граждан, к которой относится Мустафина Е.В., не устанавливает ограничений компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) долей общей площади, приходящейся на самого педагогического работника.
В частности, пункт 6.7.2 названного Положения закрепляет лишь то, что гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 Областного закона от 17 января 2005 г. N 274-ЗС (далее - сельские специалисты), меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.
Таким образом, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должна предоставляться Мустафиной Е.В., с учетом всех совместно проживающих с ним членов его семьи.
С учетом выше приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что исковые требования прокурора Константиновского района, заявленные в интересах Мустафиной Е.В., подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Константиновского района Ростовской области – удовлетворить.
Обязать ОСЗН администрации Константиновского района Ростовской области произвести перерасчет размера льгот по оплате жилья и коммунальных услуг исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли льгот занимаемой Мустафиной Е.В. в общей площади жилого помещения, по результатам которого выплатить Мустафин Е.В. недополученную компенсацию понесенных расходов по оплате за период с 01.11.2011 г. по 01.07.2013 г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Усть-Донецкий районный суд Ростовской области с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.В. Камашин