Решение по делу № 21-752/2023 от 11.07.2023

Судья Хренков О.В.          Дело № 7-21-752/2023

РЕШЕНИЕ

29 августа 2023 года                           г. Владивосток

Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобы защитника ООО «Система» ФИО2 на решения судьи Первореченского районного суда Приморского края от 13 сентября 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Система»,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 09-227/2021 от 20 января 2022 года ООО «Система» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 09-228/2021 от 20 января 2022 года ООО «Система» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Кроме того должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении № 09-228/2021, 20 января 2022 года юридическому лицу внесено представление №09-228/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением судьи Первореченского районного суда г. Владивостока от 20 июля 2022 года дела по жалобам на названные выше постановления о назначении административного наказания и представление объединены в одно производство.

Решением судьи Первореченского районного суда г. Владивостока от 13 сентября 2022 года постановления № 09-227/2021 от 20 января 2022 года, № 09-228/2021 от 20 января 2022 года изменены. ООО «Система» назначено административное наказание по части 1 статьи 8.2, части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений части 6 статьи 4.4 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю №09-228/2021 от 20 января 2022 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, оставлено без изменения.

Решением судьи Приморского краевого суда от 22 ноября 2022 года постановления о назначении административного наказания и решение судьи Первореченского районного суда г. Владивостока от 22 ноября 2022 года оставлены без изменения.

Постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 года решение судьи Приморского краевого суда отменено, а дело возвращено в Приморский краевой суд на новое рассмотрение.

Таким образом, предметом рассмотрения является жалоба защитника ООО «Система» ФИО2 на решение судьи Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 13 сентября 2022 года.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения защитника ООО «Система» ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

На основании статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 (далее - ФККО).

Согласно ФККО автомобильные шины отработанные, шины пневматические автомобильные отработанные, шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы).

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещено размещение отходов I - IV классов опасности: на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В силу части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Часть 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора 21 октября 2021 года в отношении ООО «Система» было проведено выездное обследование. При осмотре земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> выявлено нахождение в неустановленном месте отходов производства и потребления – покрышек автомобильных, которые размещены навалом на открытом грунте и не защищены от внешнего воздействия.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Система» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также в ходе проведения 21 октября 2021 года выездного обследования должностными лицами Росприроднадзора при осмотре земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> был выявлен факт проведения земельных работ, на площади от въезда и на удалении порядка 10 метров от дороги произведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы, на участке установлен фундамент для постройки. Информации о наличии разрешения на проведения земляных работ и снятие плодородного слоя почвы не имеется.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Система» к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Фактические обстоятельства совершенных ООО «Система» административных правонарушений подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе протоколами об административных правонарушениях, составленными по каждому правонарушению; актом выездного обследования № 2997 от 21 октября 2021 года с фототаблицей к нему, а также иными материалами.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда о доказанности факта совершения ООО «Система» указанных выше административных правонарушений не имеется.

Доводы жалобы защитника об отсутствии составов административных правонарушений убедительными не являются и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, имеющих юридическое значение для рассмотрения дела, которые не были проверены и оценены судьей районного суда.

Вопреки утверждению защитника, выводы судьи о том, что обнаруженные в ходе выездного обследования на земельном участке бывшие в употреблении автомобильные покрышки соответствовали критериям отходов, являются убедительными и основаны на приобщенных к акту выездного обследования фотоматериалах, из которых следует, что обнаруженные должностным лицом Росприроднадзора автомобильные покрышки размещены на открытом грунте хаотично в разных местах вместе со строительными отходами.

С учетом указанных обстоятельств, представленные защитником доказательства, согласно которым, соответствующие автомобильные покрышки были приобретены ООО «Система» у ФИО3, который привез и выгрузил их на земельный участок для дальнейшей передачи покупателю, получили надлежащую оценку судьи и оснований для отмены вынесенных по делу актов не содержат.

Не являются убедительными и доводы жалобы о том, что действия по сдвижению слоя земли в месте постройки здания проходной не могут образовывать состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ.

Судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае законность осуществления застройщиком земляных работ для капитального строительства, в том числе и при возведении сооружений вспомогательного назначения, предполагает наличие у застройщика разрешения на строительство.

Ссылка защитника на подпункт 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, обоснованной не является, поскольку указанная норма предусматривает отсутствие необходимости получения разрешения на строительство объектов вспомогательного использования, но не исключает необходимость получения при этом разрешения на строительство основного объекта.

Также, вопреки доводам жалобы, должностным лицом административного органа вынесено законное и обоснованное представление №09-228/2021 от 20 января 2022 года, которым на правонарушителя правомерно возложена обязанность по устранению причин и условий, способствовавших совершению вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Поскольку должностным лицом административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в деятельности ООО «Система» были установлены нарушения требований в области охраны окружающей среды, им было вынесено представление, которым на генерального директора ООО «Система» возложена обязанность принять исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению данного административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что в представлении не указаны конкретные причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, в связи с чем представление является неисполнимым, обоснованным не являются, учитывая, что в представлении указаны конкретные обстоятельств совершения административного правонарушения, связанного с тем, что на земельном участке в отсутствие соответствующего разрешения произведены земляные работы со снятием и перемещением плодородного слоя почвы. При этом способ устранения указанного нарушения ООО «Система» обязано определить самостоятельно.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену постановлений должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения судьи не имеется.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Система» к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем вынесенные по делу акты подлежат изменению в части назначенного ООО «Система» административного наказания.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Указанная норма закона судьей районного суда при рассмотрении жалоб на постановления о назначении административного наказания учтена не была.

Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 6 апреля 2022 года статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.

ООО «Система» включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие с 10 октября 2019 года по настоящее время, в связи с чем, с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, указанной организации по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ может быть назначен административный штраф в пределах от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ – в пределах от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей.

Таким образом, размер административного штрафа, назначенного ООО «Система», превышает допустимые пределы, и, с учетом примененных судьей районного суда положений части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению до 40000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 09-227/2021 от 20 января 2022 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 09-228/2021 от 20 января 2022 года, решение судьи Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 13 сентября 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Снизить размер административного штрафа, назначенного ООО «Система» за административные правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений части 6 статьи 4.4 того же Кодекса, до 40 000 рублей.

В остальной части указанные акты, а также представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю №09-228/2021 от 20 января 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Система» ФИО2 – удовлетворить частично.

Судья              А.В. Фаленчи

21-752/2023

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Система"
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Фаленчи Андрей Владимирович
Статьи

8.2

Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
11.07.2023Материалы переданы в производство судье
29.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023Дело оформлено
06.09.2023Дело передано в экспедицию
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее