Дело № 2-2831/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» октября 2020 года Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Крячко М.И.,
при секретаре Шварце Р.Ю.,
с участием прокурора _____________________,
адвоката _____________________________, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «Ленэнерго» к Марковой Екатерине Леонидовне о расторжении договора, взыскании неустойки, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ПАО «Ленэнерго» обратилось в суд с иском к Марковой Е.Л. о расторжении договора, взыскании неустойки, судебных расходов, поясняя, что 27 июля 2017 года между ПАО «Ленэнерго» и Марковой Е.Л. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения № ОД-ГтЭС-17568-17/23040-Э-17, по условиям которого истец принял обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика для энергоснабжения жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Срок выполнения мероприятий составил 6 (шесть) месяца со дня заключения договора. Маркова Е.Л. согласно п.11 Технических условий, являющихся неотъемлемой часть договора, должна была выполнить ряд мероприятий, в установленные Условиями сроки. Цена договора составила 550 рублей. Договор Марковой Е.Л. в части технологического присоединения не исполнен, мероприятия, указанные в технологических условиях не исполнены, что исключает дальнейшее исполнения принятого обязательства со стороны ПАО «Ленэнерго». 13 января 2020 года истцом в адрес ответчика было направлено письмо о расторжении договора, ответа на которое не последовало, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд. Кроме того, п.17 договора предусмотрена ответственность сторон по договору на случай нарушения сроков исполнения обязательства по договору. Поскольку ответчиком нарушены сроки, предусмотренные Условиями, ответчик должен выплатить истцу неустойку, а так же компенсировать понесенные расходы по оплате государственной пошлины. Истец потребовал расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ОД-ГтЭС-17568-17/23040-Э-17, заключенный 27 июля 2017 года между истцом и Марковой Е.Л., взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков исполнения обязательства за период с 01.01.2019 по 31.03.2020 года в размере 10037 рублей 50 копеек, расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 6402 рубля.
Представитель истца, явившись в суд, настаивал на иске, подтвердив указанные в нем обстоятельства.
Ответчик, будучи извещенным о дне судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, возражений по иску суду не представил. Судом приняты все меры к извещению ответчика о времени и месте рассмотрения дела, однако все судебные извещения, направленные в адрес регистрации ответчика, возвращены в суд неполученными. С места регистрации ответчика направленная корреспонденция возвращена в связи с истечением срока хранения, суд оценил действия ответчика как отказ от получения судебных извещений и явки в суд.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд пришел к следующему.
В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 03.11.2015) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики.
Согласно положениям п. 1 ст. 26 указанного Федерального закона, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. (в ред. от 30.09.2015) утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 6 данных Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 18 Правил технологического присоединения предусмотрены мероприятия по технологическому присоединению, которые включают в себя, в том числе выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией.
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (п. 19 Правил).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, ст. 310 ГК РФ предусмотрена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из материалов дела следует, что 27 июля 2017 года между ПАО «Ленэнерго» и Марковой Е.Л. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения № ОД-ГтЭС-17568-17/23040-Э-17, по условиям которого истец принял обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика для энергоснабжения жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащим им объектов электросетевого хозяйства, с учетом следующих характеристик (л.д.6-8).
Согласно п. 2 названного договора, технологическое присоединение необходимо для энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
В силу п. 10 названного договора, плата за технологическое присоединение составляет 550 рублей.
Согласно п. 5 договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Согласно техническим условиям для осуществления технологического присоединения, являющихся неотъемлемой часть договора, на Маркову Е.Л. была возложена обязанность по осуществлению определенного круга мероприятий предусмотренных п.10 (л.д. 9-11).
Дополнительным соглашением от 26.05.2018 г. срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был продлен до 31.12.2018 г. (л.д. 12).
В настоящее время все работы выполнены, о чем свидетельствует представленное в материалы дела уведомление (л.д. 16), при этом ответчиком не исполнены технические условия.
13 января 2020 года истцом в адрес ответчика было направлено письмо о расторжении договора, ответа на которое не последовало (л.д. 17-18).
При указанных обстоятельствах, суд считает установленным нарушение со стороны ответчика принятых на себя обязательств.
Материалами дела установлено, что ответчица является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (л.д. 39-41).
Пунктом 17 договора технологического присоединения к электрическим сетям от 27 июля 2017 года предусмотрена ответственность сторон в случае нарушения сроков исполнения своих обязательств по настоящему договору в виде уплаты в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойки, равную 5 % от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по настоящему договору за каждый день просрочки.
Согласно п.5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора, а потому заявителем мероприятия, предусмотренные техническими условиями должны были быть выполнены заблаговременно, то есть с учетом предоставленного истцу п.6 договора сроков по осуществлению работ по технологическому присоединению, то есть заявителем работы должны были быть выполнены в любом случае до истечение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Истцом произведен расчет данной неустойки, однако с учетом ограничения размера неустойки п. 16 Правил, сумма неустойки не может превышать размер 10037 рублей 50 копеек (л.д. 4).
При указанных обстоятельствах, суд, установив нарушение со стороны ответчика принятых на себя обязательств, приходит к выводу об обосновании требований о взыскании неустойки в заявленном размере.
Ответчиком данный расчет не оспорен, доказательства исполнения принятых обязательств не представлены.
В силу ст. 407 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
На основании ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для расторжения договора.
Учитывая, что ответчик своих обязательств по договору не исполнил, суд полагает требования истца о расторжении договора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом при обращении с иском в суд оплачена государственная пошлина исходя из заявленных требований в размере 6402 рубля, что подтверждается платежным поручением № 1378 от 08.04.2020 года (л.д.13).
На основании выше изложенного, и руководствуясь ст. ст. 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ОД-ГтЭС-17568-17/23040-Э-17, заключенный 27 июля 2017 года между ПАО «Ленэнерго» и Марковой Екатериной Леонидовной.
Взыскать с Марковой Екатерины Леонидовны в пользу ПАО «Ленэнерго» неустойку за нарушение сроков исполнения обязательства в размере 10037 рублей 50 копеек, расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 6402 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Гатчинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М. Крячко
Мотивированное решение составлено 19 октября 2020 года.
Судья М. Крячко
Подлинный документ находится в материалах дела № 2-2831 /2020, УИД 47RS0006-01-2020-003017-95 Гатчинского городского суда Ленинградской области |