Судья Шамгунов А.И. УИД 16RS0049-01-2023-000850-96
Дело № 2-1293/2023
№ 33-18988/2023
Учет 096г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 ноября 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Прытковой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Осипенко М. В. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 28 марта 2023 года, которым постановлено:
исковые требования Осипенко М. В. к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в пользу Осипенко М. В. компенсацию морального вреда в сумме 2 000 рублей.
В удовлетворении иных исковых требований Осипенко М. В. к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)», а также в удовлетворении требований к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения истца Осипенко М.В., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Осипенко М.В. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее также - Министерство) о предоставлении мер социальной поддержки, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что с марта 2020 года истец является получателем страховой пенсии по старости. В мае 2020 года истец обратился в отдел социальной защиты в Советском районе города Казани, который в силу ограничений, введенными в связи с риском распространения новой коронавирусной инфекции, был закрыт. Поскольку запись на приём в отдел социальной защиты осуществлялась по телефону, истец был записан на август 2020 года.
Во время личного приёма сотрудник отдела социальной защиты подсунула истцу на подпись без объяснений некий документ, которым, как выяснилось позднее, было заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее также – ЕДВ) на проезд.
В конце августа 2020 года истцу сообщили, что решением от 18 августа 2020 года ему назначена ЕДВ на проезд, начиная с августа 2020 года, и что указанная выплата будет перечислена в сентябре.
1 сентября 2020 года истец обратился к руководителю отдела социальной защиты в Советском районе города Казани за разъяснением причины невыплаты ЕДВ на проезд за период с апреля 2020 года по июль 2020 года, на что истец получил ответ, что поскольку заявление о назначении ЕДВ на проезд было подано в августе 2020 года, то выплата назначена с этого месяца. Тогда же истцом в отделе социальной защиты в Советском районе города Казани было оставлено письменное заявление, ответ на который истец получил лишь 3 марта 2021 года, то есть с нарушением сроков, установленных законом для дачи ответов на обращения граждан.
3 марта 2021 года истец повторно подал в отдел социальной защиты в Советском районе города Казани письменное заявление, однако на данное обращение истец также не получил своевременный ответ, а был получен истцом лишь 18 октября 2022 года в помещении Министерства.
Кроме того, 25 октября 2022 года истец подал в Министерство письменное обращение на имя министра и записался к нему на личный прием. Однако ответ на данное обращение до настоящего времени истцом не получен, в личном приеме к министру отказано без объяснения сотрудниками министерства причин такого отказа.
По изложенным основаниям, указывая на причинение истцу морального вреда в результате нарушения сроков предоставления ответов на обращения, необоснованного отказа в личном приёме в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, нарушений при назначении и выплате ЕДВ на проезд, обмана и попыток ввести в заблуждение со стороны сотрудников Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, истец просил направить в следственные органы предписание на проведение комплексной проверки деятельности органов социальной защиты, привлечь к ответственности в соответствии с действующим законодательством сотрудников органов социальной защиты, взыскать с органов социальной защиты Республики Татарстан ЕДВ на проезд за период с июня 2017 года по май 2020 года, а также взыскать компенсацию морального вреда.
Определением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 2 марта 2023 года, вынесенным без удаления в совещательную комнату с занесением в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное казенное учреждение «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» (далее также – ГКУ «РЦМП») (л.д. 30-31).
Истец в судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства Штанько Ю.С. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, просила в иске отказать, кроме того привела доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление, настаивала на правовой позиции по делу, в силу которой Министерство является не надлежащим ответчиком (л.д. 34-37).
Представитель ответчика ГКУ «РЦМП» Ключникова М.В. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку они являются необоснованными, поддержав при этом доводы, изложенные в возражении на исковое заявление (л.д. 52-55), согласно которым суду не были предоставлены доказательства, подтверждающие факт причинения истцу нравственных страданий именно ответчиком ГКУ «РЦМП» и причинно-следственную связь между действия последнего и страданиями истца.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец Осипенко М.В., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. При этом в жалобе истец указывает, что судом первой инстанции были допущены нарушения процессуального законодательства, а именно отсутствие представителя ответчика на судебных заседаниях, состоявшихся 2 марта 2023 года и 13 марта 2023 года по вине суда, нахождение в зале судебного заседания лиц, не участвующих в судебном процессе, умышленное создание со стороны суда помех с помощью технических средств, находящихся в зале заседания, невнятное произношение судьи, не позволяющее понять и разобрать его речь, неоднократные прерывания судебного процесса и уход судьи из зала заседаний без каких-либо объяснений, отказ от предоставления времени на ознакомление и изучение документов, представленных представителем ответчика в зале суда, отказ в приеме от истца ходатайства на истребование от ответчика некоторых документов и конкретных разъяснений, кроме того, в адрес истца произведены некорректные высказывания судьи и лиц, не участвующих в судебном процессе, оскорбляющие его человеческое достоинство, проявлено неуважительное отношение к истцу, обратившемуся за защитой нарушенных прав, как к человеку старшему по возрасту. Истцом также отмечается формальный подход суда к изучению и исследованию документов, находящихся в материалах дела, неспособность суда объективно, обоснованно и законно принять решение, кроме того судом осуществлен отказ в приеме заявления об отводе состава суда без предоставления каких-либо разъяснений.
На судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Осипенко М.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд не явились.
Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 утверждено «Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения, в редакции, действовавшей с 1 января 2016 года, пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», проживающим в Республике Татарстан, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20000 рублей, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2016 году составляет 427 рублей.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004г. № 542 в редакции № 21 от 28 августа 2017 года пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», проживающим в Республике Татарстан, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20 000 рублей, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2017 году составляет 448 рублей;
пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», проживающим в Республике Татарстан, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения составляет от 20 000,01 рубля до 25 000 рублей включительно, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2017 и 2018 годах составляет 180 рублей;
пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», проживающим в Республике Татарстан, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения превышает 25 000 рублей, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2017 году составляет 180 рублей, в 2018 году - 90 рублей;
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 в редакции № 24 от 25 декабря 2018 года пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным указанными федеральными законами по состоянию на 31 декабря 2018 года, но не достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), проживающим в Республике Татарстан, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20 000 рублей, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2019 году составляет 486 рублей;
пенсионерам, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным указанными федеральными законами, по состоянию на 31 декабря 2018 года, но не достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), проживающим в Республике Татарстан, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения составляет от 20 000,01 рубля до 25 000 рублей включительно, не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой в 2019 году составляет 180 рублей.
Согласно пункту 1.3 Положения решения о предоставлении адресной социальной поддержки принимаются отделениями Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) (далее - отделение Центра).
В соответствии с пунктом 9.2 Положения отделение Центра получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, сведения из уполномоченных организаций:
о назначении пенсии в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», необходимые для принятия решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на проезд;
о наличии недвижимого имущества;
о наличии транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники;
о признании в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания;
об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
сведения из уполномоченных организаций о доходах, перечень видов которых указан в приложении к настоящему Положению.
В соответствии с пунктом 9.5 Положения при наличии у отделения Центра сведений, подтверждающих право пенсионера на ежемесячную денежную выплату на проезд, ежемесячная денежная выплата на проезд назначается ему на новый срок автоматически, без обращения пенсионера.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона №59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Осипенко М.В., 12 мая 1956 года рождения, обратился 23 мая 2016 года в отделение Республиканского центра материальной помощи в Советском районе г. Казани (далее – отделение РЦМП) с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на проезд (далее - ЕДВ).
Решением отделения РЦМП от 23 мая 2016 года истцу назначена ЕДВ на проезд за период с 1 мая 2016 года по 31 октября 2016 года. ЕДВ на проезд составила 427 рублей.
В дальнейшем выплата ЕДВ на проезд неоднократно автоматически назначалась на новый срок.
Мотивируя требование о взыскании ЕДВ на проезд за период с июня 2017 года по май 2020 года, истец ссылался на то, что за указанный период в необходимом размере ЕДВ на проезд ему не выплачена.
В ходе проверки довода истца установлено следующее.
Решением отделения РЦМП от 2 ноября 2016 года истцу автоматически на новый срок с 1 ноября 2016 года по 30 апреля 2017 года назначено ЕДВ на проезд в размере 448 рублей.
Решением отделения РЦМП от 2 мая 2017 года истцу автоматически на новый срок с 1 мая 2017 года по 31 октября 2017 года назначена ЕДВ на проезд в размере 448 рублей.
Решением отделения РЦМП от 1 ноября 2017 года истцу автоматически на новый срок с 1 ноября 2017 года по 30 апреля 2018 года назначена ЕДВ на проезд.
Решением отделения РЦМП от 2 ноября 2018 года истцу автоматически на новый срок с 1 ноября 2018 года по 30 апреля 2019 года назначена ЕДВ на проезд.
Решением отделения РЦМП от 29 апреля 2019 года истцу автоматически на новый срок с 1 мая 2019 года по 31 октября 2019 года назначена ЕДВ на проезд.
Решением отделения РЦМП от 2 февраля 2021 года истцу автоматически на новый срок с 1 февраля 2021 года по 31 июля 2021 года назначена ЕДВ на проезд.
За июнь - октябрь 2017 года включительно истцу произведена выплата ЕДВ на проезд в размере 448 рублей в месяц, что соответствует сумме ЕДВ на проезд, установленной в Республики Татарстан пенсионерам, размер среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышал 20 000 рублей, и не имеющим права на меры социальной поддержки по иным нормативным правовым актам. Факт выплаты ЕДВ подтверждается справкой о перечислениях (л.д. 70).
За ноябрь - декабрь 2017 года ЕДВ на проезд выплачено истцу в размере 180 рублей в месяц, поскольку среднемесячный доход истца составил 25 187 рублей 50 копеек. (л.д. 75). При таком размере среднемесячного дохода в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 в редакции № 21 от 28 августа 2017 года ЕДВ на проезд на 2017 год составлял 180 рублей в месяц. Факт выплаты истцу ЕДВ на проезд за ноябрь и декабрь 2017 года в размере 180 рублей в месяц подтверждается справкой о перечислениях (л.д. 70, л.д. 70 оборот).
За период с января 2018 года по декабрь 2019 года включительно ЕДВ на проезд выплачено истцу в размере 90 рублей в месяц, поскольку среднемесячный доход истца составил 27 315 рублей 50 копеек. (л.д. 75). При таком размере среднемесячного дохода в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 в редакции № 21 от 28 августа 2017 года ЕДВ на проезд на 2018 год составлял 90 рублей в месяц. Факт выплаты истцу ЕДВ на проезд за 2018 год в размере 90 рублей в месяц подтверждается справкой о перечислениях (л.д. 70 оборот, 71).
За период с января 2019 года по 30 апреля 2019 года выплата ЕДВ на проезд истцу не осуществлялась, поскольку среднемесячный доход истца составил 26 541 рублей 75 копеек (л.д. 75 оборот). При таком размере среднемесячного дохода в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 в редакции № 24 от 25 декабря 2018 года выплата ЕДВ на проезд не была предусмотрена.
За период с 1 мая 2019 года по 31 октября 2019 года ЕДВ на проезд выплачено истцу в размере 180 рублей в месяц, поскольку среднемесячный доход истца составил 24 868 рублей 12 копеек. (л.д. 75 оборот). При таком размере среднемесячного дохода в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 в редакции № 24 от 25 декабря 2018 года ЕДВ на проезд на 2019 год составляла 180 рублей в месяц. Факт выплаты истцу ЕДВ на проезд подтверждается справкой о перечислениях.
В период с 1 ноября 2019 года по 30 апреля 2020 года ЕДВ на проезд истцу не выплачивалось, поскольку среднемесячный доход истца составил 25 424 рублей 24 копейки. При таком размере среднемесячного дохода в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542 в редакции № 24 от 25 декабря 2018 года выплата ЕДВ на проезд не была предусмотрена.
1 сентября 2020 года истец подал в отделение Республиканского центра материальной помощи в Советском районе города Казани письменное заявление, в котором просил произвести возврат денежных средств за проезд за период с апреля по август 2020 года (л.д. 10).
3 марта 2021 года истец подал в отделение Республиканского центра материальной помощи в Советском районе города Казани письменное заявление, в котором указал, что 1 сентября 2020 года обращался с заявлением о возврате денежных средств за проезд за период апрель-июль 2020 года, однако до настоящего времени не получил ответ на своё обращение (л.д. 14).
Ответчиком ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» не предоставлено допустимых доказательств своевременного направления истцу ответа на его обращения от 1 сентября 2020 года и от 3 марта 2021 года.
25 октября 2022 года истец подал в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан письменное обращение на имя министра (л.д. 20). Ответ министерства на данное обращение истца направлен ему почтой 18 ноября 2022 года по указанному им в заявлении адресу, что подтверждается реестром почтовых отправлений со штемпелем почтовой службы. В реестре указана фамилия истца, инициалы его имени и отчества, указан адрес отправления, который соответствует адресу, указанному истцом в обращении в министерство. Соответственно, представлено допустимое доказательство тому, что ответ на обращение истца от 25 октября 2022 года направлен ему в установленный законом срок.
Разрешая возникший спор в части исковых требований о взыскании ЕДВ на проезд за период с июня 2017 года по май 2020 года, суд первой инстанции, исходя из того, что исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами (сведениями о доходах истца, сведениями о произведенных истцу выплатах) подтверждено, что выплата ЕДВ на проезд в спорный период произведена истцу в полном соответствии с законодательством, регулирующим спорные правоотношения и какая-либо недоплата ЕВД на проезд отсутствует, пришел к выводу об отсутствии установленных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в данной части. Кроме того, в данной части судом первой инстанции довод истца о необоснованном учете получаемой им страховой пенсии по старости при определении размера его среднемесячного дохода отклонен, поскольку в соответствии с Приложением к Положению о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, в том числе пенсии, а также все предусмотренные системой оплаты труда выплаты учитываются при расчете среднего заработка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о направлении в следственные органы предписания на проведение комплексной проверки деятельности органов социальной защиты и привлечении к ответственности в соответствии с действующим законодательством сотрудников органов социальной защиты, суд первой инстанции исходил из того, что в рамках рассмотрения гражданского дела суд не наделен полномочиями по инициированию проверки в отношении органов власти и привлечению лиц к ответственности (уголовной, дисциплинарной, административной).
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований в части взыскания морального вреда, суд первой инстанции, указав, что поскольку бездействие, нарушающее требования закона об обязательном рассмотрении обращения в установленный законом срок, отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии обратившегося, затрагивает достоинство личности, и нарушает личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред, а также с учетом того обстоятельства, что ответчиком ГКУ «РЦМП» не было предоставлено допустимых доказательств своевременного направления истцу ответов на его обращения, пришел к выводу о причинении истцу морального вреда в результате несвоевременного рассмотрения его заявлений.
Судебная коллегия, соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными по следующим основаниям.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает по существу правильными.
Довод истца о том, что орган социальной защиты при определении размера среднемесячного дохода необоснованно учитывал получаемую истцом страховую пенсию по старости обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии с Приложением к Положению о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года № 542, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, в том числе пенсии, а также все предусмотренные системой оплаты труда выплаты учитываются при расчете среднего заработка.
Довод апелляционной жалобы истца о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, в связи с тем, что представитель ответчика отсутствовал на судебных заседаниях, состоявшихся 2 марта 2023 года и 13 марта 2023 года, по вине суда первой инстанции, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, не усматривая в данной части нарушение судом первой инстанции статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так из материалов дела следует, что определением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 1 февраля 2023 года (л.д. 1) исковое заявление Осипенко М.В. было принято к производству суда и назначено судебное заседание на 2 марта 2023 года в 9 часов 00 минут. В адрес ответчика Министерства направлена соответствующая судебная повестка, которая была им получена 10 февраля 2023 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д. 29). Согласно протоколу судебного заседания от 2 марта 2023 года (л.д. 30-31), представитель ответчика Министерства на судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. По результату состоявшегося 2 марта 2023 года судебного заседания к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ «РЦМП», судебное разбирательство отложено на 28 марта 2023 года на 9 часов 00 минут. Проведение судебного заседания 13 марта 2023 года материалами настоящего дела не подтверждается. Представители ответчиков, извещенные о судебном заседании, представили в материалы дела письменные отзывы на исковое заявление, в которых изложили свои доводы по заявленным истцом исковым требованиям.
Довод апелляционной жалобы истца об отказе в приеме заявления об отводе состава суда без предоставления каких-либо разъяснений, судебная коллегия также отклоняет как несостоятельный и не основанный на фактических обстоятельствах дела. Так из протокола судебного заседания от 28 марта 2023 года (л.д. 84-86) следует, что истцом Осипенко М.В. заявлено ходатайство и поставлен вопрос об отводе судьи, который был разрешен судом первой инстанции путем вынесения мотивированного протокольного определения без удаления в совещательную комнату.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела в зале судебного заседания находились посторонние лица, не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права, поскольку в соответствии со статьей 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводилось в открытом судебном заседании.
Довод жалобы истца о нарушении судьей требований Кодекса судейской этики, со ссылкой на некорректное поведение судьи в процессе, подлежит отклонению, как недоказанный. Согласно материалам дела, судом при рассмотрении дела не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые повлекли принятие неправильного судебного постановления.
Иные доводы апелляционной жалобы истца судебной коллегией также отклоняют как несостоятельные, кроме того основанием к отмене решения не являются, поскольку указанные истцом обстоятельства на законность обжалуемого судебного постановления не влияют.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 28 марта 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Осипенко М. В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи