Решение по делу № 2-3002/2015 от 04.08.2015

Дело № 2-3002/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2015 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Ершова А.А.,

при секретаре судебного заседания Сидорчук Е.А.,

с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Задкова Е.С.,

материального истца Колесниковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах Колесниковой И.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности инициирования процедуры для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания жилого помещения,

установил:

заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ в суд с иском в интересах Колесниковой И.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности инициирования процедуры для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что по обращению Колесниковой И.А. прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой было установлено следующее. Колесникова И.А. совместно с Колесниковой А.А., Ерофеевой Я.А., Колесниковым С.А., Колесниковой Н.А., Колесниковой А.А., проживает в квартире <адрес> и является нанимателем данного жилого помещения. По результатам межведомственной проверки, проведенной специалистом государственной жилищной инспекции Саратовской области, было установлено, что указанная квартира имеет комплекс повреждений, выразившихся в наличии трещин; в области наружных стен дома выявлены местные разрушения, деформации, отклонения от вертикали; в области крыши выявлены загнивание, прогибы, нарушение в соединениях и другие неисправности деревянных стропил, балок, обрешётки, повреждение, отсутствие покрытия коньков, ребер, разжелобков, неисправность кровельных покрытий парапетов, карнизов, вентшахт. Относительно входов в здание и лестничных клеток, обнаружена неисправность входных дверей. Во внутренней системе отопления не функционируют отдельные стояки. В жилых помещениях имеются протечки и их последствия, повреждения покрытия стен внутри помещений, трещины и разрушения штукатурного и окрасочного слоя потолков. Здание, в котором расположена квартира истца, имеет значительный моральный и физический износ, в связи с чем оно не подлежит капитальному ремонту, из-за физического износа основных строительных конструкций здания, непригодных для эксплуатации и не подлежащих капитальному ремонту. Условия проживания в квартире не соответствуют требованиям СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Согласно действующему законодательству на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность по капитальному ремонту жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования, в том числе жилых помещений сдаваемых по договору социального найма. Вместе с тем, администрация муниципального образования «Город Саратов» до настоящего времени не предпринимает надлежащих мер по устранению выявленных нарушений технической эксплуатации данного жилого дома и признания его аварийным. Техническое состояние дома затрагивает права и законные интересы истца, проживающей в квартире данного дома. Колесникова И.А. обратилась в прокуратуру района с заявлением о защите жилищных прав, поскольку создается угроза для её жизни и здоровья, а также членов её семьи, в связи с чем прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту указанных лиц.

В связи с изложенным, процессуальный истец просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, расположенного по адресу: <адрес> незаконным. Просит также признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в необращении с заявлением в межведомственную комиссию для инициирования процедуры, предусмотренной п. 42-52 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, в отношении жилого дома <адрес>, незаконным, а также возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Город Саратов» инициировать процедуру, установленную указанным положением, подготовить и представить документы, указанные в п.п. 44, 45 данного положения, на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, для рассмотрения вопроса о признании непригодными для проживания квартиры <адрес>.

Представитель процессуального истца и материальный истец в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представители ответчиков администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», третьего лица ООО «МастерДом» и третьи лица Колесникова А.А., Ерофеева Я.А., Колесников С.А., Колесникова Н.А., Колесникова А.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили, причин неявки суду не сообщили.

Ранее от администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице Комитета правового обеспечения в суд представлен отзыв на исковые требования, согласно которого ответчик заявленные требования не признает. Он указывает, что истцом не представлено доказательств не соответствия действий (бездействий) ответчика какому-либо закону или иному правовому акту. Орган местного самоуправления в данном случае осуществляет общий контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием ветхих помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Функции по непосредственному ремонту и содержанию жилищного фонда осуществляет организация, обслуживающая жилищный фонд. Со стороны истца не представлено доказательств наличия либо отсутствия выявленных в доме нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, что свидетельствует об отсутствии необходимости обращения в межведомственную комиссию. Отсутствуют доказательства причинно-следственной связи между наличием выявленных нарушений и действиями органа местного самоуправления. Сам ответчик является лишь собственником комнаты, где проживает истец. Требование о возложении обязанности нести расходы по подготовке документов на межведомственную комиссию в отношении всей квартиры является необоснованным. В полномочия ответчика не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение межведомственную комиссию.

От ответчика администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» ранее также поступал письменный отзыв на иск, в котором он выражал своё несогласие с заявленными требованиями. В отзыве указано, что со стороны истца не представлены доказательства обращения с соответствующими заявлениями в межведомственную комиссию. В администрацию района жильцы квартиры также не обращались.

Представитель третьего лица сектора по обеспечению исполнения переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» Мищенко М.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя органа опеки и попечительства.

С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.

Выслушав объяснения процессуального истца и материального истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ установлено, к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Колесникова И.А. является квартиросъемщиком квартиры <адрес>. Вместе с ней по указанному адресу проживают и зарегистрированы Колесникова А.А., несовершеннолетние Ерофеева Я.А., <дата> года рождения, Колесников С.А., <дата> года рождения, Колесникова Н.А., <дата> года рождения, и Колесникова А.А., <дата> года рождения, что подтверждается справкой о составе семьи от <дата>, заявлением администрации Октябрьского района г. Саратова от <дата> и сведениями адресно-справочной службы Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (л.д. 14, 18, 59).

Жилое помещение <адрес> включено в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов», что подтверждается письмом администрации муниципального образования от <дата> и распоряжением Комитета по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> Держателем объекта жилищного фонда является администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» (л.д. 19, 20-21).

В результате проведенной инспекционной проверки со стороны прокуратуры Октябрьского района города Саратова в присутствии государственного жилищного инспектора города Саратова установлено, в квартире <адрес> имеются трещины и деформации, отклонение по вертикали в отношении наружных стен; загнивание, прогибы, нарушения в соединениях и другие неисправности деревянных стропил, балок, обрешетки в крыше в результате пожара, повреждение коньков, ребер, разжелобков, кровельных перекрытий, покрытий, парапетов, карнизов крыши, неисправность входных дверей, отсутствуют функционирование отдельных стояков внутренней системы отопления, а также имеются повреждения в результате пожара в виде протечек жилого помещения, повреждения покрытий стен во внутренних помещениях, трещины на стенах и перегородках, разрушение штукатурного слоя потолков. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от <дата> (л.д. 22-23).

Все указанные нарушения комиссией квалифицированы как нарушения
п.п. 3.1., 3.1.1.4.5, 4.2.1.3, 5.2.1, 6.6.1, 6.6.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от
<дата> № 170.

Жилой дом, в котором проживает истец, является домом <дата> года постройки. Согласно технического паспорта на жилой дом, представленного МУП «Городское БТИ» на <дата> имел износ в размере 50% (л.д. 24-36).

Согласно представленного экспертного заключения от <дата>, составленного ФГУЗ <данные изъяты>, в результате обследования квартиры <адрес> установлено, что на момент обследования в квартире отключены все коммуникации. Стенки газовой печи имеют трещины, штукатурный слой отпал до кирпича. Квартира находится в неудовлетворительном санитарном состояние: на стенах обои порваны в связи с деформацией стен, в жилых комнатах и кухне потолочное деревянное перекрытие провисает, полы деревянные оббиты листами ДВП деформированы, деревянные оконные и дверные блоки деформированы, в жилой комнате площадью — 4, 8 кв.м оконный проем закрыт стеной строящего индивидуального дома. В кухне отсутствует газовая плита и раковина. Квартира захламлена мусором. В холодной пристройке потолочное перекрытие разрушено, деревянные полы прогнили и прогибаются при ходьбе. На стене в помещении пристройки, имеются трещины.

В ходе экспертизы выявлены нарушения, а именно:

- в кухне отсутствует вытяжная канальная вентиляция, что не соответствует
п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2801-10 «Изменения и дополнения №1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;

- в квартире отключены инженерные сети: водоснабжение, газоснабжение, электроосвещение, отопление, что не соответствует п. 2.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Изменения и дополнения №1 к Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;

- квартира захламлена мусором, что не соответствует п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Изменения и дополнения №1 к Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;

- отсутствует естественное освещение в комнате площадью — 4.8 кв.м, оконный проем закрыт кирпичной стеной строящего индивидуального дома, что нарушает раздел V п.5.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Изменения и дополнения №1 к Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения».

С учётом изложенного, экспертом сделан вывод о том, что санитарное состояние квартиры <адрес> не соответствуют п.п. 2.7; 4.7; 9.1, 5.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д.16-17).

Судом также установлено, что <дата> в доме истца произошёл пожар, в результате которого повреждены помещение кухни, участок кровли. При проведении проверки установлено, что наиболее вероятной причиной пожара послужило аварийный режим работы электросети и электрооборудования. Данные обстоятельства подтверждаются справкой ОНД по Октябрьскому району Управления МЧС России по Саратовской области от <дата> и актом о пожаре (возгорании) от <дата> (л.д. 86, 88).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п. 6 ст. 2 данного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Пункт 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

Пунктом 7 Положения решение указанных вопросов возложено на межведомственную комиссию, создаваемую в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.

Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По смыслу пункта 42 Положения основанием для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным требованиям является либо заявление собственника помещения (в данном - случае администрации муниципального образования), либо заявление гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного контроля и надзора.

Постановлением главы администрации города Саратова от <дата> утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

Из содержания п. п. 45, 45.1, 45.2 названного Положения о межведомственной комиссии обязанность по представлению в комиссию необходимых документов возложена как на собственников, так и на нанимателей жилых помещений. Комиссия признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям. Представление документов является обязательным условием для проведения комиссией оценки соответствия помещений установленным требованиям.

Судом достоверно установлено, что несмотря на то, что в указанном многоквартирном доме выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, а также выявлены другие нарушения, администрация в пределах своих полномочий: не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.

Данное бездействие со стороны администрации муниципального образования следует признать недопустимым, поскольку установлено, что состояние жилой помещение, в котором проживает истец, неудовлетворительное, и проживание в указанном доме является опасным.

Администрация обязана обеспечивать сохранность жилых помещений, контролировать и обеспечивать их пригодность для проживания, создавать условия для осуществления прав нанимателей на жилище соответствующее требованиям жилищного законодательства. При этом как собственник муниципальных жилых помещений, администрация муниципального образования «Город Саратов» входит в число лиц, предусмотренных пунктом 42 Положения, по заявлениям которых межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным. Администрация также должна обращаться с такими заявлениями в межведомственную комиссию в целях защиты прав граждан на жилище, соответствующее установленным требованиям.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования «Город Саратов» как собственник муниципального фонда обязана инициировать процедуру, установленную п. 42-52 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, подготовить в представить документы, указанные в п. 44, 45 Положения для принятия решения по вопросу о возможности дальнейшей эксплуатации жилого фонда.

Суд также учитывает, что на момент включения жилого помещения, в котором проживает истец, в реестр муниципальной собственности, данное жилое помещение в результате пожара было повреждено и не было пригодно к проживанию граждан.

Довод ответчика об отсутствии у администрации муниципального образования «Город Саратов» полномочий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, реконструкции, является необоснованным, поскольку основан на неверном толковании вышеуказанных требований закона.

Доказательств, опровергающих выводы суда и установленные обстоятельства, ответчиком администрацией муниципального образования «Город Саратов», суду не представлены в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Оснований для удовлетворения исковых требований к администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» суд не усматривает, так как собственником жилого помещения, в котором проживает истец, она не является.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возложении на администрацию муниципального района «Город Саратов» инициировать процедуру, установленную п. 42-52 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, подготовить в представить документы, указанные в п. 44, 45 Положения для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания в квартире, определив срок в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества по адресу: <адрес>

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в необращении с заявлением в межведомственную комиссию для инициирования процедуры, предусмотренной
п.п. 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, в отношении жилого дома <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, подготовить и предоставить документы, указанные в п.п. 44, 45 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания квартиры <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                      подпись     А.А. Ершов

2-3002/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова
Колесникова И.А.
Ответчики
Администрация Октябрьского района МО "Город Саратов"
Администрация МО "Город Саратов"
Другие
ООО "МастерДом"
Сектор по обеспечению исполнения переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Октябрьск
Колесников С.А.
Колесникова А.А.
Ерофеева Я.А.
Колесникова Н.А.
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
04.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2015Передача материалов судье
07.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2015Подготовка дела (собеседование)
24.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2015Судебное заседание
21.09.2015Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее