УИД 23RS0047-01-2024-006831-45
К делу № А 12-122/2024 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2024 года г. Крымск Краснодарского края
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Литвиненко Т.А.,
при секретаре Щербатовой Н.А.,
рассмотрев жалобу ООО «Песчаник», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Моисеева А.В. №16-12/2024-160 от 06.06.2024 по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Моисеева А.В. №16-12/2024-160 от 06.06.2024 по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ ООО «Песчаник» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000,00 рублей.
ООО «Песчаник» обжаловало указанное постановление по следующим основаниям.
В жалобе указывают, что ООО «Песчаник», действует в соответствии с Уставом Общества и согласно кодов общероссийского классификатора видов экономической деятельности внесённых в установленном порядке в единый государственный реестр юридических лиц согласно которых осуществляет разработку гравийных и песчаных карьеров, добычу глины и каолина (коды 08.12 и 08.12.2 ОКВЭД) и добычу прочих полезных ископаемых, не включенных в другие группировки (код 08.99 ОКВЭД), а также Общество осуществляет иную деятельность, не запрещённую действующим законодательством Российской Федерации и предусматриваемую Уставом Общества и указанным ЕГРЮЛ.
С 10.07.2019 Общество обладает лицензией N? КРД 81134 ТР на право пользования недрами с целевым назначением разведка и добыча песка на Никитинском участке в Крымском районе Краснодарского края. ООО «Песчаник» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами: 23:15:0415000:550, 23:15:0415000:551, располагающихся в границах бывшего СПК колхоза «Ленинский путь», на основании договоров аренды. Собственником указанных земельных участков является Макаров Андрей Владимирович. В соответствии с вышеуказанной лицензией на пользование недрами с целевым назначением и видами работ «Никитинский» участок Крымский район для геологического изучения, разведки и добычи песка, право пользования участка недр Никитинский предоставлено владельцу лицензии - 00О «Песчаник» (дата окончания лицензии 19.06.2037). Земельный участок с кадастровым номером: 23:15:0415000:551 для производства работ по добыче инертных материалов не используется, какие-либо работы на вышеуказанном участке ООО «Песчаник» не проводит. Решением Совета муниципального образования Крымский район от 21.12.2022 N? 280 в генеральный план Киевского сельского поселения Крымского района внесены изменения, в результате которых земельный участок с кадастровым номером: 23:1560415000:550 расположен в производственной зоне (том 2, раздел 6, стр. 285).
В генеральном плане ООО «Песчаник» указан как предприятие по добыче песка месторождения в границах бывшего СПК колхоз Ленинский путь в производственной зоне (том 1 раздел 2.3.1., стр. 27). Решением Совета муниципального образования Крымский район от 21.12.2022 N? 281 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Киевского сельского поселения Крымского района (далее - П33), утв. Решением Совета Киевского сельского поселения Крымского района от 29.12 2012 N? 175. ООО «Песчаник» направило ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:15:0415000:550, расположенные по адресу: Краснодарский край, Крымский район, в границах бывшего СПК колхоза «Ленинский путь», в границах земельного участка с кадастровым номером 23:15:0415000:550 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения (земли промышленности) для добычи полезных ископаемых дополнено отдельным согласием собственника земельного участка с кадастровым номером 23:15:0415000:550 Макарова А.В. При этом необходимо отметить, что в представленных документах в приложении к Ходатайству в копии договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:15:0415000:550 N? б/н от 01.03.2022, зарегистрированного управлением Росреестра по Краснодарскому краю 14.03.2022 N?23:15:0415000:550-23/227/2022-2, пунктом 1.2 установлено, что Макаров А.В. дал своё согласие на осуществление перевода земельного участка с кадастровым номером 23:15:0415000:550 из категории «земель сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли промышленности». В соответствии с изменениями в П33 земельный участок с кадастровым номером 23:1560415000:550 отнесен к зоне II-4 «Зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности С33-100 м.»
К основным видам и параметрам разрешенного использования земельных участков в зоне 1-4 относится и «недропользование». Вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного использования» зона II-4 не содержит. Перечисленные документы по внесению изменений в генеральный план и 1133 размещены на официальном сайте Администрации муниципального образования Крымский район (https://krymsk- region.ru). Согласно сведениям из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Крымский район (ИСОГД) от 02.11.2023 N? 14-11/3272, земельный участок с кадастровым номером 23:15:0415000:550 находится в «Зоне предприятий, производств и объектов IV класса опасности. С33-100 м» с видом разрешенного использования земельного участка - Недропользование (6.1). 31.05.2023 ООО «Песчаник» направило в Департамент имущественных отношений Краснодарского края ходатайство (вх. N? 52-1195/У23) о переводе Земельного участка из категории Земель сельскохозяйственного назначения» в категорию «Земель промышленности, транспорта, мергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения». Порядок и особенности проведения рекультивации земель регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N? 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Проект рекультивации земель в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на земельный участок с кадастровым номером: 23:15:0415000:550 предоставлен ООО «Песчаник». Согласно предоставленному проекту, утвержденному собственником земельного участка А.В. Макаровым, в соответствии с Техническим проектом, работы по техническому этапу рекультивации планируется проводить регулярно по мере отработки месторождения и должны быть завершены в течении года после завершения разработки месторождения. Срок проведения работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером: 23:15:0415000:550 площадью 309658 кв.м., нарушаемого при добыче песка на Никитинском месторождении Крымского района Краснодарского края, составляет 4 года после окончательного завершения добычных работ, из них на проведение: Технического этапа рекультивации после полной отработки месторождения - 1 год. Биологического этапа рекультивации (согласно расчетно-технологической карте на биологическую рекультивацию нарушенных земель, разработанной Росземпроектом Минсельхоза РСФСР) - 3 года. Учитывая, что дата окончания лицензии на право пользования недрами серия КРД N? 81134 ТР от 10.07.2019 с целевым назначением и видами работ «Никитинский участок Крымский район для геологического изучения, разведки и добыче песка» (рег. в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края от 10.07.2019 за N? 1134) - 19.06.2037 год, и срок проведения рекультивации составляет 4 года, а завершение работ по рекультивации земель проводится после полной отработки месторождения, планируемые сроки окончания работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером: 23:15:0415000:550 площадью 309658 кв.м., нарушаемого при добыче песка на Никитинском месторождении Крымского района Краснодарского края: не позднее 190.06.2024 года. ООО «Песчаник» считает привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ не законным и необоснованным,
А поэтому, с учетом вышеизложенного, просит суд Постановление N? 16-12/2024-160 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Песчаник» прекратить.
В судебное заседание представитель ООО «Песчаник» не явился, был извещен надлежащим образом, о чем в деле имеются уведомления, а поэтому суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Южное межрегиональное управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, о чем в деле имеются уведомления, а поэтому суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
Постановлением Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 06.06.202 № 16-12/2024-160 ООО «Песчаник» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000,00 рублей.
Суд не может согласиться с доводами жалобы, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
11.04.2024 с 11:30 по 13:50 старшим государственным инспектором отдела земельного контроля (надзора) Лысенко Д.С., совместно с помощником межрайонного прокурора Чепилко Е.С. и специалистом, инженером Аппазовым А.М., произведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами: 23:15:0415000:550, 23:15:0415000:551. В ходе осмотра установлено, что на земельных участках, относящихся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» с кадастровым номером: 23:15:0415000:550 проводятся работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых, верхний слой почвы складирован в отвалы.
На части земельного участка с кадастровым номером: 23:15:0415000:551 в ходе осмотра, установлено, что верхний плодородный слой снят, не используется для сельскохозяйственного производства. На части земельного участка с кадастровым номером: 23:15:0415000:550 установлено перекрытие гравийно-песчаной смесью (под дорогой). На данный момент из сельскохозяйственного оборота выведены нарушенные части земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:0415000:551, 23:15:0415000:550 категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», так как нарушенные части земельных участков, в связи с перемещенным верхним слоем почвы, не могут использоваться по целевому назначению без проведения рекультивации. Данные факты свидетельствуют, что на частях земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:0415000:551, 23:15:0415000:550 не выполняются обязательные требования и мероприятия по защите и охране почвы от процессов, ухудшающих ее качественное состояние, не проведены агротехнические и фитосанитарные мероприятия, поверхностное улучшение почвенного ландшафта, не приняты меры направленные на защиту и охрану почв от процессов, ухудшающих ее качественное состояние.
Довод ООО «Песчаник» о том, что земельный участок с кадастровым номером: 23:15:0415000:550 в соответствии с изменениями в ПЗЗ отнесен к зоне П-4 «зона предприятий, производств и объектов IV класса опасности» суд признает несостоятельным по следующим основаниям. Пунктом 2 ст. 30 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190 -ФЗ установлено, что Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно п. 6 ст. 36 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136- ФЗ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Таким образом, в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ от № 136-ФЗ земли, указанные вп. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ч. 1 ст. 79 Земельного Кодекса РФ, такие сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с абз. 2, 4, 7, 8 статьи 42 Земельного кодекса РФ от г. № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно абз. 1, 2, 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101- ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции
способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с выявленным негативным воздействием на почвы, которое было допущено при проведении добычи следует, что пользователь вышеуказанного земельного участка не предпринял все зависящие меры по соблюдению правил и норм земельного законодательства, не предпринял меры направленные на агротехнические и фитосанитарные мероприятия, не выполнил обязательные мероприятия по защите и охране почв от процессов, ухудшающих его качественное состояние.
ООО «Песчаник» должно было знать о запретах и ограничениях, требованиях и обязанностях, связанных с осуществлением сельскохозяйственной деятельности на землях категории сельскохозяйственного назначения способами, не противоречащими действующему земельному законодательству РФ, но не приняло все зависящие меры по соблюдению правил и норм земельного законодательства на земельных участках, что повлекло к негативному воздействию на почву земельных участков с кадастровыми номерами: 23:15:0415000:550, 23:15:0415000:551.
Довод ООО «Песчаник» о том, что работы по рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами: 23:15:0415000:550, 23:15:0415000:551должны быть проведены после 2041 года, суд также признает несостоятельным.
В Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору поступал проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 23:15:0415000:550, нарушаемого при добыче песка на Никитинском месторождении Крымского района Краснодарского края (вх. от 22.03.2023 № 5806).
Как установлено судом проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 23:15:0415000:551 в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору не поступал.
При этом, в нарушение Обществу вменяется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, а именно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Невыполнение пользователем установленных требований, обязательных мероприятий по улучшению, защите, охране земель, окружающий среды от негативного воздействия, предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения - не принятие пользователем своевременных мер по борьбе с сорной растительностью влечет за собой резкое увеличение потенциальной засоренности почв, для снижения которой потребуется увеличение количества механических обработок почвы, что так же негативнее сказывается на плодородии земель, так как ухудшает структурный (механический) состав почв, либо потребует применение гербицидов в максимально допустимых дозировках, что приводит к накоплению в почве тяжелых металлов и остатков гербицидов.
Агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; агрохимические мероприятия совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений; противоэрозионные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии.
Способы (комплекс мероприятий) защиты и охраны почвы от процессов, ухудшающих ее качественное состояние, землепользователи выбирают самостоятельно, учитывая требования закрепленные законодательством РФ: Федеральными законами, нормативно-правовыми актами, ГОСТ и не противоречащими им.
Выявленные обстоятельства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, а именно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Факт совершения ООО «Песчаник» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подтверждается доказательствами, подтверждающими виновность указанного лица в совершении административного правонарушения в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ; постановлением и.о. Крымского Межрайонного прокурора Сергеева А.С. от 19.04.2024 с приложением.
Руководствуясь ст. 30.1 – 30.7. КоАП РФ, ст. 24.5 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы ООО «Песчаник» на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Моисеева А.В. №16-12/2024-160 от 06.06.2024 по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья