Дело № 3а-526/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
председательствующего судьи Черниковой Л.С.,
при секретаре Михаленко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в интересах Черевко (ФИО)12 к Администрации города Нефтеюганска, Департаменту финансов администрации города Нефтеюганска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Шейрер Е.Г. на основании ст. 39 КАС РФ обратился в интересах Черевко М.Д.. с указанным административным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что Черевко М.Д. является пенсионером, проживает в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Вступившим 16.01.2018г. в законную силу решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.09.2017г. на администрацию города Нефтеюганска возложена обязанность предоставить семье Черевко М.Д. вне очереди благоустроенное жилое помещение в границах г. Нефтеюганска. 23.03.2018г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району возбуждено исполнительное производство, которое до настоящего времени административным ответчиком (должником) не исполнено. Общая продолжительность неисполнения судебного решения составила более 2 лет. Принимая во внимание возраст административного истца, длительность неисполнения судебного решения, значимость для нее и ее семьи предоставления жилого помещения взамен аварийного, проживание в котором создает угрозу жизни и здоровья, с учетом практики Европейского суда, просил взыскать в пользу Черевко М.Д. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, которую заявитель оценивает в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании прокурор (ФИО)15 поддержала заявленные требования. Черевко М.Д., заинтересованные лица Борисов С.Г., Черевко Д.В. в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица -Управления Федеральной службы судебных приставов России по ХМАО - Югре в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Интересы муниципального образования город Нефтеюганск в соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), ст. 27, 28 Устава города Нефтеюганска (принят решением Думы города Нефтеюганска от 30.05.2005 N 475), п. 1.2, п.1.4 Положения о департаменте финансов администрации города Нефтеюганска
(утв. Решением Думы города от 22.06.2011 № 73-V) представляет Департамент финансов администрации города Нефтеюганска – финансовый орган муниципального образования и главный распорядитель бюджетных средств города.
Департамента финансов города Нефтеюганска представил письменные возражения, ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком. Решение вопросов о предоставлении жилых помещений на условиях социального найма относится к компетенции департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, который также является распорядителем бюджетных средств в указанной сфере. Дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 150, 258 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав прокурора, изучив материалы административного дела, гражданского дела № 2-2560/2017, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц ( ст. 46).
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьей 13 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2010 N 4-П указано, что судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
В соответствии с частями 1, 2,3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц
Дела о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежат рассмотрению в порядке, установленном Главой 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и не относятся к категории дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства.
Доводы представителя Департамента финансов администрации г. Нефтеюганска в указанной части основаны на неверном толковании закона.
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также аналогичной норме содержащейся в части 8 статьи 3 Закона о компенсации, административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В силу части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта (пункт 40).Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта ( п. 46).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта ( п. 55).
В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта (п. 56).
Судом установлено, что решением Нефтеюганского районного суда от 26 сентября 2017 года на администрацию города Нефтеюганска ХМАО-Югры возложена обязанность «предоставить Черевко М.Д., Борисову С.Г., Черевко Д.В. равнозначную ранее занимаемому жилому помещению, расположенному в г. Нефтеюганске пос. СУ 62 дом 3 кв.2 благоустроенную применительно к данному населенному пункту двухкомнатную квартиру в г. Нефтеюганске ХМАО – Югры общей площадью не менее 37,1 кв.м., жилой не менее 27,4 кв.м., отвечающую установленным требованиям во внеочередном порядке».
16 января 2018 года апелляционным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры указанное решение оставлено без изменения.
19 марта 2018 выдан исполнительный лист серии № ФС 023510277, который 22 марта 2018 поступил в Отдел службы судебных приставов- исполнителей по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району ХМАО – Югры.
23 марта 2018 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району ХМАО – Югры возбуждено исполнительное производство N (номер), должнику - Администрации г. Нефтеюганска предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить решение суда.
В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем совершались исполнительные действия, направленные на понуждение должника к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
09.10.2018г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника – администрации г. Нефтеюганска исполнительского сбора.
09.10.2018, 01.08.2019, 26.05.2020, 25.08.2020 должнику направлялись требования об исполнении решения суда в 7-дневный срок.
07 декабря 2018 администрация г.Нефтеюганска была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с неисполнением требований судебного пристава-исполнителя об исполнении судебного решения.
18 октября 2019 года администрация г. Нефтеюганска привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
26 февраля 2020 Глава г. Нефтеюганска предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае злостного неисполнения требований исполнительного документа.
На требования судебного пристава-исполнителя должник предоставлял информацию о предпринимаемых мерах по исполнению судебного решения.
15 октября 2018 года сообщено, что в адрес департамента муниципального имущества администрации г. Нефтеюганска 01.03.2018г. направлено обращение о размещении муниципального заказа на приобретение жилого помещения для семьи Черевко М.Д. ( Т. 2 л.д. 16)
В письме от 14.09.2020 сообщено, что ввиду отсутствия свободных жилых помещений и денежных средств в бюджете муниципального образования, предоставление семье Черевко М.Д. жилого помещения запланировано на второе полугодие 2022 в соответствии с графиком реализации муниципальной жилищной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 30.04.2019г. № 228-п, а также с учетом графика исполнения судебных решений ( Т.2 л.д. 44,45).
При таком положении, длительность неисполнения решения суда от 26.09.2017г. со дня предъявления исполнительного листа в ОСП по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району – 22.03.2018 до момента рассмотрения настоящего дела - 23.11.2020 составила 2 года 8 месяцев 1 день.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в установленный законом срок.
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в которой лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Д. против Российской Федерации" от 4 декабря 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "К. против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "К. и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "К. и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года).
Анализ причин неисполнения судебного акта, ставшего обязательным для исполнения в силу положений ст. 13 ГПК РФ со дня вступления в законную силу – 16.01.2018г., позволяет прийти к выводу, что действия должника, осуществляемые в целях исполнения решения суда, не были достаточными и эффективными.
Администрацией города Нефтеюганска в целях исполнения решения суда лишь 01.03.2018г. в адрес Департамента муниципального имущества администрации г. Нефтеюганска было направлено обращение о размещении муниципального заказа на приобретение жилого помещения для семьи Черевко М.Д.
Каких-либо иных активных действий по исполнению решения суда от 26.09.2017г. должником не совершалось.
При этом взыскателем Черевко М.Д. действий (бездействий), препятствовавших своевременному исполнению судебного акта, не осуществлялось.
Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с отсутствием необходимых для исполнения денежных средств и иных ресурсов, при условии, что должником достаточных мер для получения денежных средств не принималось, в связи с чем доводы письменных возражений администрации г. Нефтеюганска в указанной части не могут быть приняты во внимание.
Все доводы административного ответчика сводятся к отсутствию целесообразности исполнения судебного акта ранее 31.12.2022 года - срок реализации в отношении дома 3 п. СУ-62, г. Нефеюганск муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья (утв. Постановлением администрации города Нефтеюганска от 30.04.2019г. № 228- п с последующими изменениями).
Однако в резолютивной части решения суда от 26.09.2017г. необходимость соблюдения очередности предоставления жилого помещения либо иного порядка не предусмотрены.
Такой подход органа местного самоуправления к соблюдению требования исполнения судебного акта в разумные сроки, нарушает принцип обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта, подрывает авторитет органов публичной власти и государства, и приводит к длительности неисполнении судебного акта без объективных к тому причин.
При таком положении, принимая во внимание обстоятельства дела, объем мер, принятых должником по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, поведение взыскателя, отсутствие обстоятельств, препятствующих исполнению решения, суд приходит к выводу о том, что длительность неисполнения судебного акта не отвечает требованию разумного срока, является чрезмерной, и при условии неисполнения решения суда до настоящего времени, права Черевко М.Д. на исполнение судебного акта в разумный срок продолжают нарушаться.
Следовательно, имеет место нарушение статьи 6 Конвенции.
Установленный факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
При определении размера компенсации суд, учитывая требования Черевко М.Д.., общую длительность неисполнения указанного выше решения суда, непринятие достаточных и эффективных мер административным ответчиком для его исполнения, вызванные длительностью нарушения последствия, их значимость для Черевко М.Д., с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, считает возможным определить сумму компенсации в размере 35000 рублей, полагая, что требуемая административным истцом сумма – 3000 000 рублей является чрезмерно завышенной.
Решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подлежит исполнению немедленно Департаментом финансов администрации города Нефтеюганска за счет средств бюджета муниципального образования городской округ город Нефтеюганск.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Присудить Черевко (ФИО)14 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей, перечислив их на расчетный счет (номер), открытый на ее имя в Западно-Сибирском отделении № <данные изъяты>
Решение подлежит исполнению Департаментом финансов администрации города Нефтеюганска за счет средств бюджета муниципального образования городской округ город Нефтеюганск.
Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 декабря 2020 года.
Судья суда ХМАО-Югры подпись Л.С. Черникова
Копия верна
Судья суда ХМАО-Югры Л.С. Черникова