УИД № 57RS0014-01-2022-001488-63
Дело № 2-1-1077/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2022 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю в составе земель сельскохозяйственного назначения,
установил:
Администрация Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование заявленных требований указано, что Постановлением главы администрации Мценского района от 25 февраля 1992 г. № 130 зарегистрирован Устав сельскохозяйственного коллективного предприятия «Мир» и в долевую собственность граждан предоставлен земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, земельному участку присвоен кадастровый №. Указанным постановлением утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизованному хозяйству, с определением размера доли каждого собственника 8,4 га, в данном списке значилась О.В.Е. В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Карандаковского сельского поселения был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и списки невостребованных земельных долей. В список была включена доля О.В.Е. в связи с отсутствием информации о распоряжении ею земельной долей. Указанный список опубликован в газете «Орловская правда» от 18 февраля 2012 г. № 24 (25564), размещен на официальном сайте администрации Мценского района. С момента публикации списка собственников невостребованных земельных долей и до его утверждения от лиц, считающих, что принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных, принимались возражения в письменной форме. Лица, заявившие возражения, исключались из списка собственников невостребованных долей, при этом возражений от О.В.Е. не поступило. Поскольку назначенное на 4 июля 2012 г. собрание собственников земельных долей по СПК «Мир» не состоялось, администрацией Карандаковского сельского поселения принято Постановление от 4 августа 2012 г. № 54/2, которым утверждены списки невостребованных земельных долей, куда включена доля О.В.Е. Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости за О.В.Е. 16 марта 2001 г. было зарегистрировано право на 1/230 долю в праве общей долевой собственности и 1/41 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. 10 декабря 2015 г. О.В.Е. умерла. В соответствии со сведениями реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты наследственное дело к ее имуществу не заводилось. Поскольку отсутствуют сведения о том, что кто-либо выражал намерение распорядиться принадлежащими О.В.Е. земельными долями, а также об использовании их по назначению более трех лет подряд, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные доли являются невостребованными.
По данным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просит признать за Карандаковским сельским поселением Мценского района Орловской области право муниципальной собственности на земельные доли общей площадью 16,8 га (2 земельных доли размером по 8,4 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование) категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащие О.В.Е..
Представитель истца администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчиков Межрегионального территориального управления Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Представитель Управления Росреестра по Орловской области в ходатайстве о рассмотрении дела в свое отсутствие разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный пай в общей долевой собственности. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Названым Законом также предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6, ч. 7 и ч. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в ч. 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в ч. 2 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Судом установлено, что Постановлением главы администрации Мценского района Орловской области от 25 февраля 1992 г. № 130 «О регистрации Устава сельскохозяйственного коллективного предприятия «Мир» в долевую собственность граждан предоставлен земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>
Председателем Мценской районной приватизационной комиссии утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизованному хозяйству, с определением размера доли каждого собственника 8,4 га. В данном списке значится О.В.Е.
До 27 июня 2013 г. на основании Постановления Правительства Орловской области от 23 ноября 2009 г. № 243 средством массовой информации для публикации сообщений о сделках на рынке земли в Орловской области являлась газета «Орловская правда».
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Карандаковского сельского поселения был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Список был опубликован в газете «Орловская правда» от 18 февраля 2012 г. № 24 (25564), размещен на официальном сайте администрации Мценского района в сети «Интернет».
В указанном списке Орлова В.Е. значится правообладателем двух земельных долей, при этом возражений относительно принадлежащих ей земельных долей после публикации не поступило.
Поскольку собрание собственников земельных долей по СП «Мир» не состоялось, по истечении четырех месяцев со дня публикации списка администрацией Карандаковского сельского поселения было принято Постановление от 4 августа 2012 г. № 54/2, которым утверждены списки невостребованных земельных долей, куда включены, в том числе, доли О.В.Е.
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости за О.В.Е. 16 марта 2001 г. было зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/230 долю в праве, и Дата зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/41 долю в праве на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (оставшийся земельный участок).
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области по запросу суда представлены копии документов из материалов регистрационного дела, на основании которых за О.В.Е. зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/230 долю в праве и 1/41 долю в праве на земельный участок с кадастровым номером №.
Запись о регистрации права долевой собственности О.В.Е. от 9 августа 2005 г. на 1/41 долю в праве на указанный выше земельный участок произведена на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, согласно которому О.В.Е. Дата года рождения приняла наследство после смерти своей сестры О.В.Е., умершей 1 августа 2004 г. Наследственное имущество состояло из земельной доли площадью 8,4 га сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой собственности граждан на территории СП «Мир», что на дату оформления свидетельства составляло 1/41 от площади земельного участка.
Запись о регистрации права долевой собственности О.В.Е. от 16 марта 2001 г. на 1/230 долю в праве на земельный участок с кадастровым номером № осуществлена на основании свидетельства о праве на землю серии РФ-VIII №, выданного Комитетом по земельным ресурсам Мценского района 20 мая 1996 г., в соответствии с которым она приобретает право общей долевой собственности на землю в КСП «Мир» площадью 8,4 га (усредненно) с оценкой 154 баллогектара.
10 декабря 2015 г. О.В.Е. умерла, что подтверждается записью акта о смерти от 14 декабря 2015 г. № 1001, составленной Территориальным отделом ЗАГС города Мценска, Мценского района Управления ЗАГС Орловской области.
Согласно информации, представленной по запросу суда нотариусом Мценского нотариального округа, наследственное дело к имуществу О.В.Е. Дата года рождения, умершей 10 декабря 2015 г. по данным системы ЕИС не заводилось.
Администрацией Аникановского сельского поселения Мценского района Орловской области представлена информация, что О.В.Е. Дата года рождения на момент смерти была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Вместе с ней по состоянию на 10 декабря 2015 г. был зарегистрирован сожитель Т.Н.И., то есть лицо, не являющееся родственником наследодателя.
В силу ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение;
земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Частью 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 5 и п. 50 Постановления от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъясняет, что до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов.
Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в ч. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Перечисленные функции Росимущество реализует через свои территориальные управления.
Таким образом, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Применительно к возникшему спору принадлежащие О.В.Е. земельные доли не были приняты Межрегиональным территориальным управлением Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях в собственность Российской Федерации в качестве выморочного имущества. Каких-либо данных, свидетельствующих о том, они включены в реестр федерального имущества, суду не представлено.
В свою очередь положения ст. 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем признания на них права муниципальной собственности.
В частности, ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлена возможность признания выморочных земельных долей невостребованными.
Как указывалось выше, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, собственник которой умер, при этом отсутствуют наследники или никто из наследников не принял наследства.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что кто-либо выражал намерение распорядиться принадлежащими О.В.Е. земельными долями, а также об их использовании по назначению более трех лет подряд, указанные обстоятельства свидетельствует о том, что спорные земельные доли не были никем востребованы.
Суд также принимает во внимание положения ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, которая относит сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным землям, имеющим приоритет в использовании и подлежащим особой охране, а также ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривающей принудительное изъятие у собственника земельного участка, в случае установления факта неиспользования участка по целевому назначению в течение трех и более лет подряд.
По указанным основаниям исковые требования администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области следует удовлетворить и признать за сельским поселением право муниципальной собственности на земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование) по адресу: <адрес>, принадлежащие О.В.Е., общей площадью 16,8 га, поскольку согласно первоначальным правоустанавливающим документам размер каждой земельной доли составлял 8,4 га.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 5 Постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняет, что в резолютивной части решения суда, являющегося основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, указывается на прекращение права лица, сведения о котором были внесены в государственный реестр.
Учитывая данные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, настоящее решение является основанием для прекращения права общей долевой собственности О.В.Е. (1/41 доля в праве и 1/230 доля в праве) на земельный участок с кадастровым номером 57:11:0000000:96 (единое землепользование), и регистрации этого права за администрацией Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области удовлетворить.
Признать за Карандаковским сельским поселением Мценского района Орловской области право муниципальной собственности на земельные доли общей площадью 16,8 га (2 земельных доли размером по 8,4 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование) категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащие О.В.Е..
Настоящее решение является основанием для прекращения права общей долевой собственности О.В.Е. (1/41 доля в праве и 1/230 доля в праве) на земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование), и регистрации данного права за администрацией Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 3 ноября 2022 г.
Председательствующий Е.В. Журавлева