УИД 18OS0000-01-2020-000153-55
Дело № 3а-222/2020
Решение
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе: судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Токаревой М. В.,
с участием прокурора Бузанаковой Е. Б.,
представителя административного истца Л.В.В., действующей на основании доверенности от 30 апреля 2020 года (срок действия по 31 декабря 2020 года),
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики С.А.А., действующего на основании доверенностей от 14 мая 2020 года (срок действия по 12 мая 2022 года), от 28 декабря 2019 года (срок действия по 31 декабря 2020 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лидер-С» об оспаривании в части пунктов нормативного правового акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Лидер-С» (далее по тексту - ООО «Лидер-С», Общество) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия:
постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года № 565 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год», в части пункта 96;
постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», в части пункта 2231;
постановление Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», в части пункта 1650;
постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», в части пункта 2183;
постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в части пункта 1820;
постановление Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части пункта 1233.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Общество является собственником объекта недвижимости – административного здания, назначение – нежилое, 4-этажное (подземных этажей – 1), общая площадь 3068,8 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Данный объект недвижимости включен в Перечни объектов недвижимости, в отношении, которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год. Считает, что вид разрешенного использования земельного участка, техническая документация на объект недвижимости и его фактическое использование не позволяют отнести данный объект к объектам недвижимости в отношении которых налоговая база определяется из их кадастровой стоимости, он не подлежал включению в оспариваемые пункты.
В судебном заседании представитель административного истца Л.В.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица С.А.А. по существу заявленных требований не возражал.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
29 декабря 2014 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 565 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» (далее по тексту – Постановление № 565), текст которого 30 декабря 2014 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее по тексту – Перечень на 2015 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2015 года (пункт 5 Постановления № 565).
В пункт 96 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
22 января 2015 года Постановление № 546 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU18000201401124.
В настоящее время Постановление № 565 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 05 мая 2015 года № 225, от 29 июня 2015 года № 324, от 17 августа 2015 года № 416, от 28 октября 2015 года № 490, от 29 декабря 2015 года № 585, от 26 июня 2017 года № 282, от 18 ноября 2017 года № 477, от 23 марта 2018 года № 70, от 16 августа 2018 года № 349, от 11 января 2019 года № 2, от 16 апреля 2019 года № 149, от 05 декабря 2019 года № 564, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2016 года 2016 № 3а-202/2016~М-161/2016, от 17 ноября 2016 года № 3а-204/2016~М-162/2016, от 17 ноября 2016 года № 3а-205/2016~М-164/2016, от 16 февраля 2017 года № 3а-37/2017, от 03 марта 2017 года № 3а-70/2017, от 23 марта 2017 года № 3а-56/2017, от 27 апреля 2017 года № 3а-97/2017, от 30 мая 2017 года № 3а-111/2017, от 30 мая 2017 года № 3а-118/2017, от 13 июня 2017 года № 3а-121/2017, от 15 августа 2017 года № 3а-150/2017~М-122/2017, от 26 сентября 2017 № 3а-162/2017~М-136/2017, от 12 декабря 2017 года № 3а-201/2017, от 23 марта 2018 года № 3а-58/2018, от 10 января 2019 года № 3а-13/2019, которыми в Перечень на 2015 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 96.
29 декабря 2015 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (далее по тексту – Постановление № 586), текст которого 29 декабря 2015 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее по тексту – Перечень на 2016 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2016 года (пункт 3 Постановления № 586).
В пункт 2231 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:030016:199, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. В. Шоссе, 196/2.
15 января 2016 года Постановление № 586 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU RU18000201501243.
В настоящее время Постановление № 586 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 04 апреля 2016 года № 138, от 25 апреля 2016 года № 174, от 15 августа 2016 года № 340, от 31 октября 2016 года № 465, от 26 декабря 2016 года № 545, от 20 марта 2017 года № 83, от 26 июня 2017 года № 282, от 18 ноября 2017 года № 477, от 01 марта 2018 года № 55, от 23 марта 2018 года № 70, от 16 мая 2018 года № 179, от 16 августа 2018 года № 349, от 21 сентября 2018 года № 402, от 22 ноября 2018 года № 496, от 11 января 2019 года № 2, от 01 марта 2019 года № 72, от 16 апреля 2019 года № 149, от 30 июля 2019 года № 323, от 22 октября 2019 года № 477, от 05 декабря 2019 года № 564, от 27 апреля 2020 года № 149, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 02 февраля 2017 года № 3а-31/2017, от 28 марта 2017 года № 3а-62/2017, от 04 апреля 2017 года № 3а-76/2017, от 11 апреля 2017 года № 3а-96/2017, от 18 апреля 2017 года № 3а-77/2017, от 27 апреля 2017 года № 3а-99/2017, от 26 мая 2017 года № 3а-177/2017, от 30 мая 2017 года № 3а-110/2017, от 30 мая 2017 года № 3а-111/2017, от 30 мая 2017 года № 3а-118/2017, от 01 июня 2017 года № 3а-104/2017~М-68/2017, от 02 июня 2017 года № 3а-112/2017, от 02 июня 2017 года № 3а-113/2017, от 02 июня 2017 года № 3а-114/2017, от 08 июня 2017 года № 3а-107/2017~М-74/2017, от 08 июня 2017 года № 3а-108/2017~М-75/2017, от 22 июня 2017 года № 3а-109/2017~М-72/2017, от 27 июля 2017 года № 3а-132/2017~М-102/2017, от 27 июля 2017 года № 3а-138/2017~М-109/2017, от 27 июля 2017 горда № 3а-139/2017~М-110/2017, от 18 августа 2017 года № 3а-147/2017~М-120/2017, от 18 августа 2017 года № 3а-146/2017~М-118/2017, от 24 августа 2017 года № 3а-148/2017~М-119/2017, от 05 сентября 2017 года № 3а-159/2017~М-129/2017, от 21 сентября 2017 года № 3а-142/2017~М-112/2017, от 26 сентября 2017 года № 3а-162/2017~М-136/2017, от 29 сентября 2017 года № 3а-161/2017~М-133/2017, от 19 октября 2017 года № 3а-180/2017~М-156/2017, от 07 ноября 2017 года № 3а-191/2017~М-166/2017, от 12 декабря 2017 года № 3а-201/2017, от 09 февраля 2018 года № 3а-25/2018(3а-230/2017)~М-213/2017, от 23 марта 2018 года № 3а-58/2018, от 23 марта 2018 года № 3а-59/2018, от 23 марта 2018 года № 3а-68/2018, от 05 апреля 2018 года № 3а-84/2018, от 19 апреля 2018 года № 3а-88/2018, от 06 сентября 2018 года № 3а-160/2018, от 14 декабря 2018 года № 3а-227/2018, от 18 декабря 2018 года № 3а-230/2018, от 20 декабря 2018 года № 3а-246/2018, от 10 января 2019 года № 3а-5/2019, от 10 января 2019 года № 3а-7/2019, от 10 января 2019 года № 3а-15/2019, от 15 января 2019 года № 3а-16/2019, от 15 января 2018 года № 3а-18/2019, от 15 января 2019 года № 3а-19/2019, от 15 января 2019 года № 3а-247/2019, от 22 января 2018 года № 3а-10/2019, от 05 марта 2020 года № 3а-86/2019, от 26 марта 2019 года № 3а-102/2019, от 29 марта 2019 года № 3а-104/2019, от 01 ноября 2019 года № 3а-294/2019, от 30 января 2020 года № 3а-65/2020 (3а-424/2019), от 30 января 2020 года № 3а-74/2020, которыми в Перечень на 2016 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 2231.
26 декабря 2016 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (далее по тексту – Постановление № 546), текст которого 28 декабря 2016 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее по тексту – Перечень на 2017 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2017 года (пункт 3 Постановления № 546).
В пункт 1650 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:030016:199, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. В.Шоссе,196/2.
11 января 2017 года Постановление № 546 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU 18000201601571.
В настоящее время Постановление № 546 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 26 июня 2017 года № 282, от 18 ноября 2017 года № 477, от 01 марта 2018 года № 55, от 23 марта 2018 года № 70, от 16 мая 2018 года № 179, от 16 августа 2018 года № 349, от 21 сентября 2018 года № 402, от 22 ноября 2018 года № 496, от 11 января 2019 года № 2, от 01 марта 2019 года № 72, от 16 апреля 2019 года № 149, от 30 июля 2019 года № 323, от 22 октября 2019 года № 477, от 05 декабря 2019 года № 564, от 27 апреля 2020 года № 149, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 августа 2017 года № 3а-148/2017, от 19 октября 2017 года № 3а-181/2017, от 27 октября 2017 года № 3а-168/2017, от 15 марта 2018 года № 3а-61/2018, от 23 марта 2018 года № 3а-58/2018, от 17 мая 2018 года № 3а-114/2018, 30 августа 2018 года № 3а-150/2018, от 06 сентября 2018 года № 3а-160/2018, от 20 декабря 2018 года № 3а-245/2018, от 21 декабря 2018 года № 3-234/2018, от 10 января 2019 года № 3а-5/2019, от 10 января 2019 года № 3а-6/2019, от 10 января 2019 года № 3а-14/2019, от 05 января 2019 года № 3а-3/2019, 15 января 2019 года № 3а-16/2019, 15 января 2019 года № 3а-18/2019, 15 января 2019 года № 3а-247/2019, 22 января 2018 года № 3а-10/2019, 05 марта 2019 года № 3а-86/2019, 26 марта 2019 года № 3а-102/2019, 18 апреля 2019 года № 3а-135/2019, от 17 октября 2019 года № 3а-318/2019, от 01 ноября 2019 года № 3а-294/2019, от 30 января 2020 года № 3а-73/2020, которыми в Перечень на 2017 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 1650.
29 ноября 2017 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее по тексту – Постановление № 502), текст которого 30 ноября 2017 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
08 декабря 2017 года Постановление № 502 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республики за № RU18000201701224.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее по тексту – Перечень на 2018 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2018 года (пункт 3 Постановления № 502).
В пункт 1977 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:030016:199, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
В настоящее время Постановление № 502 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01 марта 2018 года № 55, от 23 марта 2018 года № 70, от 16 мая 2018 года № 179, от 16 августа 2018 года № 349, от 21 сентября 2018 года № 402, от 22 ноября 2018 года № 496, от 11 января 2019 года № 2, 01 марта 2019 года № 72, от 16 апреля 2019 года № 149, от 30 июля 2019 года № 323, от 22 октября 2019 года № 477, от 05 декабря 2019 года № 564, от 27 апреля 2020 года № 149, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 23 марта 2018 года № 3а-58/2018, от 19 апреля 2018 года № 3а-93/2018, от 22 мая 2018 года № 3а-113/2018, от 31 мая 2018 года № 3а-110/2018, от 06 сентября 2018 года № 3а-160/2018, от 20 декабря 2018 года № 3а-244/2018, от 10 января 2019 года № 3а-5/2019, от 22 января 2019 года № 10/2019, от 01 февраля 2019 года № 3а-8/2019, от 20 февраля 2019 года № 3а-25/2019, от 05 марта 2019 года № 3а-86/2019, от 26 марта 2019 года № 3а-102/2019, от 17 октября 2019 года № 3а-318/2019, от 01 ноября 2019 года № 3а-294/2019, от 17 декабря 2019 года № 3а-380/2019, от 19 декабря 2019 года № 3а-388/2019, от 26 декабря 2019 года № 3а-386/2019, от 04 февраля 2020 года № 3а-33/2020, которыми в Перечень на 2018 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 2183.
29 ноября 2018 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее по тексту – Постановление № 507), текст которого 29 ноября 2018 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
04 декабря 2018 года Постановление № 507 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республики за № RU18000201801271.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее по тексту – Перечень на 2019 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2019 года (пункт 3 Постановления № 507).
В пункт 1820 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
В настоящее время Постановление № 507 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01 марта 2019 года № 72, от 16 апреля 2019 года № 149, от 30 июля 2019 года № 323, от 22 октября 2019 года № 477, от 05 декабря 2019 года № 564, от 27 апреля 2020 года № 149, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2019 года № 3а-64/2019, от 16 апреля 2019 года № 3а-137/2019, от 23 мая 2019 года № 3а-165/2019, от 18 июня 2019 года № 3а-190/2019, от 05 июля 2019 года № 3а-213/2019, от 22 августа 2019 года № 3а-261/2019, от 17 октября 2019 года № 3а-318/2019, от 17 октября 2019 года № 3а-318/2019, от 17 декабря 2019 года № 3а-380/2019, от 19 декабря 2019 года № 3а-389/2019, от 07 февраля 2020 года № 3а-428/2019(3а-69/2020), которыми в Перечень на 2019 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 1820.
12 ноября 2019 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее по тексту – Постановление № 522), текст которого 12 ноября 2019 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее по тексту – Перечень на 2020 год).
В пункт 1233 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
В настоящее время Постановление № 522 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2019 года № 616, от 27 апреля 2020 года № 149, от 27 мая 2020 года № 226, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 декабря 2019 года № 3а-380/2019, которыми в Перечень на 2020 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 1233.
Проверяя порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил.
Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (далее по тексту - Закон УР № 55-РЗ) на территории республики введен налог на имущество организаций.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 20 ноября 2014 года № 65-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» с 01 января 2015 года на территории республики налог на имущество организаций введен исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Частью 2 статьи 1.1 Закона УР № 55-РЗ предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу, и в указанной части административным истцом не оспаривается.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемые нормативные правовые акты вступили в силу, являются действующими, административное исковое заявление подано суд в период их действия.
Как следует из материалов административного дела на дату принятия нормативных правовых актов в оспариваемой части и на дату подачи административного искового заявления ООО «Лидер-С» является собственником вышеуказанного объекта недвижимости (л. д. 10).
Указанный объект включен в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, на 2016 год, 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год.
Из изложенного следует, что административный истец является налогоплательщиком налога на имущество организаций и субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах, административный истец, полагающий, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Проверяя существо положения нормативных правовых актов в оспариваемой части и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об их не соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром в силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из положений пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 названной статьи в ее целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Статьей 1.1 Закона УР № 55-РЗ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 1.1 указанного Закона, в редакции действовавшей до 01 января 2019 года к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (подпункт 1 статьи 1.1).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Здание признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового или торгового центра или фактически используется для данных целей, либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое обследование путем посещения и осмотра спорного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 на момент включения его в Перечень на 2020 год Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики не проводилось.
Оспаривая пункт 96 Перечня на 2015 год, пункт 2231 Перечня на 2016 год, пункт 1650 Перечня на 2017 год, пункт 2183 Перечня на 2018 год, пункт 1820 Перечня на 2019 год, пункт 1233 Перечня на 2020 год, административный истец исходит из того, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка, документации на спорный объект недвижимости и фактического использования условия для включения его в Перечни, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона УР № 55-УР отсутствовали.
В обоснование своих доводов административным истцом в материалы дела представлены: свидетельство о государственной регистрации права, кадастровая выписка о земельном участке; технический паспорт здания.
Материалами дела подтверждено, что данный объект расположен на земельном участке с видом разрешенного использования «промышленное производство. Производственные предприятия, производственные базы строительных, коммунальных, транспортных и других предприятий».
Такой вид разрешенного использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не предусматривает.
Исходя из экспликации к поэтажному плану здания, содержащейся в техническом паспорте, составленном Государственным унитарным предприятием «Удмурттехинвентаризация» по Удмуртской Республике по состоянию на 29 ноября 2010 года, спорный объект недвижимости состоит из: лестничных маршей, раздевалки, теплового узла, производственных помещений, швейных цехов, комната мастера, мастерской, складов, покрасочной, умывальных, подсобных, санузлов, кабинетов, заготовочного участка, закройных цехов, вязальных цехов, гладильных.
Вместе с тем доказательств того, что спорный объект в информационных системах Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике был обозначен как административно-деловой центр, торговый центр, а также то, что нежилое здание предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или его наименование содержало указание на признаки таких объектов, в материалы дела не представлено.
Оценив представленные в материалы настоящего административного дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что отнести спорное здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, ни техническая документация, ни фактическое использование спорного объекта, следовательно, он не подлежал включению в Перечни на 2015 года, на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год.
Доводы административного истца об отсутствии оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечни на 2015 года, на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год со стороны административного ответчика не опровергнуты. Доказательств наличия правовых оснований для включения спорного объекта в Перечни на 2015 года, на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 96 Перечня на 2015 год, пункт 2231 Перечня на 2016 год, пункт 1650 Перечня на 2017 год, пункт 2183 Перечня на 2018 год, пункт 1820 Перечня на 2019 год, пункт 1233 Перечня на 2020 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона УР № 55-РЗ, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой ввиду включения в Перечни на 2015 год, на 2016 год, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Определяя дату, с которой оспариваемые пункты нормативных правовых актов подлежат признанию не действующим, суд, исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках уплаты налога на имущество организаций, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, должно быть достигнуто путем признания их недействующими с момента принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Лидер-С» об оспаривании в части пунктов нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года № 565 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год» в части пункта 96 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
Признать недействующим с момента принятия Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год» в части пункта 2231 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
Признать недействующим с момента принятия Постановление Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год» в части пункта 1650 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Признать недействующим с момента принятия Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год» в части пункта 2183 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Признать недействующим с момента принятия Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год» в части пункта 1820 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Признать недействующим с момента принятия Постановление Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год» в части пункта 1233 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию - Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 10 июля 2020 года.
Судья Н.Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина