Дело 2-111/2024
79RS0002-01-2023-004272-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2024 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Юртаевой О.А.
при секретаре Тереховой Ю.С.
с участием истца Милевского С.В.
представителя истца Жуковой О.И.
представителя ответчика Гладун Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению Милевского Сергея Владимировича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, -
УСТАНОВИЛ:
Милевский С.В. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости. Требования мотивировал тем, что 26.07.2023 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 04.08.2023 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в организациях для детей. При этом в стаж его работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, не включены следующие периоды: с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день); с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день). Считает решение ответчика незаконным, основанным на неверном применении законодательства. Решение ответчика ставит его в неравное положение с другими лицами, осуществляющими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, нарушает его право на получение пенсии. Свою педагогическую деятельность он начал 01.09.1992 в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> и продолжает до настоящего времени. Его педагогический стаж составляет 31 год. За указанный период учреждение потерпело 6 переименований, в настоящее время является <данные изъяты>». Цели и предмет деятельности учреждения не менялись. Согласно записям в его трудовой книжке, а также приказам и тарификационным ведомостям, он работал в должности <данные изъяты>, <данные изъяты>, его педагогическая нагрузка составляла от 18 до 36 часов. Периодически он осуществлял дополнительную работу в порядке внутреннего совмещения, в качестве <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. На протяжении всего периода работы он являлся участником образовательного процесса, осуществлял образование и воспитание детей различных возрастных групп, планировал и организовывал их жизнедеятельность. Работа сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, выезды на турниры, в том числе в выходные и праздничные дни, ответственность за жизнь и здоровье детей. Его педагогическая нагрузка всегда составляла не менее одной ставки. Считает, что он приобрёл право на досрочную страховую пенсию по старости, как лицо, имеющее 25-летний стаж педагогической деятельности. Просил суд признать незаконным решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО от 04.08.2023 № 16970/23 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 «О страховых пенсиях» периоды работы: с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день); с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день); признать за ним право на досрочную страховую пенсию; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости, с даты обращения за её назначением, с 26.07.2023.
В судебном заседании истец Милевский С.В. требования и доводы, изложенные в иске, поддержал. Суду пояснил, что на протяжении всей своей трудовой деятельности он работал <данные изъяты> и <данные изъяты>. В определённый период он занимал должность завуча, это отражено в его трудовой книжке, однако и в этот период он работал с детьми, это было совмещение должностей.
В судебном заседании представитель истца Жукова О.И. требования поддержала. Поддержала письменные доводы по иску, в которых указала, что считает решение ответчика об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, основано на неверном применении законодательства, является незаконным, нарушающим права истца. В соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённой Постановлением Правительства РФ № 678 от 08.08.2013, а затем № 225 от 21.02.2022, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель являются педагогическими работниками, на которых распространяется положение ст. 333 ТК РФ, устанавливающей для педагогических работников сокращённую продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 для тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля, установлена педагогическая нагрузка – 18 часов в неделю. Федеральным законом «О страховых пенсиях» и ранее действующим законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Правительством РФ принято Постановление от 16.07.2014 № 665 о списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Подпунктом «м» п. 1 Постановления определено, что при установлении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью применяются нормативные акты в подпункте «м», с учётом порядка, установленного Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014, в том числе Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, от 29.10.2002 № 781. В п. 2 Списка, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, в наименовании учреждений предусмотрены учреждения дополнительного образования детей, в том числе. Детско-юношеские спортивные школы всех наименований, а в наименовании должностей указана должность тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя. В п. 3 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, определено, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. С 01.01.2015 вступили в силу Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014. В п. 11 Правил указано, что в качестве документа, подтверждающего периоды работы, принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета. Право истца на досрочную страховую пенсию по старости, как лицом, осуществляющим педагогическую деятельность, подтверждается приказами работодателя о приёме на работу в качестве <данные изъяты>, о предоставлении увеличенного ежегодного оплачиваемого отпуска, об установлении стимулирующих надбавок, как <данные изъяты>, должностной инструкцией, тарификационными ведомостями, выписками из приказов об установлении педагогической нагрузки, приказами о присвоении квалификационной категории, справкой об особых условиях труда. В настоящее время педагогический стаж работы истца составляет 31 год 3 месяца, величина его индивидуального пенсионного коэффициента составляет 118,710. Отказ ответчика в назначении истцу пенсии основан на положениях п. 12 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а именно, отсутствие у него стажа не менее 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, поименованных в Списке, утверждённом указанным постановлением. В Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 более детально определены правила подсчёта педагогического стажа, Список и Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 781, применяются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 665, в п. 3 которого указано, что при исчислении периодов работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется, в том числе, Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, которым утверждён Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право досрочную пенсию. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1067 установлено, что требование о наличии стажа 16 лет 8 месяцев, по состоянию на 01.01.2001, относится к работникам, поименованным в п. 1 Списка, а истец весь период осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной п. 2 Списка и в учреждении дополнительного образования для детей, предусмотренном п. 15 Списка, требование о наличии стажа 16 лет 8 месяцев, к нему не применимо. Считает, что истец имеет право на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости. Просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО Гладун Т.С. иск не признала. Суду пояснила, что в разделе 2 Списка, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, поименованы в качестве учреждений детские юношеские спортивные школы всех наименований, работа в которых подлежит зачёту для назначения досрочной пенсии, при этом, согласно п. 12, начиная с 01.01.2001 включается в специальный стаж период работы, при наличии двух условий: наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях, поименованных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также факт работы независимо от её продолжительности, в период с 01.11.1999 по 31.12.2000. Кроме того, стаж работы истца в должности <данные изъяты>, зачтён в специальный стаж с 01.12.1997 по 31.10.1999, а период работы с 01.11.1999 по 31.07.2001 не зачтён в специальный стаж, зачтён в общий трудовой стаж, поскольку согласно п. 8 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должности <данные изъяты> учреждения дополнительного образования засчитывается в специальный стаж работы за период до 01.11.1999. Должности <данные изъяты> не поименованы в Списке № 781, доказательств того, что истец в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 выполнял работу <данные изъяты>, в материалах дела не имеется. Отсутствуют приказы о том, что он осуществлял совмещение должностей.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 суду показала, что Милевский С.В. с 2001 года по настоящее время постоянно работал с детьми, в должности <данные изъяты>, также занимал должность <данные изъяты>.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено и из материалов дела следует, что 26.07.2023 Милевский С.В. обратился в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от 04.08.2023 № 16980/23 Милевскому С.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия необходимой продолжительности специального (педагогического) стажа. Продолжительность его стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лица, осуществляющего педагогическую деятельность в учреждении для детей, на дату подачи заявления, 26.07.2023, составила 7 лет 2 месяца 1 день, при требуемом стаже 25 лет.
Пенсионным органом в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ включены следующие периоды работы 7 лет 2 месяца 1 день:
с 01.09.1992 по 04.12.1994 – 2 года 3 месяца 4 дня;
с 05.12.1994 по 30.11.1997 – 2 года 11 месяцев 26 дней;
с 01.12.1997 по 31.10.1999 – 1 год 11 месяцев 1 день.
Пенсионным органом не включены в специальный стаж периоды работы Милевского С.В.:
с 11.09.1999 по 31.07.2001 – 1 год 9 месяцев 1 день (период работы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> – должность не предусмотрена Списком № 781);
с 01.08.2001 по 31.12.2022 - 21 год 5 месяцев 1 день (периоды работы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> – не выполняется условие п. 12 Правил от 29.10.2002 № 781 – начиная с 01.01.2001 стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев – работодатель подтвердил работу в обычных условиях, не дающих право на досрочную страховую пенсию, в соответствии со ст. 14 Закона № 400-ФЗ.
Из трудовой книжки Милевского С.В. следует, что 01.09.1992 Милевкий С.В. принят на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>; 01.12.1997 переведён <данные изъяты>; 04.04.2001 <данные изъяты> переименована в <данные изъяты>; 01.08.2001 назначен <данные изъяты>; 01.08.2001 принят на работу <данные изъяты> (по совместительству); 01.08.2001 запись № 6 недействительна, установлена <данные изъяты>; 11.01.2009 переведён на должность <данные изъяты> про основному месту работы по 11 р. т.с.; 11.01.2009 назначен <данные изъяты>; 10.03.2009 <данные изъяты>» переименована в <данные изъяты>; 06.10.2010 присвоена первая квалификационная категория по должности <данные изъяты>; 01.01.2013 переведён на должность <данные изъяты>); 01.05.2014 переведён на должность <данные изъяты>); 30.12.2016 <данные изъяты> переименована в <данные изъяты>»; 01.01.2017 переведён на должность <данные изъяты>»; 07.12.2017 <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты>»; 31.01.2021 расторжение трудового договора по инициативе работника; 01.02.2021 переведён на должность <данные изъяты>; 01.02.2021 принят на работу по совместительству на должность <данные изъяты>; 21.10.2022 присвоена квалификационная категория «<данные изъяты>».
Поскольку на день обращения истца в пенсионный орган с заявлением об установлении пенсии у него, с учетом включенного ответчиком в бесспорном порядке в специальный стаж периода продолжительностью 7 лет 2 месяцев 1 дня, продолжительности специального стажа составляла менее требуемых 25 лет, пенсионный орган пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения пенсии по старости досрочно со дня подачи заявления о назначении пенсии по старости, и принял решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Суд соглашается с принятым ответчиком решением, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. С 1 января 2015 года основания назначения страховой пенсии по старости предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 этой статьи.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях") списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (с 1 января 2015 года - страховая пенсия по старости), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 наряду со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвердило Правила исчисления периодов такой работы. Указанные акты применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Пунктом 3 Постановления от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 данного постановления, - применяются:
Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", (далее - Правила 1999 года) - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (абзацы 1, 3, 4 подпункта "в" пункта 3 Постановления от 16 июля 2014 года N 665).
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, были предусмотрены тренеры-преподаватели во внешкольных учреждениях, в том числе в детско-юношеских спортивных школах.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, были предусмотрены тренеры-преподаватели в учреждениях дополнительного образования для детей, в том числе в детско-юношеских спортивных школах всех наименований.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Правил 1999 года в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2001 года N 79 работа в учреждениях дополнительного образования детей (пункт 15 раздела "Наименование учреждений" Списка) засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Списка.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" установлено, что изменения и дополнения, внесенные этим Постановлением в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 и в утвержденные этим Постановлением Список и Правила, применяются при исчислении выслуги, за периоды работы, начиная с 01 ноября 1999 года, а в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 данного Постановления, и ранее этой даты.
В соответствии с пунктом 1 этого же Постановления Правительства Российской Федерации работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 данного Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Периоды работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 01 января 2001 года засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, и (или) пунктами 1 - 14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 данного Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 данного Постановления.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в пункте 2 раздела "Наименование должностей" предусмотрен тренер-преподаватель, в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в том числе детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, (далее - Правила от 29 октября 2002 года N 781) работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 6 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в числе которых директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего) в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 01 января 2001 года, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года (пункт 12 Правил). При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Из названных нормативных правовых актов и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что для включения периодов работы в должности тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях), в том числе детско-юношеских спортивных школах, начиная с 01 января 2001 года, в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", введены обязательные условия, а именно: у лица на 01 января 2001 года должен иметься стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; и факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка. При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитывается.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца о включении в специальный стаж периода работы тренером-преподавателем с 01.08.2001 по 31.12.2022, поскольку у истца на 01 января 2001 года отсутствовал стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в вышеуказанных Списках, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Положения пункта 12 Правил от 29 октября 2002 года N 781 неоднократно оспаривались в Конституционный Суд Российской Федерации, которым высказана правовая позиция о том, что оспариваемый пункт 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, фактически воспроизводит положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067", предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года без ограничений, а начиная с 01 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей, в том числе тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N 954-О, от 19 декабря 2019 года N 3376-О от 23 апреля 2020 года N 1026-О).
Как установлено судом, истец на момент изменения правового регулирования не выработал требуемую продолжительность стажа на соответствующих видах работ (16 лет 8 месяцев), поэтому отсутствуют основания полагать, что его пенсионные права нарушены.
Поскольку на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (не менее 25 лет) не имелось, в связи с чем суд не находит правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Не подлежит удовлетворению и требование истца о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж период его работы с 01.11.1999 по 31.07.2001 – 1 год 9 месяцев 1 день, по следующим основаниям.
Период с 01.01.2001 по 31.07.2001 не подлежит включению в специальный трудовой стаж истца по указанным выше основаниям.
Период трудовой деятельности истца с 01.11.1999 по 01.01.2001 не подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку в указанный период, согласно трудовой книжке истец занимал должность <данные изъяты>.
В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в силу подпункта "в" пункта 8 Правил работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" названного выше Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в числе которых директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего) в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 1 января 2001 года, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года (пункт 12 Правил). При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Поскольку истец в спорный период работал в должности <данные изъяты>, а доказательств того, что он в период с 01.11.1999 по 01.01.2001 также работал в должности <данные изъяты>, суду не представлено, суд не находит оснований для включения указанного периода трудовой деятельности истца в его специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Милевского Сергея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ЕАО (паспорт серии № №) к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН 1032700296859) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья О.А. Юртаева
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2024 г.