РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
29 января 2018 года г. Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Левина С.А.
при секретаре Марукян Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-69/2018 по иску Шадышковой Ольги Вячеславовны к Администрации городского округа Сызрань о признании жилого помещения нежилым и исключении из ЕГРН сведений об объекте
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Шадышкова Р¤РРћ13. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ данным РёСЃРєРѕРј Рє ответчику, ссылаясь РЅР° то, что РѕРЅР° является собственником 1/2 доли жилого помещения общей площадью 25,1 РєРІ.Рј. находящегося РїРѕ адресу: Самарская область, <адрес>. Шадышкова Р¤РРћ28 является собственником 1/2 доли жилого помещения общей площадью 25,1 РєРІ.Рј. находящегося РїРѕ адресу: <адрес>. Шадышкова Р¤РРћ29, РљСѓР·СЊРјРёРЅ Р¤РРћ30 РљСѓР·СЊРјРёРЅ Р¤РРћ31, РљСѓР·СЊРјРёРЅР° Р¤РРћ32 являются собственниками: общая совместная собственность жилого помещения общей площадью 33,2 РєРІ.Рј. находящегося РїРѕ адресу: <адрес>
Жилой дом, в котором находятся <адрес> № ***, является многоквартирным жилым домом. Кроме указанных выше квартир №№ *** в доме по данным Росреестра числится и <адрес>, находящаяся по данным Росреестра на 1 этаже, но фактически в полуподвальном помещении.
Согласно техническому заключению № ***-ОБС, составленному ООО «Проектная компания «Ротонда» от <дата>, высота от пола до потолка в <адрес> составляет 2,12 м.; по всему периметру жилого дома в уровне подвального этажа заложены и оштукатурены все ранее существующие окна; в помещениях квартиры отсутствует какая либо вентиляция; дверь в квартиру является единственным эвакуационным выходом и имеет размеры 1,6x0,7 м., что является недопустимым; в квартире отсутствует кухня, ванная комната, туалет.
Фактически вышеуказанная квартира непригодна для проживания и находится в полуподвальном помещение ниже уровня земли, что не допустимо, согласно действующих норм и требований. Согласно выписки из ЕГРН, данные о собственнике отсутствуют. Согласно справки Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань жилое помещение по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества городского округа Сызрань не числится. Наличие сведений в Едином государственном реестре об объекте недвижимости на <адрес> нарушает их права, т.к. они не имеют возможности в полной мере содержать и обслуживать дом. Сырость в данном полуподвальном помещении разрушает строительные конструкции - деревянные балки и стены, что может привести к обрушению дома.
Отношения собственности регулируются статьями главы 6 ЖК РФ только применительно к такому единому комплексу недвижимого имущества, каким является многоквартирный дом. Основные права и обязанности собственника жилого помещения предусмотрены в ст. 30 ЖК РФ. В ней воспроизведены положения п. 1 ст. 288 ГК РФ о том, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (ст. 30 ЖК РФ). Жилищный кодекс не содержит нормативного определения понятия "многоквартирный дом". В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата>г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Признаком многоквартирного дома, отличающим его от индивидуального дома, предназначенного для проживания одной семьи, является то, что единый комплекс недвижимого имущества многоквартирного дома состоит из отдельных частей - помещений, предназначенных для жилых и нежилых целей, которые могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Другие части этого комплекса (общее имущество) находятся в общей долевой собственности собственников указанных выше помещений. Многоквартирный дом как комплексный объект состоит из: а) жилых помещений; б) нежилых помещений; в) помещений, предназначенных для обслуживания жилых и нежилых помещений и доступа к ним, тесно связанных с ними предназначением и следующих юридической судьбе жилых и нежилых помещений. Жилые и нежилые помещения могут находиться в индивидуальной собственности любых субъектов права собственности независимо от ее формы, а вспомогательное имущество - только в общей долевой собственности указанных субъектов. Общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме являются те части дома, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Состав общего имущества в многоквартирном доме конкретизирован в разделе I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N491 (далее Правила N491).
Согласно п. 1 названных Правил состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009г. N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п. 9 названного Постановления в судебном порядке рассматриваются споры о признании права общей долевой собственности на общее имущество здания, в том числе в случаях, когда в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве индивидуальной собственности на указанное имущество.
На основании вышеизложенного, истица просит признать жилое помещение, площадью 34,2 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>, нежилым помещением – подвалом и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте недвижимости находящимся по адресу: <адрес>
Р’ судебном заседании представитель истицы Шадышковой Р¤РРћ14 РїРѕ доверенности РќСЏРЅСЊРєРёРЅ Р¤РРћ15 исковые требования поддержал, привел РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные выше, дополнил, что если помещение будет признано подвалом, РѕРЅРё СЃРјРѕРіСѓС‚ его ремонтировать Рё обязать Управляющую компанию произвести РІ нем текущий ремонт.
Представитель Администрации Рі.Рѕ.Сызрань РїРѕ доверенности Андреева Р¤РРћ16. исковые требования РЅРµ признала, показала, что перевод жилых помещений РІ нежилые помещения Рё нежилых помещений РІ жилые помещения – это полномочия Межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїСЂРё Администрации Рі.Рѕ.Сызрань, РЅРѕ Рє РЅРёРј никто СЃ таким заявлением РЅРµ обращался. Представитель истца РЅРµ писал заявление РІ Администрацию Рі.Рѕ.Сызрань Рѕ признании помещения бесхозяйным.
Представитель третьего лица - Межведомственной комиссии при Администрации г.о.Сызрань в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без его участия, против удовлетворения исковых требований возражает, поскольку требования истца не обоснованы.
Представители третьих лиц - Комитета имущественных отношений Администрации Рі.Рѕ.Сызрань, РљР–РљРҐ Администрации Рі.Рѕ.Сызрань, представитель третьих лиц – РљСѓР·СЊРјРёРЅР° Р¤РРћ17 РљСѓР·СЊРјРёРЅР° Р¤РРћ18., РљСѓР·СЊРјРёРЅРѕР№ Р¤РРћ19., Шадышковой Р¤РРћ20. РїРѕ доверенности Шадышков Р¤РРћ21 РІ судебное заседание РЅРµ явились, РІ письменном заявлениях РїСЂРѕСЃСЏС‚ рассмотреть дело без РёС… участия.
Представители третьих лиц - Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, поэтому суд определил, рассмотреть дело без их участия.
Суд, проверив дело, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, полагает исковые требования не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Шадышкова Р¤РРћ22 является собственником ? доли квартиры, расположенной РїРѕ адресу: Рі<адрес>, РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи РѕС‚ <дата>
Собственником РґСЂСѓРіРѕР№ ? доли квартиры, расположенной РїРѕ адресу: <адрес> является Шадышкова Р¤РРћ23, РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° дарения РѕС‚ <дата>
Собственниками <адрес>, расположенной РїРѕ адресу: <адрес>, являются РљСѓР·СЊРјРёРЅ Р¤РРћ24, РљСѓР·СЊРјРёРЅ Р¤РРћ25, РљСѓР·СЊРјРёРЅР° Р¤РРћ26, РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° передачу квартир (РґРѕРјРѕРІ) РІ собственность граждан, заключенного СЃ Администрацией Рі.Сызрани РѕС‚ <дата>.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права серии № *** от <дата>., серии № *** от <дата>., серия № *** от <дата>
РџРѕ данным архивного дела Сызранского филиала ГУП «ЦТРВ» РёРЅРІ. в„– *** РґРѕРј РїРѕ <адрес> является жилым РґРѕРјРѕРј СЃ полуподвалом.
1 этаж - полуподвал: <адрес> общей площадью 34,2 кв.м., жилой – 23,5 кв.м., состоит из трех жилых комнат и кухни,
2 этаж: <адрес> - общей площадью 33,2 кв. м., жилой – 23,1 кв.м. и <адрес> - общей площадью 21,3 кв. м., жилой – 14,9 кв.м.
Квартира № *** жилого <адрес> площадью 34.2 кв.м. состоит на кадастровом учете, с кадастровым номером № ***, дата присвоения кадастрового номера - <дата>., что подтверждается кадастровым паспортом от <дата>
В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения. В соответствии с п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата> № *** утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п. 1.2 Регламента получателями муниципальной услуги являются собственники помещений, правообладатели или граждане (наниматели), либо их уполномоченные представители. Результатом предоставления муниципальной услуги являются:- решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;- отказ в предоставлении муниципальной услуги. Срок предоставления муниципальной услуги составляет 65 дней со дня регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги. В соответствии с п.2.7 Регламента при обращении за получением муниципальной услуги заявитель представляет:- заявление по установленной форме;- документ, удостоверяющий личность, а в случае обращения уполномоченного лица -документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица;- в случае обращения уполномоченного лица - доверенность, оформленную в установленном действующим законодательством порядке, на предоставление права от имени заявителя подавать соответствующее заявление, получать необходимые документы и выполнять иные действия, связанные с получением муниципальной услуги;- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;- заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) требованиям, установленным Положением;- заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;- заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя. Заявитель вправе по своей инициативе дополнительно представить в Межведомственную комиссию следующие документы и информацию:- сведения из Единого государственного реестра недвижимости;- технический паспорт жилого помещения;- заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения (признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям.
По результатам работы Межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений установленным требованиям:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
На основании полученного заключения Администрация городского округа Сызрань в установленном порядке принимает решение путем издания соответствующего постановления.
В соответствии с п.45(1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого, комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 Положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение установлен статьей 23 ЖК РФ.
В силу прямого указания закона (части 1 и 2 статьи 23 ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно части 4 статьи 23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
Рстица, РїРѕ сути, РїСЂРѕСЃРёС‚ признать жилое помещение - <адрес> вышеуказанного жилого РґРѕРјР° нежилым.
Однако, с заявлениями о переводе <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> в нежилое помещение собственники, правообладатели или граждане (наниматели) помещений, иные уполномоченные лица в Межведомственную комиссию с предоставлением пакета требуемых законом документов не обращались.
Также собственники, правообладатели или граждане (наниматели) помещений, иные уполномоченные лица в Межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания не обращались, заключение органа государственного жилищного надзора в отношении указанного выше жилого помещения на рассмотрение Межведомственной комиссии не поступало.
При таких обстоятельствах, законных оснований для признания жилого помещения площадью 34,2 кв.м., находящегося по адресу: г<адрес>, нежилым помещением – подвалом и исключении из ЕГРН сведений об объекте, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
РСЃРє Шадышковой Р¤РРћ27 Рє Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Сызрань Рѕ признании жилого помещения площадью 34,2 РєРІ.Рј., находящегося РїРѕ адресу: <адрес> нежилым помещением – подвалом Рё исключении РёР· ЕГРН сведений РѕР± объекте - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Левина С.А.
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2018г.
Судья: Левина С.А.