УИД: 30RS0001-01-2022-009034-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2022 года г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.
при секретаре Рамазановой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5258/2022 по иску службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области к администрации МО «Город Астрахань», Ширяевой О.Ю., Скрябину А.Н., Скрябиной А.В., Капенкиной Ю.А., Капенкину Д.В., Колесниковой Л.Д., Коломийцевой О.А., Скоряк А.В, Проваторовой Е.А., Краморовой (Шелохвостовой) Н.Г., Макарову В.П., Помогаевой Е.В., Бондаренко Д.В., Арапову М.В., Баткаеву Р.И., Мыгаевой В.Ю., Реза-Заде М.Д., Оганесян Д.А., Пальцевой М.Н. Васильевой Ю.В., Яровому И.В., Мурадян Н.С., Донец О.В., Портновой Л.Н., Пудовкиной М.В. об обязании разработать проектную документацию на проведение ремонта, реставрации,
УСТАНОВИЛ:
Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Астрахань», Ширяевой О.Ю., Скрябину А.Н., Скрябиной А.В., Капенкиной Ю.А., Капенкину Д.В., Колесниковой Л.Д., Коломийцевой О.А., Скоряк А.В, Проваторовой Е.А., Краморовой (Шелохвостовой) Н.Г., Макарову В.П., Помогаевой Е.В., Бондаренко Д.В., Арапову М.В., Баткаеву Р.И., Мыгаевой В.Ю., Реза-Заде М.Д., Оганесян Д.А., Пальцевой М.Н. Васильевой Ю.В., Яровому И.В., Мурадян Н.С., Донец О.В., Портновой Л.Н., Пудовкиной М.В. о возложении обязанности в трехмесячный срок солидарно в порядке, предусмотренном действующим законодательством, разработать проектную документацию на проведение ремонта, реставрации литеров «А,а,А1,а1», «Б,б», «Г,г», «В», «Д», входящих в состав объекта культурного наследия регионального значения «Дома жилые (два дома) со складом, 1880-е гг.» расположенный по адресу: <адрес> (Лит. «А,а,А1,а1», «Б,б», «Г,г», «В», «Д», ограда и ворота).
Требования мотивированы тем, что на государственной охране состоит объект культурного наследия регионального значения «Дома жилые (два дома) со складом, 1886-е гг.», расположенный по адресу: <адрес> (Лит. «А,а,А1,а1», «Б,б», «Г,г», «В», «Д», ограда и ворота), входит в состав данного объекта культурного наследия и в настоящее время используется как многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями на первом этаже, собственниками которых являются ответчики.
В результате осмотра объекта культурного наследия установлено, что здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии: на фасадах здания-памятника наблюдается замачивание, отслоение окрасочного, штукатурного слоя, деструкция кирпичной кладки, имеются деформации на деревянной лестнице.
Данные обстоятельства подтверждаются техническим заключением о состоянии основных строительных объекта культурного наследия, выполненным ООО «Континент»». В связи с этими распоряжениями администрации муниципального образования «Город Астрахань» № 177-р от 09.02.2021 г., № 1220-р от 15.07.2021 г., № 501-р от 23.03.2022 г. строения, входящие в состав объекта культурного наследия были признаны непригодными для проживания, подлежащим реконструкции. Служба направила собственникам объекта культурного наследия письма с требованием разработать проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ. Данное требование ответчиками не выполнено.
Представитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области по доверенности Попов П.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «город Астрахань» Кузнецова И.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления, по основаниям изложенным в возражения, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Ответчики Скоряк А.В., Кутепова (Краморова) Н.Г., Ширяева О.Ю., Пудовкина М.В., Васильева Ю.В., представитель Макарова В.П. по доверенности Алмаев А.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в иске отказать.
Другие стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся ответчиков.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия, которое направлено на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Частью 2 статьи 47.3 данного Федерального закона предусмотрено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии со статьей 56.1 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.
В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме. Охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года на государственной охране состоит объект культурного наследия регионального значения «Дома жилые (два дома) со складом, 1880-е гг.» расположенный по адресу: <адрес>л. Кожанова, 1 (Лит. «А,а,А1,а1», «Б,б», «Г,г», «В», «Д», ограда и ворота), входит в состав данного объекта культурного наследия и в настоящее время используется как многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями на первом этаже, собственниками которых являются ответчики.
В результате осмотра объекта культурного наследия установлено, что здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии: на фасадах здания-памятника наблюдается замачивание, отслоение окрасочного, штукатурного слоя, деструкция кирпичной кладки, имеются деформации на деревянной лестнице. Данные обстоятельства подтверждаются техническим заключением о состоянии основных строительных объекта культурного наследия, выполненным ООО «Континент»». В связи с этими распоряжениями администрации муниципального образования «Город Астрахань» № 177-р от 09.02.2021 г., № 1220-р от 15.07.2021 г., № 501-р от 23.03.2022 г. строения, входящие в состав объекта культурного наследия были признаны непригодными для проживания, подлежащим реконструкции. Служба направила собственникам объекта культурного наследия письма с требованием разработать проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ. Данное требование ответчиками не выполнено.
На основании постановления Правительства Астраханской области № 374 от 26.10.2016 года «Об отдельных исполнительных органах государственной власти Астраханской области», постановления Правительства Астраханской области от 13.12.2016 года №444-П «О службе государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области» с 01.01.2017 года функции государственного органа уполномоченного в области сохранения культурного наследия исполняет служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области, на которую возложены обязанности по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Службой государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области в адрес собственников помещений в многоквартирном доме направлены требования об исполнении обязательств по разработке проектной документации для реставрации объекта культурного наследия. Доказательств, подтверждающих исполнения указанных обязательств, собственниками помещений многоквартирного жилого дома в службу представлено не было, что и послужило основанием для обращения в суд.
По смыслу пункта 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственной охране подлежат объекты культурного наследия, включенные в реестр.
Из положений части 3 статьи 15 Федерального закона следует, что сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (статья 16 Федерального закона).
Согласно статье 42 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (статья 43 Федерального закона).
В силу статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Согласно разъяснительному письму Министерства культуры Российской Федерации №212-01.1.-39-ВА от 19 июля 2017 года о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия до начала любых работ на объекте культурного наследия особенности, составляющие предмет охраны объекта, должны быть утверждены.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.
Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемого уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
Суд считает, что отсутствие указаний истцом на конкретные действия, которые ответчики должны выполнить в соответствии с действующим законодательством, фактически лишает их возможности приводить аргументированную позицию по иску, что не позволяет сделать однозначный и объективный вывод.
Кроме того, удовлетворение исковых требований в заявленном объеме вызовет затруднение при исполнении решения суда, приведет к невозможности их принудительного исполнения.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для возложения на ответчиков обязанности разработать проектную документацию на проведение ремонта, реставрации входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Дома жилые (два дома) со складом, 1880-е гг.» расположенный по адресу: <адрес> (Лит. «А,а,А1,а1», «Б,б», «Г,г», «В», «Д», ограда и ворота) без определения порядка проведения работ по подготовке проектной документации, объема работ по сохранению объекта культурного наследия, в связи с этим в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
РЕШИЛ:
исковые требования службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области к администрации МО «Город Астрахань», Ширяевой О.Ю., Скрябину А.Н., Скрябиной А.В., Капенкиной Ю.А., Капенкину Д.В., Колесниковой Л.Д., Коломийцевой О.А., Скоряк А.В, Проваторовой Е.А., Краморовой (Шелохвостовой) Н.Г., Макарову В.П., Помогаевой Е.В., Бондаренко Д.В., Арапову М.В., Баткаеву Р.И., Мыгаевой В.Ю., Реза-Заде М.Д., Оганесян Д.А., Пальцевой М.Н. Васильевой Ю.В., Яровому И.В., Мурадян Н.С., Донец О.В., Портновой Л.Н., Пудовкиной М.В. об обязании разработать проектную документацию на проведение ремонта, реставрации оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 01.11.2022 года.
Судья: О.Н.Хохлачева