РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2014 года г. Мытищи
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
судьи Верховской Е.Н.,
при секретаре Меликян С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-744/14 по иску Ивановой Е. В. к Администрации Мытищинского муниципального района Московской области о предоставлении в собственность земельного участка за плату,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Мытищинского муниципального района Московской области, о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес> за плату в размере 0,3% кадастровой стоимости данного участка
В обоснование заявленных требований указала, что она является членом товарищества с 1997 года и владеет указанным земельным участком. Ранее она обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако ей было отказано со ссылкой на то, что спорный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы. Поскольку, по мнению истца, она не лишена права приобретения в собственность спорного земельного участка за плату, Иванова Е.В. вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец Иванова Е.В. в судебное заседание не явилась, её интересы по доверенности представлял Белявский А.И., который поддержал исковые требования своего доверителя, просил удовлетворить их в полном объёме, с учетом положений, предусмотренных ст. 36 ЗК РФ.
Представитель ответчика – Администрации Мытищинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, сведений об уважительности причины неявки не представил, в связи с чем, суд, на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель 3-его лица Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 74-75).
Представитель 3-его лица СНТ «Юпитер» по доверенности – Рыжков А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Ивановой Е.В. в полном объёме.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Главы Администрации Мытищинского района Московской области №3297 от 05.10.1993 года утверждены границы отвода земельного участка под организацию СНТ «Юпитер» и выдано свидетельство на право бессрочного и бесплатного пользования земельным участком площадью 20,8 гектаров (л.д. 11, 12).
Согласно Заключения правления СНТ «Юпитер» № от ДД.ММ.ГГГГ года, Иванова Е.В. является членом СНТ «Юпитер» и фактическим владельцем земельного участка №, площадью № в СНТ «Юпитер» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14; 77 – 82 – членская книжка ).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года, Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно. Граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
На спорном земельном участке возведено хозяйственное строение, принадлежащее Ивановой Е.В. на праве собственности. Дата выдачи Свидетельства о государственной регистрации права - 29.11. 2013 г. (л.д. 13).
Согласно ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.
Согласно ст. 2 п. 2.2. Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» с изменениями от 24.07.2007 года, собственники зданий, строений и сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Как было указано выше, Иванова Е.В. является собственником хозяйственной постройки, расположенной на спорном земельном участке (л.д. 13).
Спорный земельный участок площадью № сформирован как объект права в соответствии с требованиями ст. 11. 1 ЗК РФ, что подтверждается кадастровым делом ( л.д. 54 – 69 ) и предоставлен истице Администрацией Мытищинского района на праве аренды на 49 лет, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.16 ).
В силу п.3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки.
СНТ «Юпитер» создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 года N-66 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», земельный участок площадью 20,8 Га отведен и предоставлен СТ «Юпитер» на законных основаниях (л.д. 12, 13, 120-121).
Суд также обращает внимание на тот факт, что право собственности истца на здание, расположенное на земельном участке, возникло в 2013 году, то есть после введения в действие Федерального закона от 19.06.2007 года N 102-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации», а право аренды спорного земельного участка возникло – до введения в действие Федерального закона от 19.06.2007 года N 102-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации». Таким образом, основные цели установленного ограничения – санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, в любом случае не будут соблюдены, на каком бы праве истцу не принадлежал данный участок.
Согласно положениям ст. 20 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у СНТ права бессрочного пользования ), право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
Согласно ч.4 ст.28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
То есть, нормы данной статьи прямо указывают на случаи, когда допускается отказ в предоставлении участков в собственность граждан.
В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пп. 14 введен Федеральным законом от 19.06.2007 N 102-ФЗ).
Указанная норма закона предусматривает список ограниченных в оборотоспособности земель, и не содержит запрета на приватизацию вышеперечисленных земель.
Категория земель ограниченная в обороте под условием запрета в приватизации определена ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования » (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 102-ФЗ).
Таким образом, Земельный кодекс РФ регулирует спорные правоотношения, отражая запрет на приватизацию изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков которые запрещено предоставлять в собственность граждан и юридических лиц.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством, не запрещена приватизация спорного земельного участка и у истца имеется право на приобретение спорного земельного участка, поскольку к указанным в ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, а также ст. 65 Водного кодекса РФ категориям, спорный участок не относится.
Как указано выше, ч. 4 ст. 28 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень, когда допускается отказ в предоставлении земельных участков.
Земельный кодекс РФ не запрещает отчуждение земельных участков ограниченных в обороте находящихся в водоохраной зоне 1 и 2 пояса и прямого указания об этом в законе нет.
Таким образом, доводы представителя ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д. 70-72) о том, что земельные участки, ограниченные в обороте, разрешается предоставлять в собственность граждан, только если это прямо разрешено законом – являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство РФ наоборот указывает на то, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в собственности физических лиц не допускается, должны быть прямо указаны в законе.
Кроме того, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В настоящее время санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения установлены Санитарными нормами и правилами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2002 году.
При таких обстоятельствах суд находит, что истец имеет право на приобретение спорного земельного участка в собственность.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Федеральный закон № 102 от 19 июня 2007 г. опубликован 22.02.2007 года в официальном печатном издании «Парламентская газета» и вступил в силу 03.07.2007 года.
В судебном заседании установлено, что право истца на приобретение спорного земельного участка возникло до введения в действие Федерального закона № 102 от 19 июня 2007 г., поскольку она является членом садоводческого некоммерческого объединения с ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения общего собрания членов СНТ «Юпитер». Ивановой Е.В. предоставлен в аренду земельный участок, составляющий территорию СНТ. На основании ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в редакции, установленной ФЗ №93 от 30.06.2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» истица имеет право на приобретение земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 1.1. ст. 36 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В силу ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
Вместе с тем, на основании ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о бесплатном предоставлении ей в собственность спорного земельного участка. Однако, ответчик сообщением от ДД.ММ.ГГГГ за № года отказал в бесплатном предоставлении в собственность данного земельного участка, ссылаясь на ст.27 Земельного кодекса РФ (л.д. 10). После получения отказа, Иванова Е.В. обращалась в суд с аналогичными требованиями к ответчику, однако решением суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении её требований отказано (гражданское дело № л.д. 97-100, 123-127).
При этом, согласно ч. 1 ст. 15 Земельного Кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц на землю являются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 ЗК РФ именно исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Учитывая, что разрешение данного вопроса носит заявительный характер, а с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату истицей в орган местного самоуправления не подавалось, с учетом указанных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что обязанность ответчика по разрешению вопроса о предоставлении Ивановой Е.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью №, расположенного по адресу: <адрес>, с/п Федоскинское, северо-западнее д. Голенищево, СНТ «Юпитер», участок № за плату в размере 0,3% кадастровой стоимости данного участка – подлежит рассмотрению в Администрации Мытищинского муниципального района с момента предоставления истицей заявления и необходимых для этого документов, в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ивановой Е. В. – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Мытищинского муниципального района рассмотреть вопрос о предоставлении Ивановой Е. В. земельного участка № с кадастровым номером № площадью №, расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату в размере 0,3% от кадастровой стоимости данного участка при предоставлении Ивановой Е. В. необходимых документов в соответствии с действующим законодательством.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в апелляционном порядке течение месяца.
Судья